Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

В рамках научных исследований на кафедре ведется работа по следующим направлениям:

1) гендерные особенности коммуникативного поведения в англоязычных и славянских культурах;

2) образы «свой» – «чужой» в национальной картине мира в бело-русской, русской и зарубежной литературах и языках;

3) национальный характер и формы его воплощения в литературе и языке;

4) формирование профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения.

В 2016г. завершается разработка темы «Гендерные особенности коммуникативного поведения в англоязычных и славянских культурах». Научный руководитель темы – кандидат филол. наук, доцент М.Д. Путрова.

Цели исследования:

  • установление особенностей реализации и функций диминутивов, сравнений, модальных средств, переспросов, паремических высказываний, имен собственных, действий молчания в аутентичном говорении и художественных текстах;
  • выявление и анализ ошибок в действиях чтения вслух;
  • исследование дидактических особенностей общения для установления закономерностей формирования интеллектуальной зрелости студента и создания ценностного отношения к педагогической деятельности.

Главный результат исследований в 2015 году – установление новых разновидностей гендерно специфичного молчания, раскрытие ряда особенностей процесса мотивации и переспросов в вербальном поведении на русском, белорусском, английском и американском языках. Полученные данные предполагается обсудить 27–28 октября 2016г. на Шестой международной научной конференции «Гендер и проблемы коммуникативного поведения».

«Гендер и проблемы коммуникативного поведения»

Научные результаты по теме «Гендерные особенности коммуникативного поведения в англоязычных и славянских культурах», используются в процессе изучения учебных курсов «Когнитивная лингвистика», «Межличностное общение», а также в профориентационной работе.

В 2016г. преподаватели кафедры приступили к выполнению научно-исследовательской работы по теме «Образы "свой" – "чужой" в национальной картине мира в белорусской, русской и зарубежной литературах и языках» (2016–2020гг.). Научный руководитель темы – кандидат филол. наук, доцент З.И. Третьяк.

Работа базируется на материалах, полученных в результате выполнения научно-исследовательской работы на тему «Славянские, германские и романские языки и литературы: общее и особенное в историческом и современном взаимодействии культур». Главный результат исследований за период с 2010 по 2015г. – защита 1 кандидатской диссертации, издание 1 монографии, 3 сборников научных трудов, проведение 5 международных научных конференций, публикация 3 УМК и 4 ЭСО по заявленной проблематике.

В рамках исследования планируется разработать актуальную методику изучения образов «свой» – «чужой», выявить их национальную специфику в отечественной и зарубежных литературах и языках. В 2016г. выполняется первый этап научно-исследовательской работы: «Разработка историко-контекстуального метода применительно к изучению образа «свой» – «чужой» в национальной картине мира в белорусской, русской и зарубежной литературах и языках».

6–7 мая 2016г. прошёл Международный научно-практический семинар «Белорусско-французские и франко-белорусские культурные связи в рукописном наследии XVIII – начала ХХ вв.».

В период с 2016 по 2020гг. предполагается подготовить 100 докладов на республиканских и международных научных конференциях, издать 125 научных статей и 7 монографий.

В 2016г. преподаватели кафедры приступили к выполнению научно-исследовательской работы по теме «Национальный характер и формы его воплощения в литературе и языке» (2016–2020гг.; в рамках подпрограммы «Развитие современной белорусской литературы: идейные поиски, жанровая структура, национальная специфика»). Научный руководитель темы – доктор филол. наук, профессор А.А. Гугнин.

Цель исследования – выявление принципов воплощения национального характера в литературных образах, языковых формах в художественной литературе.

Основные направления научных исследований:

  • национальная литература и отдельные ее представители в региональном, национальном, европейском и мировом литературном и историко-культурном контексте;
  • сравнительное литературоведение с учетом регионального, национального, европейского и мирового литературного контекста;
  • народный фольклор и литература в региональном, национальном, европейском и мировом литературном контексте;
  • многоуровневый анализ художественного текста как методологическая проблема.

Результатом работы над темой должны стать:

  • разработка концепции воздействия историко-культурного контекста на специфику отражения национального характера в литературе и языке;
  • здание 3 монографий (история серболужицкой литературы – А.А. Гугнин; исследование языковой картины мира в творчестве В. Короткевича и других белорусских писателей – С.М. Лясович; отображение событий Первой мировой войны в белорусской литературе – З.И. Третьяк).

Научно-исследовательская работа кафедры МЛиИЯ

На кафедре продолжается работа над научно-исследовательской темой «Формирование профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения» (2013–2017гг.). Научный руководитель темы – ст. преподаватель Е.А. Петрова.

В 2015г. осуществлялась разработка раздела «Определение модели дидактической системы формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения; разработка стратегии исследования, разработка методического комплекса исследования». Главный результат исследований в 2015г. – разработка организационно-методического обеспечения дистанционного обучения для проведения занятий в группах заочного отделения (изучение немецкого языка). Материалы для самостоятельной работы размещены на образовательной платформе дистанционного обучения Google Classroom. Исполнители темы подготовили 4 учебных пособия, 5 статей в журналах, входящих в перечень ВАК, 2 работы в изданиях, выходящих за рубежом.

В 2016г. планируется провести экспериментальную проверку реализации модели дидактической системы формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения, разработать ряд образовательных программ, учебно-практических и методических материалов, электронных учебно-методических пособий и учебно-методических комплексов.