Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

В условиях интенсивного развития современного научного общества, увеличения мобильности и участия молодых людей в программах Эразмус+, возникает острая необходимость в подготовке интеллектуального и инновационного потенциала молодой научной элиты, владеющей не только своим узкоспециализированным научным направлением, но вопросами из смежных областей, умеющей ориентироваться в современном мире науки и бизнеса. В связи с этим необходимы качественные изменения в их подготовке.

Полоцкий государственный университет ведет целенаправленную работу по разностороннему развитию молодых ученых, оказания им помощи и поддержки при выполнении диссертаций (квалификационных научных работ). Нынешняя весна не стала исключением из правил для молодых людей, занимающихся научной деятельностью, и их научных руководителей.

В аспирантуре ПГУ начался цикл обучающих семинаров «Экспертизы диссертаций. Состояние проблемы и перспективы» для молодых ученых, соискателей, аспирантов и всех, кто занимается наукой и работает над диссертациями. Цикл таких семинаров – это еще один этап в реализации Стратегического плана развития Полоцкого госуниверситета в направлении совершенствования и подготовки квалифицированных научных кадров.

expertiza 1

Первый семинар «Особенности экспертиз, оценка этапов» открыл доктор технических наук, профессор БГУИР Леонид Михайлович Лыньков, автор более 600 научных трудов, подготовивший 3-ех докторов наук и 25 кандидатов наук, имеющий 30-летний опыт работы в качестве эксперта ВАК и председателя докторского Совета по защите диссертаций. Организация семинара стала возможной при участии профессора, доктора технических наук Владимира Кирилловича Железняка и заведующего кафедрой вычислительных систем и сетей Рихарда Петровича Богуша.

expertiza 2

expertiza 3

В начале семинара Леонид Михайлович детально рассмотрел виды экспертиз диссертаций, а именно:

  • предварительную экспертизу по месту выполнения работы;
  • экспертизу в Совете по защите диссертаций, которая включает первичную экспертизу, экспертизу официальными оппонентами и оппонирующей организации;
  • публичную защиту в Совете.

В развитии вышеперечисленного Л.М. Лыньков отметил необходимость повышения качества диссертационных работ в части ответственности:

  • за оформление и содержание работ самих соискателей ученых степеней;
  • за наличие текстовых совпадений с работами других авторов.

Во второй части семинара профессор Л.М. Лыньков подробно остановился на принципах изложения материала в диссертации и автореферате, которые должны обеспечить соблюдение установленной структуры квалификационной работы и ее высокое качество.

expertiza 4

Леонид Михайлович детально рассмотрел целый ряд вопросов, касающихся структуры реферата и диссертационной работы. Особо подчеркнув при этом, что в названии квалификационной работы обязательно отражается метод и решение поставленных целей. Особое внимание профессор обратил на актуальность исследований, использование научных терминов, научную новизну, грамотность изложения полученных закономерностей.

Л.М. Лыньков указал на значимость публикаций, а именно на обязательные соответствия статей тематике диссертации, при этом положительными моментами являются наличие у соискателя ученой степени полезной модели или изобретения. Особое внимание было уделено актам внедрения, особенностям участия в выставочной деятельности и использования этих материалов в диссертациях.

expertiza 5

По окончании семинара, присутствующие активно воспользовались возможностью задать вопросы Леониду Михайловичу. Состоялось плодотворное обсуждение проблем, касающихся подготовки диссертаций, прохождения этапов экспертиз, выбора совета по защите диссертаций.

Елена Геннадьевна Кремнева, заведующая аспирантурой Полоцкого государственного университета