Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

В 1997г. в Новополоцком политехническом институте (ныне – ПГУ) была организована кафедра газоснабжения, водоснабжения и гидравлики, на которой под руководством доцента, к.т.н. В.К. Липского начались исследования, направленные на разработку:

  • научных основ и инженерных систем контейнерного трубопроводного гидротранспорта твёрдых нефтепродуктов (заказчик – СКБ «Транснефтеавтоматика» (г. Москва) Госкомнефтепродукта СССР;
  • технологии и оборудования для упаковывания высокозастывающих нефтепродуктов в полиэтиленовую плёночную тару (заказчик – СКБ «Транснефтеавтоматика», работа выполнялась в рамках ГНТП ГКНТ СССР и Госплана СССР);
  • конструктивно-технологической схемы и бортового оборудования морского нефтемусоросборного судна (заказчик – ЦКБ «Нептун» Минсудпрома СССР).

Помимо преподавателей и научных сотрудников кафедры к этим исследованиям привлекались также ученые-педагоги, работающие на других кафедрах университета.

Научные результаты, полученные на этом этапе исследований, получили практическую реализацию:

  • успешно прошли опытно-промышленные испытания комплекса оборудования и новая технология транспортирования твердого битума в контейнерах (защищены 15 авторскими свидетельствами СССР и получено 10 иностранных патентов, защищена кандидатская диссертация) по магистральному нефтепродуктопроводу Кириши-Ленинград, протяжённостью более 100 км;
  • на Новополоцком НПЗ введена в строй опытно-промышленная установка по упаковыванию битума в герметичную полиэтиленовую плёночную тару, на которой впервые была реализована технология упаковывания битума в герметичную полиэтиленовую плёночную тару (защищены 10 авторскими свидетельствами и получено 5 иностранных патентов, защищена кандидатская диссертация, издана монография) и осуществлён выпуск опытной партии продукции; лицензия на технологию и оборудование для упаковывания битума была продана нефтеперерабатывающему заводу в городе Тжебиня (Польша);
  • на Азовской судоверфи Минсудпрома СССР в течение длительного времени осуществлялся серийный выпуск нефтемусоросборного судна, технологическая схема и конструктивные решения системы сбора нефти, которым оборудовано судно, защищены 4 авторскими свидетельствами СССР, полученными представителями научной школы.

В этот период между представителями формирующейся научной школы и научными коллективами и крупнейшими учёными, работающими в ВУЗах и НИИ нефтегазового профиля в городах Москва, Уфа, Ивано-Франковск, Минск и др. были установлены прочные связи и налажено плодотворное взаимодействие в научно-методологической и научно-технической сферах, что в значительной мере способствовало формированию потенциала научной школы. На этом этапе, завершившемся к середине 90-х годов, сформировались научно-методологическая идеология и кадровый состав научной школы.

Следующий этап деятельности научной школы, начавшийся в 1995г., связан с началом подготовки (впервые в Беларуси) инженеров по проектированию, сооружению и эксплуатации газонефтепроводов, баз и хранилищ. Организация и обеспечение подготовки инженеров по новой специальности были возложены на кафедру, получившую в тот момент новое наименование: кафедра трубопроводного транспорта и гидравлики. На этом этапе сформировались и получили своё развитие направления исследований, которые определяют основное содержание деятельности научной школы в настоящее время.

По инициативе представителей научной школы в Номенклатуру специальностей научных работников РБ вводится специальность 25.00.19 «Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ» и на кафедре, впервые в РБ, открывается аспирантура по этой специальности, а затем открывается магистратура.

Представителями научной школы разработаны научно-методологические основы и инженерно-технологическое обеспечение система защиты водных объектов при аварийных разливах нефти на нефтепроводах (получено 28 авторских СССР и патентов РБ, разработаны и приняты 7 технических нормативных правовых актов, изданы 2 монографии, защищены 2 кандидатские и 1 докторская диссертация).

В сфере обеспечения надёжности объектов магистрального трубопроводного транспорта разработаны новые методы оценки технического состояния подводных переходов магистральных трубопроводов и компьютерных программ для расчета индекса их технического состояния (защищена 1 кандидатская диссертация); ведётся разработка алгоритмов анализа вероятности реализации событий при авариях на объектах трубопроводного транспорта; проведены исследования и разработано обоснование технологических параметров режимов восстановительной термической обработки кольцевых сварных соединений магистральных трубопроводов, эксплуатируемых в течение длительного времени (к защите в 2013г. представлена кандидатская диссертация); ведутся комплексные НИОКР по повышению надёжности и долговечности вертикальных стальных резервуаров путём совершенствования методов диагностики их технического состояния и использования эффективных методов ремонта, впервые в Беларуси подготовлен и введён действие нормативный документ ТКП 45-5.04-172-2010.

В период с 1996г. по 2011г. представителями научной школы были организованы и проведены семь Международных научно-технических конференций по проблемам надёжности и безопасности магистрального трубопроводного транспорта, подготовлены и изданы шесть сборников научных статей, разработаны и введены в действие более двадцати законодательных и технических нормативных правовых актов, защищено 7 кандидатских и 1 докторская диссертация.