Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Престиж высшего учебного заведения во многом зависит от развития его научного потенциала. В Полоцком государственном университете научно-исследовательская деятельность занимает важное место. Преподаватели и студенты принимают активное участие в научных конференциях и форумах, получают патенты и гранты, публикуют свои статьи в отечественных и мировых научных изданиях. В университете созданы все условия для занятия научной деятельностью.


Герой нашей рубрики – выпускник Полоцкого государственного университета, магистр технических наук, ассистент кафедры строительного производства, стипендиат специального фонда Президента Республики Беларусь, номинант премии «Крыніца ведаў – 2018» в номинации «Молодой ученый года», член Совета молодых ученых Андрей Валентинович Должонок.

Андрей Валентинович Должонок

ПГУ – начало моего профессионального пути

«Студенческие годы запомнились тем, что появилось много хороших знакомых и друзей, с которыми я до сих пор общаюсь и поддерживаю связь».

В Полоцкий государственный университет я поступил в 2010 году. Почему ПГУ? Родом я из д. Гайдуки Поставского района. Университет был ближайшим вузом от дома, где готовили специалистов в области строительства. Поэтому решил поступать на инженерно-строительный факультет и связать свою жизнь со строительной специальностью. К тому же мой двоюродный брат тоже проходил обучение в ПГУ по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

Учился в группе 10-ПГС-6, а затем, после расформирования, в 10-ПГС-4. Студенческие годы запомнились тем, что появилось много хороших знакомых и друзей, с которыми я до сих пор общаюсь и поддерживаю связь. У нас собрался достаточно хороший коллектив. Я познакомился с большим количеством отличных ребят, с которыми мы вместе проживали этот важный этап в нашей жизни. За время обучения накапливается большой опыт, мы становимся самостоятельными и ответственными людьми.

Магистратура и аспирантура: формирование научных интересов

«Область моих исследований – разработка стеновых материалов с высокими теплоизоляционными свойствами на основе растительных сельскохозяйственных отходов».

Университет окончил в 2015 году. На распределении предложили работу на кафедре строительного производства, поэтому поступление в магистратуру рассматривал как естественный очередной этап профессионального роста. Выбрал специальность «Строительство». После окончания магистратуры понял, что хочу дальше развиваться в научной сфере, и решил поступать в аспирантуру на специальность «Строительные материалы и изделия». Я видел перспективы дальнейшей работы и актуальность той темы, разработкой которой занимался на протяжении всего периода обучения. Тематика позволяла дальше работать, и мой научный руководитель, декан инженерно-строительного факультета Александр Александрович Бакатович, поддержал меня в моем стремлении. В моем случае, научный руководитель – это тот человек, на помощь и совет которого я всегда могу рассчитывать. На протяжении всего обучения я мог к нему обратиться за советом. Неважно, касалось ли это теоретических аспектов или же практических рекомендаций.

Андрей Валентинович Должонок и Александр Александрович Бакатович

modern building materials 3

В аспирантуре я продолжил заниматься исследованием темы магистерской диссертации, то есть изучением физико-механических и теплотехнических свойств стеновых материалов, но уже на другом уровне, более углубленно.

Область моих исследований – разработка стеновых материалов с высокими теплоизоляционными свойствами на основе растительных сельскохозяйственных отходов. Отходами являются солома различных культур, костра льна. Из этих заполнителей при использовании в качестве вяжущего цемента и извести мы получаем блоки, которые могут дальше использоваться в домах, промышленных зданиях для заполнения каркаса и т.д. На данный момент проделана большая работа: определены в полном объеме теплотехнические характеристики, проведен ряд экспертиз за пределами университета, разработаны технические условия и получены патенты на изобретения. Два – в Евразийском патентном ведомстве, один – в Национальном центре интеллектуальной собственности. При оформлении патента возникало немало вопросов, но благодаря помощи Татьяны Васильевны Гончаровой, начальника отдела сопровождения научных исследований, все получилось. Университет – это, в первую очередь, люди, которые всегда готовы прийти на помощь.

Два года назад я получил грант Министерства образования Республики Беларусь, а в прошлом году мне была назначена стипендия Президента РБ за разработку нового технического решения по рациональному использованию растительного сырья для получения экологически безопасных, эффективных стеновых материалов, получение новых экспериментальных данных по физико-механическим свойствам стеновых материалов на растительных заполнителях. За счет этих средств я проводил экспертизы, которые были необходимы для диссертации. Исследования ведутся в лабораториях нашего  университета.

Кроме проведения исследований важной составляющей научной деятельности, на мой взгляд, является публикационная активность и постоянное участие в научных форумах. В апреле 2019 г. выступал на II Национальной научно-практической конференции «Образование. Транспорт. Инновации. Строительство» в России (г. Омск, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет), в мае – на международной конференции в Вильнюсе, после чего была опубликована моя статья на английском языке. В октябре 2018 г. вместе с моим научным руководителем А.А. Бакатовичем участвовал в XXI Международном научно-методическом семинаре «Перспективные направления инновационного развития строительства и подготовки инженерных кадров» в г. Бресте. В мае 2017 г. выступал с докладом на IV Международной научно-практической конференции «Методология и принципы ценообразования в строительстве. Инновационные технологии в строительной отрасли и их внедрение. BIM-технологии» в г. Минске. В этом же году участвовал в республиканском конкурсе инновационных проектов. И это далеко не полный список моих выступлений на конференциях.

Должонок А.В.

Андрей Валентинович Должонок - победитель в номинации «Молодежь. Вклад в науку»

Это полезный опыт, есть возможность выслушать разные точки зрения, мнения людей, занимающихся схожей тематикой исследования. К тому же туда приезжают и ученые из других городов, стран. По моему мнению, взгляд со стороны нужен всегда.

Docendo discimus (обучая, учимся сами)

«Работа преподавателя – это постоянное саморазвитие и самосовершенствование. Можно и учить, и учиться самому».

Совмещать научно-исследовательскую деятельность с преподавательской начал еще в магистратуре. В первое время было сложно. Еще несколько месяцев назад ты был студентом, готовился к занятиям, экзаменам, преподаватели давали знания, советы, помогали, а теперь самому нужно готовиться к семинарам, оценивать знания студентов и быть для них авторитетом. Это серьезный шаг, меняется представление об учебном процессе, ставишь перед собой другие цели. Еще одна сложность, которая возникла в первое время работы со студентами, это разница в возрасте. Я на тот момент молодой магистрант кафедры строительного производства, вчерашний студент, почти не отличался от ребят, у которых теперь вел занятия. Волновался, как тебя воспримут.

Но благодаря коллективу кафедры, которые помогали и помогают на каждом этапе моего профессионального пути, сейчас мне это дается намного проще. За пять лет моей работы накопился определенный опыт, ты уже чувствуешь себя «в своей тарелке». Могу как преподаватель давать учебный материал на основании собственного опыта. Конечно, всегда есть куда расти.

Андрей Валентинович Должонок

Мне нравится работать со студентами. Бывает, у нас мнения расходятся. В некоторых вопросах ребята более продвинутые, и мне интересно их слушать, узнавать что-то новое. Часть учебной нагрузки – это студенты заочной формы обучения, многие из которых намного старше меня, имеют большой стаж работы на предприятиях, занимают руководящие должности. Их производственный опыт ценен для меня. Работа преподавателя – это постоянное саморазвитие и самосовершенствование. Можно и учить, и учиться самому.

Пожелания молодым ученым

Уверенно идти к намеченной цели, заниматься любимым делом, ставить перед собой новые задачи и воплощать в жизнь смелые задумки. Также желаю покорить новые вершины, по максимуму раскрыть свой научный потенциал, двигаться только вперед, шаг за шагом идти к своей цели, несмотря ни на что, и добиться в жизни того, о чем мечтаете. Не бойтесь открывать для себя что-то новое, ищите себя, прилагайте максимум усилий, и у вас обязательно все получится!

Я благодарен родному вузу, людям, которые здесь работают, за помощь и возможность заниматься научной работой.


Беседовала Татьяна Осипова
Фото: Илья Суздалев, сайт www.psu.by