Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

С 19 по 23 марта 2018 года в Минском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) прошел тренинг Academic Teaching Excellence (ATE) для преподавателей-предметников, обучающих иностранных студентов на английском языке. Мероприятие было организовано Британским Советом в Украине при участии МГЛУ и Республиканского института высшей школы. Участниками программы обучения стали и представители Полоцкого государственного университета: ассистент кафедры экономики, управления и экономической теории Александр Андреевич Емельянов и заведующая кафедрой уголовного права и криминалистики Юлия Леонидовна Приколотина. Тренинг проводил тренер Британского совета, профессор Марк Сирл (Mark Searle, University of Oxford).

Марк Сирл

Схема

Основной целью мероприятия было улучшение навыков преподавания дисциплин на английском языке студентам, для которых английский не является родным языком. Несмотря на это, значительное внимание в ходе тренинга было уделено педагогической парадигме, являющейся фундаментом современного западного образования. Именно на этой основе и предполагается строить эффективную коммуникацию между субъектами образовательного процесса, не являющимися носителями английского языка. Было интересно узнать, что современная парадигма западного образования базируется на идеях социального конструктивизма известного психолога Льва Выготского, уроженца Витебщины.

Марк Сирл и Александр Емельянов

Опыт работы показывает, что как у иностранных студентов, так и у преподавателей нередко возникают значительные трудности при изучении/преподавании дисциплин на языке, который не является для них родным. Из-за этого появляется необходимость применения педагогических стратегий, направленных на вовлечение и мотивирование студентов в процесс обучения, управление их вниманием и усиление восприятия информации.

А.А. Емельянов

Участники тренинга

Тренинг

Одной из основных проблем, которые требуют учета и реагирования, по мысли тренера, является повсеместно наблюдаемая неэффективность лекций. Тем не менее, эта форма организации учебного процесса по причине ее дешевизны и привычности до сих пор занимает в высшей школе значительное место. Лекция все еще остается в основном оглашением материала, и студенты при этом зачастую остаются пассивными. По мнению профессора Сирла, руководствующегося упомянутой парадигмой, студент должен быть всегда активным, так как овладение знаниями и навыками осуществляется не через слушание, а посредством деятельности. Преподаватель здесь должен являться дизайнером учебного процесса, который, не руководя им, оказывает помощь и создает условия для активного и самостоятельного овладения знаниями. В связи с этим лекция может быть модифицирована различными способами.

Общение участников тренинга

Существенное внимание в процессе тренинга было уделено методическому потенциалу вопросов. При грамотном использовании (верном выборе типов вопросов) последние способны стать основным инструментом образования, так как инициируют познавательную активность учащегося.

Весьма примечательным являлся тот дизайн образовательной среды, который выбрал преподаватель Британского совета в процессе тренинга. Обучение методу через сам метод позволило обучающимся оценить его по достоинству. Большую часть времени мы не слушали, но действовали, обменивались мнениями в процессе работы в группах, состав которых постоянно менялся, что способствовало не только обогащению опыта, но и налаживанию позитивной и эффективной коммуникации, являющейся существенным компонентом образовательного пространства.

Вручение сертификатов

Вручение сертификата

Один из современных эффективных методов образования, практикуемых в западной образовательной среде – peer instruction, автором которого является Эрик Мазур (Eric Mazur), профессор Гарвардского университета. Суть данного метода основана на признании факта того, что овладение студентами учебным материалом зачастую происходит эффективнее не при помощи преподавателя, а благодаря «равным» (peers), то есть через других студентов. Это связано с тем, что нередко имеет место несоответствие между осознанием уровня сложности материала лектором и студентом. Тот метод объяснения, который преподаватель считает совершенно проясняющим суть учебного материала, для студента может оказаться недоступным. Таким образом, студент может объяснить другому студенту лучше, чем сам лектор. В сети Интернет доступно множество видеороликов о методе Эрика Мазура.

Доска

Обучение на тренинге также было сфокусировано на общих принципах преподавания профессиональных дисциплин на английском языке посредством включения интенсивной языковой практики и анализа языковых умений, обсуждения методов преподавания в разнообразных контекстах и практических заданиях, представленных каждым из участников, с последующим обсуждением и рекомендациями тренера. Для освоения методики профессором Сирлом были организованы мини-лекции, которые готовились и проводились каждым из участников персонально. По итогам мини-лекций осуществлялось рецензирование выступления как тренером, так и другими участниками. При этом занятие оценивалось по следующим параметрам:

  • коммуникативная составляющая (формат взаимодействия, режим использования вопросов, баланс между временем, в течение которого говорят/активны студенты, и временем, когда говорит/активен лектор);
  • языковые параметры (использование специальной терминологии, грамматика, скорость речи лектора, доступность терминологии (приветствовалось максимальное использование общей лексики), режим использования ударений, как способ акцентирования внимания на содержании);
  • навыки представления материала (использование жестов, двигательная активность лектора, режим работы с аудиторией, уровень профессионализма преподавателя (знания, опыт по предмету).

Курс ATE был нацелен на развитие профессиональных навыков преподавателей, не имеющих лингвистического образования. В ходе тренинга участники научились:

  • готовить лекционные материалы и уверенно преподавать на английском языке;
  • вести лекции для аудиторий, уровень знания английского в которых значительно варьируется;
  • эффективно общаться на английском языке со студентами, для которых английский язык не является родным;
  • использовать английский язык в процессе руководства научными работами студентов;
  • вести дискуссии, организовывать работы в малых группах.

Можно выделить такие методы реализации интерактивных занятий как повторение пройденного материала, предварительная подготовка студентами к занятию, проверка усвоения материала в течение занятия. Для наиболее эффективного усвоения материала студенты должны принимать активное участие в проведении занятия. Для этого применяется подход IRF – initiation, response, feedback (вопрос от преподавателя, ответ студента, комментарий преподавателя на полученный ответ). Таким образом, студенты обучаются, активно участвуя в получении знаний. Также важное место в современной парадигме обучения занимает обучение студентами друг друга. Интерактивные занятия способствуют получению студентами навыков решения конкретных задач, улучшают их способность понятно и четко формулировать свои ответы, развивают критическое мышление и т.д.

Общее фото участников тренинга

Смогли ли участники реализовать полученный в процессе тренинга опыт? Полагаем, что в полной мере это удалось. Приобретенные знания и умения были использованы для проведения занятий на английском языке для студентов из Ганы, обучающихся на финансово-экономическом факультете по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», в рамках дисциплин: «Теоретические основы менеджмента», «Международная экономика», «Экономика организации (предприятия)», а также на юридическом факультете, в процессе преподавания дисциплины «Уголовное право. Особенная часть» – как студентам из Беларуси, так и студентам из Туркменистана. Чрезвычайно эффективным, надо полагать, является заблаговременное размещение лекционного материала и всех вспомогательных материалов на платформе Google (в гугл-классе). На лекции при этом возможно разбирать возникшие у студентов вопросы либо организовать работу в группах (решение задач). Студенты позитивно оценили работу на практических занятиях в рамках мини-групп с последующим представлением вариантов решений, обсуждением и рецензированием вариантов решений преподавателем.

А. Емельянов, ассистент кафедры экономики, управления и экономической теории,
Ю. Приколотина, заведующая кафедрой уголовного права и криминалистики