Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

В период с 3 по 8 декабря 2017 года доцент кафедры уголовного права и криминалистики юридического факультета Полоцкого государственного университета Приколотина Ю.Л. посетила SRH Hochschule Heidelberg (Heidelberg, Germany) – Школу прикладных наук в Гейдельберге, расположенную в г. Гейдельберге на северо-западе земли Баден-Вюртемберг Федеративной Республики Германии.

www.hochschule-heidelberg.de/de/startseite/ - ссылка для ознакомления.

Юлия Леонидовна с удовольствием поделилась с читателями нашего сайта своими впечатлениями о поездке:

– Визит состоялся благодаря приглашению со стороны университета SRH Hochschule Heidelberg и при поддержке руководства ПГУ. Нельзя не отметить того, что этому сильно поспособствовал профессор Хельмут Кури (Helmut Kury), посетивший Полоцкий государственный университет в октябре 2017 года и оставшийся под яркими и позитивными впечатлениями от знакомства с нашим вузом.

Целью визита было освоение ценнейшего опыта SRH Hochschule Heidelberg, как одного из западных вузов, представляющих ведущие тенденции в образовании и науке, а также налаживание сотрудничества между Полоцким государственным университетом и SRH Hochschule Heidelberg в таких областях как:

  • обмен опытом в области образования (летние школы, академические обмены, учебные поездки студентов и т.д.),
  • осуществление совместных научно-исследовательских проектов (совместные публикации, сравнительные исследования, совместное проведение международных конференций, научные стажировки) и учебных проектов.

Партнерство в обозначенных областях призвано обогатить учебную и научную составляющие деятельности нашего университета, способствовать расширению межнациональных связей, вхождению ПГУ в единое европейское академическое пространство, повысить уровень научной компетенции ученых вуза, представить Беларусь как члена европейского и мирового сообщества.

Нельзя не сказать пары слов о городе, в котором находится Гейдельбергская высшая школа. Гейдельберг является одним из классических городов Германии. По заверениям немцев, этот город позволяет окунуться в атмосферу традиционного уклада Германии, так как историческая часть города, а также замок хорошо сохранились. Одновременно Вы сможете увидеть и всевозможные блага современной цивилизации. В городе проживает около 150 тыс. человек, четверть из которых – студенты, а крупнейшим работодателем является Гейдельбергский университет. Потому город называют «студенческим». Практически каждый встреченный на улице человек, и каждый человек, работающий в сфере торговли и услуг, говорит на внятном и понимаемом английском.

SRH Hochschule Heidelberg расположен недалеко от центра города и представляет собой академический городок (кампус), состоящий из комплекса близко и удобно расположенных зданий, что является гордостью университета (ведь это позволяет студентам и преподавателям, находясь на территории кампуса, тратить минимальное время на перемещение между корпусами). В кампус входят несколько учебных зданий, главный административно-учебный корпус, студенческая столовая, гостиница, общежития, спортивный комплекс, центральная библиотека, кафе. Здесь много зелени, деревьев, которые покрыты листвой и в декабре, чему способствует теплый климат Гейдельберга.

Будучи основанным в 1969 году, SRH Hochschule Heidelberg является одним из старейших и крупнейших частных университетов Германии. В настоящее время в университете проводится обучение по 40 программам подготовки (бакалавриат и магистратура) и обучается около 3000 студентов. Как частный вуз, SRH Hochschule Heidelberg обладает большой свободой в определении политики обучения и распоряжения финансами, потому, по заверениям персонала, является более гибким и быстро реагирует на запросы времени. Постоянно ощущая острую конкурентную борьбу, университет стремится максимально соответствовать ожиданиям. В Германии весьма высок спрос на компетентных специалистов, способных сразу по выходу из университета приступить к работе, в связи с чем SRH Hochschule Heidelberg трансформировал процесс обучения на основании академической модели CORE principle.

В SRH Heidelberg приоритетное внимание уделяется приобретению студентами рабочих компетенций на основании комплексной модели, позволяющей реорганизовать все образовательные программы в соответствии с основным принципом CORE principle – «Competence Oriented Research and Education». Новая модель образования, реализация которой началась в 2008 году, ставит в центр обучения не только процесс передачи знаний, но и радость обучения. Студенты изучают все необходимое для успешной карьеры: знания, ноу-хау и ключевые навыки и стремятся как можно раньше стать конкурентоспособными и построить свою карьеру.

Осознавая важность всех компонентов жизни молодых людей, университет декларирует следующие принципы своей деятельности в качестве обязательств перед студентами:

«Мы ориентируемся на людей», что подразумевает политику «открытых дверей» (интересы студента являются приоритетными для университета, преподаватели всегда доступны для общения).

«Мы стремимся оказывать вам помощь во всем»: декларируется удобство и разумность процесса обучения, абсолютная доступность ресурсов, оказание консультативной помощи в выборе формы обучения, получении грантов и т.д.

«Наша модель обучения способствует активному обучению»: «CORE principle» состоит в употреблении активных форм обучения и принципиальной самостоятельности студента в процессе освоения знаний и овладения навыками.

«Наше обучение является практико-ориентированным»: все учебные программы ориентированы на будущее трудоустройство, теория совмещается с практикой (студенты выполняют проекты прикладного характера, исследовательские проекты осуществляются в сотрудничестве с учреждениями и компаниями), многие профессора и лекторы являются практикующими специалистами.

«Мы – ваши партнеры в быстром начале вашей карьеры»: университет сотрудничает с потенциальными работодателями, обеспечивает приглашение ведущих специалистов и представителей работодателей для участия в учебном процессе и процессе трудоустройства.

«Мы включены в международную сеть университетов»: студент имеет возможность обучаться за рубежом в течение семестра в рамках программ академического обмена.

«В нашем университете мы сочетаем приобретение навыков и радость от обучения».

«Мы ставим активное и независимое обучение в центре всего, что мы делаем. Только те, кто действует и учится самостоятельно, могут превзойти себя, приобрести знания и навыки и взять на себя ответственность за себя и за других».

Обучение ведется преимущественно в небольших группах, за исключением лекций.

Учебное пространство университета вполне соответствует фундаментальному «CORE principle», требованиям дидактики и эргономичности – в большинстве аудиторий существует возможность изменения позиций мебели, что позволяет собрать стол любого размера и формы, составить несколько столов для работы в группах, то есть, организовать пространство любым образом. Это отражает идею самостоятельности вкупе с сотрудничеством всех субъектов учебного процесса. В выборе способа оборудования аудиторий принимали участие сами студенты, а мебель прошла двухнедельное тестирование до момента ее закупки для всех аудиторий.

Следует отметить, что обеспечение качественной подготовки специалистов является основной задачей университета, что достигается посредством строгого планирования учебного процесса, научных и иных мероприятий, а также командировок профессорско-преподавательского состава на весь учебный год со строгим запретом изменения расписания и отмены учебных занятий.

Студенческая столовая

Здание одного из общежитий, совмещенное с учебными аудиториями

Учебная аудитория

Центральная библиотека

Библиотека является центральным учреждением, обеспечивающим исследователей, преподавателей и учащихся всех институтов (факультетов) специализированной литературой и информацией. Здание библиотеки расположено в центральной части кампуса. В ней имеется зона свободного доступа, 8 комнат для групповой работы, Wi-Fi, зоны для индивидуальной работы, а также для широкого обсуждения. Работа в библиотеке возможна 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Также имеется онлайн каталог и дистанционный доступ в электронным изданиям, доступ к которым приобретается университетом, хотя это очень затратно, однако признается критически важным, так как позволяет обеспечить высокое качество образования и научных результатов.

Весьма важным является то, что университет обязуется обеспечить всех сотрудников необходимой литературой. Так, при необходимости работы с литературой, которой нет в библиотеке, сотрудник оставляет заявку и в кратчайший срок необходимое издание приобретается вузом и доставляется ему.

 

Здание центральной библиотеки

Зона свободного доступа

Места для индивидуальной работы

Зона отдыха и обсуждения

Зона свободного доступа к периодическим и справочным изданиям

Сканер для книг

Комната для работы в малых группах

Спортивный комплекс

Общежитие

Профессор Хельмут Кури на фоне главного корпуса

Возле главного корпуса университета. Здание имеет форму корабля, символизируя движение, единство цели и командный дух.

Вход в главный корпус

Холл главного корпуса

Девиз сообщества выпускников вуза, размещенный в холле главного корпуса

Я посетила факультет прикладной психологии. Факультет осуществляет подготовку бакалавров и магистров по специальностям «Психология бизнеса», «Психология здоровья» и «Судебная психология». По окончании университета выпускники трудоустраиваются в учреждения исполнения наказаний, создают свои собственные рабочие места, осуществляя экспертное психологическое сопровождение судопроизводства – преимущественно уголовного.

Срок обучения в бакалавриате в среднем составляет 3 года, в магистратуре – 2 года. Стоимость обучения составляет около 8 тыс. евро в год, что считается достаточно затратным даже для Германии. Студенты магистратуры обучаются преимущественно дистанционно.

Выпускники факультета работают в области судебной психологии, осуществляя экспертизу свидетельских показаний в судах, экспертизу возможности условно досрочного освобождения заключенных и экспертизу возможности изменения (смягчения) режима отбывания наказания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Будущее сотрудничества юридического факультета ПГУ видится в связи с деятельностью факультета прикладной психологии SRH Hochschule Heidelberg. Совместные проекты возможны в области исследования универсальных закономерностей и национальных особенностей восприятия преступности, страха преступности, реагирования на преступность, меры пунитивности (склонности к признанию усиления наказания как основного и наиболее эффективного способа реагирования на преступность) общественного сознания, сравнения уровней преступности, выявления особенностей восприятия общественного мнения.

Профессор Нильс Хаберман, инициировавший приглашение, преподает юридическую психологию, клиническую психологию, психологию развития, психопатологию, психологическую экспертизу.

Профессор Н. Хаберман любезно пригласил нас с профессором Х. Кури на его лекцию по психологии развития (Developmental Psychology), на которой рассматривалась проблема связи между девиантными проявлениями поведения подростков и вероятностью развития преступной карьеры. Проф. Хаберман осветил вопросы распознавания психопатологий, являющихся основанием для делинквентности, этиологии данных патологий, уделил внимание их типологии и прогнозированию их развития. Особое внимание было уделено прикладным методикам распознавания психопатологий. Нельзя было не заметить непринужденной обстановки, царившей на лекции (студенты могли есть и пить). Хотя не все делали пометки (лекции предоставляются профессором студентам в электронном виде), легко было заметить предельную внимательность аудитории. Студенты задавали много вопросов, которые касались возможностей и сложностей ранней диагностики психологических и психических отклонений, являющихся почвой для девиантного поведения.

Фото с лекции проф. Н. Хабермана.

Холл факультета прикладной психологии

Расписание занятий факультета прикладной психологии

В ходе визита были проведены встречи: предварительное обсуждение возможностей сотрудничества в различных сферах и формах (участие в обсуждении приняли проф. Н. Хаберман, проф. Х. Кури, С. Хаузнер, Ю. Приколотина).

На фото слева направо:
prof. N. Habermann (факультет прикладной психологии), S. Haussner (факультет прикладной психологии), Ю. Приколотина, prof. H. Kury.

Обсуждение перспектив сотрудничества в расширенном составе

На фото слева направо:
Carolin Sutter (проректор по учебной работе и международным отношениям), Юлия Приколотина, Carsten Diener (проректор по научной работе),
prof. Niels Habermann (факультет прикладной психологии), Bettina Pauley (начальник международного отдела), prof. H. Kury.

В ходе беседы произошел обмен информационными материалами об университетах, были обсуждены вопросы сотрудничества между Полоцким государственным университетом и SRH Hochschule Heidelberg по различным направлениям, передан меморандум о сотрудничестве. Все присутствующие проявили живой интерес к Беларуси и выразили надежду на взаимодействие. Смею надеяться, что уже в ближайшем будущем нам удастся реализовать часть задуманных совместных проектов.

Студенты факультета прикладной психологии выразили желание услышать о Беларуси. Им были также интересно узнать об образовании и жизни студентов, о возможностях визита в республику. Некоторые студенты говорят по-русски и все свободно говорят по-английски, что позволило в очередной раз убедиться в пользе освоения английского языка. Присутствующие интересовались возможностями кратких визитов для проведения научных исследований.

Подводя итог освещению визита, хотелось бы сказать, что опыт общения и путешествий – бесценен. Он позволяет не только освежить восприятие жизни, не только приобщаться к лучшему, что есть у других народов, но и по достоинству оценить то, чем мы уже владеем. Германия, конечно, прекрасна и величественна, но порой казалась, что уж больно многолюдна. После хаоса, царившего на регистрации в аэропорту Франкфурта-на-Майне, и подчас граничащего с грубостью обращение персонала, аэропорт Минска представляется образцом порядка и удобства. Постоянно опаздывающие, хотя и очень комфортабельные, поезда Deutsche Bahn заставили оценить пунктуальность белорусских поездов.

Учите иностранные языки и не упускайте шанс путешествовать с пользой!

Приколотина Ю.Л., доцент кафедры уголовного права и криминалистики