То, что еще полмесяца назад студенты, преподаватели и сотрудники Полоцкого государственного университета могли бы счесть просто волшебной рождественской сказкой, свершилось! Грядущие двенадцать месяцев всем нам суждено прожить с прежде неизведанным, но, несомненно, сладким чувством двойной гордости – за нашего парня, лучшего студента страны, и за взрастивший его родной ПГУ. Знакомьтесь, студент финансово-экономического факультета Дмитрий Куксо (13-ЭП-БК) – победитель республиканского конкурса «Студент года 2016»!

Дмитрий Куксо – победитель республиканского конкурса «Студент года 2016»

Корр.: Дмитрий, расскажи, пожалуйста, о родителях, где и как прошло твое раннее детство.

Д. Куксо: Родился я, вырос и до сих пор живу в Новополоцке. Отец мой – новополочанин, а мама приехала в Полоцк из Верхнедвинска. Училась она в Полоцком кооперативном училище на официантку, а потом судьба привела ее в бухгалтерию. Мама начинала работать без специального образования, но вот уже более двадцати лет работает бухгалтером в Полоцком районном исполнительном комитете. Отец – сварщик. Занимается этим всю жизнь. Настоящий мастер своего дела!

Раннее детство

Детство всегда вспоминаю с самыми приятными эмоциями. У меня все сложилось удачно. Мама меня очень хорошо воспитывала и много занималась моим развитием, делала это очень тонко и ненавязчиво, с нежной материнской любовью. Едва я начал говорить, она стала прививать мне любовь к стихам и музыке. Я много учил наизусть и пел детские песенки. Впоследствии это оказало огромное влияние на то, что я выделялся и в хоре детского сада. Даже, помню, был в нем солистом. Мне уже тогда предрекали музыкальное будущее и настойчиво советовали идти в музыкальную школу.

Детские годы

Помню, с отцом мы любили «копаться» в телевизоре. Он чинил, а я подавал инструменты. Когда немного подрос и стал более самостоятельным, уже и сам магнитофоны разбирал. Доставал оттуда «моторчики» и, используя их, что-то мастерил. Из детских воспоминаний также запомнились друзья по двору. С некоторыми мы дружили семьями. Была и музыка, и спорт, и просто общение. Одним словом, рос я в очень гармоничной и приятной среде.

Занятие спортом

Корр.: Музыкальной школы тебе, похоже, не удалось миновать.

Д. Куксо: Естественно! Я пошел в среднюю школу № 3 города Новополоцка с музыкально-хоровым уклоном. Это совсем рядом от университета. Да и живу я неподалеку. Так что вся моя жизнь прошла по сути дела в одном месте. И мне это нравится – комфортно и удобно!

Учеба в школе

Первые воспоминания, связанные со школой, это музыкальное прослушивание при приеме. Помню, как привели меня в маленький кабинет с фортепиано. Рассказали, что нужно спеть и повторить за учителем. Даже песенку мою помню: «Едет, едет паровоз. Две трубы и сто колес…» Это и есть самое первое школьное воспоминание.

Первые воспоминания, связанные со школой

В школе я встретился с моей замечательной учительницей – Натальей Васильевной Стубрий. Она мне понравилась с самого первого взгляда! Увидел ее и сразу понял: это МОЯ учительница! Она произвела на меня неизгладимое впечатление своей энергетикой. Пошел к ней учиться игре на баяне, даже не зная, что это за инструмент. Изначально хотел идти на скрипку – ее-то я хорошо представлял. Когда впервые увидел баян, и мне показали, как на нем играть, я просто влюбился в этот инструмент! Причем, очень нравилось не по нотам играть, а подбирать музыку на слух. Исполнять полюбившиеся мелодии мог часами.

Обучение игре на баяне

В музыкальной школе

Корр.: С учебой наверняка тоже не было никаких проблем?

Д. Куксо: Практически все предметы давались мне без особых сложностей. Класса с шестого, когда начались школьные предметные олимпиады, я принимал участие в многих из них. Ходил на математику, на белорусский язык, на обществоведение и даже на химию! А с восьмого класса появилась возможность принимать участие в исследовательских конференциях для школьников. Мне очень нравилось отвечать на такие вызовы. Никогда не испытывал интереса к банальной зубрежке. Было интересно качественно сделать что-то необычное и достичь высокого результата.

Мои успехи в учебе были бы невозможны без наших педагогов. В первую очередь запомнились мои учителя по музыке – Наталья Васильевна Стубрий (баян) и Элла Петровна Черник (гитара). Хорошую память о себе оставил наш дирижер оркестра – Евгений Иосифович Юхневич. Мы с ним общаемся до сих пор. А самый близкий учитель-предметник – это, наверное, Жанна Антоновна Вагнер, которая вела у нас белорусский язык. Я учился с ее дочкой в одном классе. Мы и сейчас общаемся больше чем как учитель-ученик. Да и со всеми учителями сохранились хорошие связи! Школа ведь находится рядом с университетом – часто захожу туда, чтобы просто проведать, спросить, как дела, пообщаться.

Корр.: А чему в наибольшей степени тебя научила школа? В чем ее особая заслуга в твоем воспитании и интеллектуальном развитии?

Д. Куксо: Самое главное отличие нашей школы от обычных заключалось в том, что мы могли органично сочетать самые разные виды деятельности. Первым уроком могла быть математика, вторым – сольфеджио, третьим – русский язык, а четвертым – ритмика! На достаточно хорошем уровне был развит спорт. В нашей школе были сильные атлеты, и я сам принимал участие в городских соревнованиях.

Такое переключение деятельности, считаю, помогало нам развиваться более гармонично. Наши интересы шли гораздо дальше каких-то отдельных школьных дисциплин. Это, в свою очередь, формировало и более всестороннее восприятие окружающего мира. Думаю, что в таких школах создаются отличные условия не только для овладения знаниями, но и для формирования всесторонне развитой личности.

Если взглянуть на эту проблему глубже и посмотреть, как устроена работа нашего головного мозга, то окажется, что сидеть часами и учить одно и то же не имеет смысла. Для того, чтобы что-то хорошо запомнить, нужно сначала этим усиленно позаниматься короткий промежуток времени, а потом сменить вид деятельности. Желательно, переключиться на принципиально другое занятие. Умение концентрироваться и переключать внимание – залог высокого интеллекта. В этом смысле учеба в нашей школе была построена почти идеально.

Корр.: Твоя родная школа № 3 по-прежнему сохраняет свой музыкальный статус? О ее успехах приходится слышать все меньше и меньше.

Д. Куксо: Да, за последнее время многое изменилось. В первую очередь, очень печальным событием стало то, что летом прошлого года умер Альберт Иосифович Кожушкевич, руководитель музыкального отделения и школьного хора «Звонкие голоса». В 2011 году этот коллектив выиграл Хоровой чемпионат мира, проходивший в австрийском Граце, и достиг почетной 80-й строчки в рейтинге тысячи лучших хоров мира! Именно Альберт Иосифович до последнего дня своей жизни держал в своих руках музыкальное отделение и не давал его на «растерзание» внешней среде.

А сегодня и экономическая ситуация в стране не очень благоприятна. В первую очередь пострадали музыкальные классы. Раньше в школе было около тридцати педагогов музыкального отделения, и с каждым ребенком занимались индивидуально. Новополоцкий музколледж на 50-60% формировался за счет наших выпускников. Сейчас же на всю школу осталось 12-13 педагогов. Приходится заниматься одновременно с двумя учениками. Так научить играть на инструменте невозможно! Для меня это очень печальный факт.

Интервью с Дмитрием Куксо

Корр.: Понимания важности музыкального развития детей не хватает и их родителям. Приходится слышать мнение, что музыка – это просто пустая трата времени, неудачная инвестиция в будущее: «Ростроповичем он не станет, так пусть лучше сразу готовится к ЦТ!»

Д. Куксо: Не знаю! Так какой же человек вырастет, если он не понимает ни в музыке, ни в искусстве! По-моему, это очень странно и печально для общества. Если людей, которые, позабыв о возвышенном, привыкли инвестировать только во что-то приземленно-утилитарное, будет становиться все больше, то к чему мы тогда придем?

Корр.: В конце концов, для тебя настала пора задуматься о поступлении в университет. Как принималось решение о дальнейшей учебе?

Д. Куксо: В школе на самом высоком уровне была поставлена музыкальная работа, а вот в плане общеобразовательной подготовки она местами хромала. Это, например, касалось физики и химии. У нас постоянно менялись педагоги! Мы как будто стояли у конвейера – калейдоскоп лиц, подходов и методов… Физика с шестого по десятый класс просто прошла мимо меня. Уже в одиннадцатом классе за нас взялся сам Владимир Николаевич Клыго, наш директор. Но там была уже ядерная физика и, не имея прочного фундамента знаний, досконально разобраться в ней было уже практически невозможно.

Тот момент, когда стоило начинать заниматься с репетиторами, я упустил. Финансовая ситуация в семье требовала поступления на бюджет. Поэтому при выборе направления дальнейшего образования исходил из своих возможностей. Я, например, был уверен в своих знаниях по математике. Мне хорошо давался английский язык, и только последние полгода занимался им дополнительно, чтобы отшлифовать грамматику. Успешно сдав ЦТ, поступил на финансово-экономический факультет ПГУ, на специальность экономика и управление предприятием.

Корр.: При поступлении на бюджет тебе, наверное, пришлось выдержать достаточно серьезный конкурс?

Д. Куксо: Да, поступить было непросто. На одну группу из двадцати человек приходилось только пять бюджетных мест. Сейчас, правда, и того меньше – только три.

Корр.: С сильной математикой и языками можно было попробовать себя и в других областях. Почему именно экономика и именно эта экономическая специальность?

Д. Куксо: Прежде чем сделать окончательный выбор, внимательно изучил мои возможности. Мне показалось, что экономика и управление предприятием – именно то, что мне нужно. С точки зрения изучаемых дисциплин – это и менеджмент, и экономика, и статистика. Мой самый большой успех на школьных олимпиадах был связан с обществоведением, и я достаточно неплохо представлял себе экономическую сферу.

Корр.: Родители и друзья никак не пытались повлиять на твой выбор?

Д. Куксо: Мама была только за! Мы советовались по поводу выбора специальности, но она никогда не возражала. Мама говорила: «Делай так, как тебе хочется! Это твоя жизнь – тебе решать!» Рассказал ей, что собирался изучать, и она поддержала меня. Что касается друзей, то влияния на мой выбор они не оказали. Естественно, я интересовался их планами, но все мы пошли разными дорогами, исходя из своих склонностей.

Корр.: Выбор экономики был делом решенным. Была ли какая-то альтернатива ПГУ?

Д. Куксо: Да, конечно! Были мысли: «А может поехать в столицу?» Естественно, думал о Белорусском государственном экономическом университете. Начинал взвешивать. Хорошо, поеду в Минск, а вдруг не получу место в общежитии и придется снимать жилье. А с другой стороны, есть ли смысл туда ехать? Велика ли разница в качестве образования между столичным вузом и региональным? Начал изучать вопрос и пришел к выводу, что различия – минимальны, а диплом, несмотря на определенные предпочтения работодателей, – почти такой же. Так что мой выбор остановился на Полоцком государственном университете, и я бы уверен, что поступлю на бюджет.

Опыт моего одногруппника, который уже, будучи студентом четвертого курса, устроился на хорошую работу, показывает, что заложить прочный фундамент для успешной карьеры можно и в Новополоцке. Он уехал из города в столицу и, даже не имея диплома о высшем образовании, своими знаниями и умениями убедил работодателя в своей компетентности. То, что учится он в ПГУ, а не в столичном вузе, никак не повлияло на выбор работодателя. Гораздо важнее то, что ты знаешь и что можешь показать.

Корр.: А у тебя не было желания уехать подальше от родителей, получить большую свободу?

Д. Куксо: Во-первых, дома всегда приятнее находиться, жить в родном городе удобнее. Во-вторых, у меня никогда не было таких отношений с родителями, чтобы мама или папа меня чрезмерно контролировали, диктовали, что и как мне делать. Мне всегда легко с ними, и мы прекрасно ладим! Да, у некоторых моих знакомых непростые отношения с родителями, есть проблемы. Их отъезд на учебу в столицу был обусловлен именно желанием избавиться от родительского контроля.

Одним словом, я доволен, что остался в Новополоцке. Здесь живут мои друзья, тут у меня сложились какие-то связи. Например, сколько раз приходилось обращаться в школу, чтобы для концерта найти какие-то инструменты, получить какую-то помощь, и я никогда не получал там отказа.

Корр.: Произошло зачисление, и ты оказался в Полоцком государственном университете. Тебе, конечно же, и до поступления приходилось бывать в ПГУ. Какими были твои первые студенческие впечатления?

Д. Куксо: Адаптация к студенческой жизни прошла очень быстро и незаметно. Возможно, такой легкий переход из средней школы в университет был обусловлен тем, что я легко адаптируюсь к новой среде. А может, это объясняется во всех отношениях приятной обстановкой в нашем университете.

С преподавателями сразу установился хороший контакт. Не было никаких проблем. Первую неделю мы с одногруппниками еще притирались друг к другу, но потом раззнакомились и сдружились. Правда, с каждым годом нас становилось меньше и меньше. Сейчас из семнадцати человек осталось только девять. Кого-то отчислили, кто-то перешел учиться на заочное отделение. «Выжили» самые стойкие.

А поразила меня в университете, в первую очередь, свобода! Я получил небывалый выбор: идти на лекцию или нет. Конечно, за пропуски нас гоняли, но возможность не пойти на пару все-таки была. А еще нам не задавали таких гигантских ежедневных домашних заданий, как в школе. Нужно было изучать какой-то материал, но ты сам планировал свою работу. От нас не требовали зазубривать какую-то информацию – важно было понять суть.

Кроме того, с первых дней студенчества было приятно просто находиться в университете. В нашем главном корпусе мне очень нравились удобные диванчики, которые в первый год моего обучения стали появляться в рекреациях. Можно было спокойно выпить с друзьями по чашечке кофе, пообщаться. Эту атмосферу почти домашнего уюта невозможно не полюбить!

Очень запомнился «Дебют» (видео). Я, конечно же, принимал в нем участие. Едва переступив порог университета, сразу же окунулся в привычную творческую среду. Мне кажется, проведение такого фестиваля первокурсников – просто замечательная идея! Во-первых, «Дебют» способствует сплачиванию студенческого коллектива. Участники нашей команды быстро перезнакомились и подружились. Во-вторых, можно было показать, на что ты способен, познакомиться с единомышленниками и войти круг творческих людей университета. У меня, кажется, в полной мере получилось воспользоваться всеми этими возможностями.

Фестиваль творчества первокурсников «Дебют»

Я принимал участие в трех номерах нашего факультета: в соло, попурри и финальном выступлении. Мы оказались вторыми в конкурсе концертных программ и заняли первое место по итогам всего фестиваля. Эта победа усиливает и без того приятные воспоминания от фестиваля.

Участие в творческих мероприятиях

Корр.: «Дебют» дал старт новому этапу твоему творческого развития?

Д. Куксо: Несомненно! Потом были прослушивания в студии сольного пения «Настроение». Меня взяли. Стал потихоньку учиться у Елены Геннадьевны Тырышкиной. В школе я не пел на таком уровне, на котором пришлось учиться здесь. Очень рад, что мне представилась такая возможность! Поработать с таким педагогом дорогого стоит! От Елены Геннадьевны получил массу полезных навыков – по правильным позициям, дыханию, понял, куда можно двигаться дальше и как совершенствоваться.

Солисты студии «Настроение»

Занятия в университетской студии позволили мне поучаствовать во многих вокальных конкурсах. Сначала попал на «Песни юности наших отцов», областной конкурс патриотической песни в Витебске. Там стал вторым. Потом были «Новые имена Беларуси», где я получил очень полезный опыт.

Оркестру полоцкой части 5530 предстояло принять участие в смотре-конкурсе военных музыкальных коллективов. Кроме инструментальной программы им нужно было исполнить несколько военных песен, и я был приглашен в оркестр солистом. Мне раньше и самому приходилось играть в духовом оркестре, а тут выдалась такая уникальная возможность. Мне очень понравилось! Кроме участия в смотре-конкурсе поездили с выступлениями по предприятиям и играли, естественно, в военной части.

А совсем недавно Национальная государственная телерадиокомпания проводила республиканский творческий радиоконкурс «Маладыя таленты Беларусі». Для участия в нем нужно было записать студийную версию моих песен. До того момента мне никогда не доводилось работать в студии, а тут – прекрасная аппаратура, возможность услышать в наушниках звучание своего голоса в момент непосредственной записи песни. Было очень интересно побывать в Доме Радио, посмотреть и послушать участников. Там были такие вокалисты, что я даже не испытывал ни малейшего расстройства по поводу того, что не пробьюсь в решающие этапы радиоконкурса. Некоторые ребята-участники учатся в консерватории, имеют хорошо поставленный вокал. Для меня даже успешное прохождение отборочного этапа такого конкурса было большим достижением.

Корр.: В школе можно было с удовольствием играть на баяне и гитаре, а время от времени и учиться. Там аттестаты получают почти все. В университете жить одной музыкой студенту просто невозможно – дипломы за песни не выдают! Как шли твои дела на учебном фронте?

Д. Куксо: На первом курсе было очень много общеобразовательных дисциплин – философия, политология, история. Тогда еще я не знал секрета того, как правильно усваивать информацию. Понимание этого пришло ко мне только в конце второго курса. Это хорошо видно и по моей зачетке. На первом курсе оценки отличались некоторым разнообразием – 9, 8, 7. Но, начиная с пятого семестра, остались одни «девятки» и «десятки». Понял, как нужно готовиться к экзаменам.

Корр.: Просто грех не попросить лучшего студента страны поделиться его секретом успешной учебы!

Д. Куксо: Секрет очень прост. И это даже, наверное, никакой не секрет. Мой одногруппник, хороший друг и во многом мой очень важный советчик Роман Макрецкий немного старше меня. Он очень активно занимался саморазвитием, интересовался тем, как люди добиваются успеха. От него узнал много очень полезной информации. Именно Роман открыл для меня мир онлайн-образования. Есть онлайн-платформы, в частности Coursera, где различные университеты мира выкладывают курсы по самому широкому спектру дисциплин. Один из самых популярных курсов на этой платформе – «Учимся учиться», Learning How to Learn. Он, понятно, читается по-английски, но если знаешь язык, никакой сложности в учебном материале нет. Тем более, что в помощь студенту предлагаются субтитры. Так вот, пройдя этот курс, узнал, как с научной точки зрения работает мозг, как он устроен. Понял, как связана физическая активность с умственной, как образуются нейронные связи, что такое память, и стал использовать полученные знания в процессе обучения в университете. Такие сложные дисциплины, как «Статистика», кажущиеся многим «неподъемными» я осваивал без проблем и до сих пор хорошо помню этот материал, знаю, как его применить.

К сожалению, у нас студентов недостаточно учат тому, как учиться. А ведь это ключ к успеху и в получении образования, и в жизни. Поэтому у нас подготовка к экзаменам и зачетам часто превращается в банальную и малоэффективную зубрежку. И в этом, на мой взгляд, я об этом и на Дне самоуправления говорил, есть определенный пробел в нашей системе образования.

Тем не менее, наши педагоги заслуживают самых добрых слов! В моей студенческой судьбе они сыграли важнейшую роль. Когда начались специальные дисциплины, посчастливилось учиться у Ольги Ильиничны Гордиенко, которая преподавала нам «Статистику». Она как специалист и педагог произвела на меня неизгладимое впечатление! Это настолько компетентный, настолько эрудированный человек, что и мне самому захотелось быть похожим на нее! Под ее руководством писал мою первую научную работу. Она открыла для меня интереснейшую тему – я стал знакомиться с демографией. Основным объектом нашего исследование было старение населения. Рассматривал, как этот процесс влияет на экономику, на примере наиболее развитых стран мира изучал, как можно преодолеть его негативное влияние. Именно благодаря Ольге Ильиничне я освоил методологию научного исследования.

«Статистика» стала для меня во многом отправной точкой. Изучив статистику и узнав, насколько велик мир математического анализа, насколько глубоко это может проникать в нашу жизнь, насколько она может влиять на наше общество, понял, как много остается вещей, которые я просто обязан узнать как будущий экономист.

В дальнейшем добавлялись новые и новые интересные дисциплины. Очень сильное впечатление – и с точки зрения ораторского мастерства, и с точки зрения владения материалом и его подачи – оставили лекции нашего декана Анны Ростиславовны Лавриненко. Она преподавала нам «Экономику и управление инновациями». Мы изучали, что такое инновации, какую роль они играют в развитии отдельной фирмы, нашего общества и государства, мира в целом. Я разобрался в том, как должна быть построена и представлена вниманию аудитории презентация.

Корр.: Дмитрий, ты учишься на четвертом, то есть последнем, курсе. Ты уже принял решение, в каком направлении будешь двигаться дальше?

Д. Куксо: Если честно, я пока не успел всерьез заняться поиском работы. Все последнее время в основном посвящал подготовке к конкурсу. Даже по поводу общего направления моего дальнейшего развития я не принял окончательного решения. В школе и университете мне удавалось успешно сочетать и учебу, и творчество. Скоро начнется самостоятельная взрослая жизнь, когда придется выбирать определенную сферу деятельности. Но и сейчас процентов на восемьдесят уверен, что я буду работать по специальности. У меня будет распределение. Поработаю и посмотрю на экономику изнутри, разберусь, тот ли это опыт, который мне нужен, мое ли это.

Корр.: Ты пока не склоняешься к тому, чтобы остаться в университете и продолжить обучение в магистратуре?

Д. Куксо: Конечно, войдя в Болонский процесс, Республика Беларусь будет неизбежно развивать магистерские программы обучения. Да это и требование нашего времени. Для успешной карьеры без степени магистра, наверное, уже не обойтись. Но встает вопрос: какую выбрать специализацию, что именно изучать? Для экономистов существует широчайший спектр возможностей. Стоит ли мне более глубоко заняться изучением программирования, чтобы применять его для экономического анализа? А может мне понадобится изучение социологии или психологии? Пока я не знаю ответа на эти и многие другие вопросы, а принимать скоропалительные решения, думаю, не стоит. После года работы по профессии я смогу составить более точное представление об этом. Мне магистратура нужна не для того, чтобы получить «корочку» магистра, а для дальнейшего развития как профессионала, для более благоприятных карьерных перспектив.

Учеба в Полоцком государственном университете

Корр.: Ты планируешь самостоятельно вести поиск места трудоустройства после окончания университета или надеешься на привлекательные готовые предложения по линии системы распределения университета?

Д. Куксо: Я, конечно же, изучу рынок вакансий. Возможно, там подвернется что-то привлекательное. Тем более, круг моих интересов достаточно широк. С одной стороны, меня привлекает производство – вопросы автоматизации, как она внедряется, как происходит ее финансирование. С другой стороны, мне нравится менеджмент и управление – организовывать работу команды, находить необходимую организационную структуру. На чем остановить выбор, повторюсь, пока не знаю.

Корр.: Тем не менее, есть ли у тебя какой-то идеальный образ Дмитрия Куксо образца 2030-го года? Чем он будет заниматься?

Д. Куксо: Любому человеку хочется быть успешным, чтобы были удовлетворены материальные потребности. Есть у меня и такая сфера интересов, как «умные города». Это понятие появилось относительно недавно. Есть, например, такое направление – разработка с чистого листа городов, жители которых могли бы гармонично развиваться и жить в ладу с окружающей средой. Это напрямую перекликается с моей второй научной работой – проблемами устойчивого развития. В идеале было бы совсем неплохо заниматься именно этим направлением и быть причастным к созданию «умных городов», городов будущего. Это будет очень интересно и лично мне, и, надеюсь, послужит на пользу общества.

Корр.: Расскажи, пожалуйста, о своем опыте участия в республиканском конкурсе научно-исследовательских работ студентов.

Д. Куксо: Сначала я работал с Ольгой Ильиничной. Тема моего исследования – «Серебряная экономика. Перспективы развития Республики Беларусь». «Серебряная экономика» – понятие, которое появилось в Западной Европе и связано с процессом старения население. Здесь «серебряный» – благородный цвет волос пожилых людей. Потом моим научным руководителем была Наталья Леонидовна Белорусова. С ней изучал проблему устойчивого развития. Эта тема позволила обратиться к очень широкому кругу экономических вопросов. Обе работы были направлены на конкурс научно-исследовательских работ студентов и получили вторую категорию. Кроме того, я принимал участие в нескольких научных конференциях, проходивших в университете, мои работы публиковались в научных сборниках.

Корр.: Пора перейти к главному – твоей активной и, что очень важно, триумфальной конкурсной жизни двух последних месяцев. Расскажи, пожалуйста, о своем пути к званию «Студент года 2016». Все ведь начиналось для тебя по сути дела еще с университетской «Крыніцы ведаў».

Д. Куксо: Эта длинная история началась еще раньше – с участия Николая Розума в областном этапе конкурса «Студент года 2015». Он пригласил меня в свою творческую команду, и я получил уникальную возможность посмотреть на все со стороны, узнать, как ведется подготовка к конкурсу, как он проходит. Это был для меня бесценный опыт!

Корр.: В «фабрике звезд» ПГУ работает настоящий конвейер?

Д. Куксо: Получается, да! Уже тогда Кристина Николаевна Кислова, секретарь БРСМ университета, видела во мне возможного кандидата на участие в следующем конкурсе и говорила, что стоит внимательно присмотреться к происходящему и учиться всему.

А потом, действительно, было участие в конкурсе «Крыніца ведаў - 2016». У Анны Ростиславовны не было сомнений в том, что соискателем хрустальной статуэтки от финансово-экономического факультета должен быть именно я. У меня был большой опыт участия во всех университетских мероприятиях, возглавлял студенческий совет факультета.

Я не ставил перед собой задачи победить и не переживал за свой результат, хотя с интересом следил за ходом онлайн голосования. Было очень приятно стать номинантом на получение специального приза и в числе не последних людей в университете пройтись по «красной дорожке».

Участие в конкурсе «Крыніца ведаў - 2016»

А уступить первенство такому сильному конкуренту, как Максим Молоток, было не стыдно. В ходе самого праздничного концерта довелось не раз выходить на сцену – и в составе команды Николая Розума, и с сольным выступлением, и с финальной песней.

Крыніца ведаў - 2016. Номинация «Студент года»

Корр.: С таким разносторонним опытом и сильной командой можно было смело начинать «поход» за званием лучшего студента года Беларуси.

Д. Куксо: Когда встал вопрос о том, кому представлять университет на областном этапе «Студента года» – Максиму, обладателю приза «Крыніца ведаў», или мне, руководство приняло решение в мою пользу. Наверное, на этот выбор повлияло и то, что творческая составляющая конкурса играет при определении победителя очень важную роль.

Корр.: Тебе представилась уникальная возможность изнутри увидеть сразу два конкурса «Студент года». Заметил ли ты какую-то разницу между ними?

Д. Куксо: На областном этапе конкурса разница была не столь существенна. Например, появился новый конкурс «Крыніца мудрасці». За четыре минуты на сцене нужно было представить произведение любого белорусского автора – прозаика или поэта. Мы выбрали книгу «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях» Яна Борщевского, выпускника Полоцкого иезуитского коллегиума. Решили, что он будет прекрасной связующей нитью между нами и славным прошлым древней Полоцкой земли. Эта «фишка», я считаю, сработала, ведь нам на области еще помогали и актеры заслуженного студенческого театра «Арт». Презентация книги сопровождалась соответствующим видеорядом. Все было сделано на очень высоком уровне, и мы за этот конкурс на области получили высшие баллы – «шестерки».

Участие в областном этапе конкурса «Студент года 2016»

Главное отличие между прошлогодним и нынешним конкурсами заключалось в том, что сменилась сцена. Коля выступал дома, а мы – на «чужой территории», в Витебском мединституте. Сцена оказалась маленькой, не совсем привычной и не очень удобной. Это особенно чувствовалось в сравнении с теми условиями, которые есть в Полоцком государственном университете! У нас вообще прекрасный зал! Я его очень люблю и очень ценю то, что у меня есть возможность в свободное время прийти в него и самостоятельно позаниматься вокалом. Но все-таки чужая сцена нам не сильно помешала. Мы победили!

Наиболее принципиальное отличие финалов двух последних лет заключалось в том, что в нынешнем году республиканский этап проходил на сцене известного столичного ночного клуба. Мне это сразу не очень понравилось. Все-таки такое заведение – это немного не то место, где нужно проводить серьезные конкурсы, в которых есть большая творческая составляющая. Тем не менее, мы стали целенаправленно готовиться к выступлению в клубе. Чтобы наши выступления хорошо смотрелись на такой маленькой сцене, продумали все до мелочей. И получилось! Все-таки мы проделали очень большую работу.

Корр.: Твоя команда внесла большой вклад в победу?

Д. Куксо.: Я подчеркиваю, что это наш общий успех! Победили именно МЫ – дружная команда Полоцкого государственного университета! Причем, победа была одержана не над отдельными яркими студентами, а над такими же коллективами, представлявшими сильные и амбициозные университеты страны!

МЫ – дружная команда Полоцкого государственного университета!

О нашей команде стоит сказать особо! Кристина Николаевна Кислова – человек, который готовила меня на протяжении всех этих двух-трех месяцев. Главные идейные решения, выработка нашего единого стиля, который переходил из номера в номер, мы вырабатывали вместе. Благодаря ее креативности и мастерству организатора, команда стояла на твердой почве эстетики и, не сбиваясь на мелочи, следовала по намеченному пути.

Наш оператор, Андрей Севрук, инженер по телевизионному оборудованию университетского видеоцентра (отдел СИТУ), снял и смонтировал ролики на таком высочайшем уровне, что когда мы приехали в Минск на республиканский этап, нам все задавали вопросы вроде: «Кто вам это снимал? Сколько вы заплатили?» Я просто восхищаюсь этой работой! Получилось просто нереально круто!

Я благодарен музыкантам, замечательным ребятам из нашей творческой команды – моим друзьям. Павел Трасковский – чемпион Беларуси по битбоксу. Вы представляете, что означает для такого выступления иметь живой звук и крутой битбокс! Александр Логинов, мой одноклассник, играл на басс-гитаре, а на фортепиано – Марк Сергеев. Мне с ними очень повезло – они очень талантливы, музыкальны, ответственны! Мы достаточно давно играем вместе, хорошо сработались и полны новых творческих планов. А на конкурсе мы показывали номер, который на витебском этапе назвали «Дуэтом двух Максов» – Макса Коржа и Максима Богдановича. У первого мы позаимствовали музыкальную основу и текст, переложенный на белорусский язык, а звучащий во втором куплете речитатив – это уже «Зорка Венера» Богдановича. В живом звуке это звучало очень необычно, но красиво. Многим понравилось! Даже спрашивали, нет ли у нас студийной записи. Пока нет, но будет! Кроме того, мы хотим устроить живую сессию – сыграть это все в красивом зале и записать на хорошую аппаратуру.

Редакционно-издательский отдел нашего университета помогал нам в подготовке портфолио. Если бы Вы видели, что получилось, Вы бы поняли, какая колоссальная работа была проделана! Кристина Николаевна подала идею, а потом мы со специалистами отдела нашли массу оригинальных решений для ее реализации! Портфолио было оформлено в виде канала YouTube. Там есть вшитая метка: прикладываешь телефон, и запускается видеоролик.

Корр.: Работа такой сильной команды принесла результат!

Д. Куксо: Несомненно! На заочном этапе конкурса мы представляли портфолио. Конкурс «Крыніца мудрасці» заменили на эссе. Но мы его тоже оформили со вкусом и фантазией: красивая состаренная бумага, рамка с орнаментом ручной работы и персонажами «Шляхціца Завальні». В этом нам помогал Центр ремёсел города Новополоцка, а также моя подруга, студентка ПГУ, будущий дизайнер Суламита Монич. К портфолио был подшит наш молодежный проект. Все это вместе с видеороликом жюри оценивало заочно. В зале нам за все эти старания выдавали среднюю оценку. Уже после первого подведения итогов мы вместе с девушкой из Гродно вышли на второе место и отставали от лидера, Андрея Андрюка из БГУИР, всего на 0,1 балла.

Потом была «Визитка», за которую мы получили все «десятки». Судей, кстати, было много – девять человек: телеведущие, представители министерства образования, Центрального Комитета БРСМ. Как мне кажется, такое многочисленное и представительное жюри, разнообразие мнений способствовали объективному выставлению оценок. «Визитка» придала нам уверенности в себе, ведь оставалось только два конкурса – интеллектуальный и творческий, а мы уже шли на первом месте.

Корр.: Что представляла собой твоя конкурсная «визитка»?

Д. Куксо: Все было оформлено, как мой канал на YouTube. Навигация шла по этапам моей жизни: что делал, чего достиг. «Визитка» была опять же подготовлена на высочайшем уровне Андреем Севруком. Там такая классная анимация!

В интеллектуальном конкурсе победа снова осталась за нами. У меня спросили, какое место в Беларуси для меня самое дорогое, и я, естественно, рассказал про родной город – Новополоцк, где я родился, вырос, научился всему, что знаю и умею. Членов жюри устроил мой ответ, а я получил в основном «девятки».

Важным нюансом творческого конкурса было то, что мы выступали на клубной сцене, не приспособленной для живого выступления музыкантов. Там не было сценических мониторов – колонок, которые стоят перед тобой и дают возможность слышать, как ты звучишь. Звук шел только в зал, и до нас доходило только его искаженное, измененное отражение. В итоге, мы играли немного медленнее, чем было нужно. Но, надеюсь, общее впечатление от номера все равно осталось приятным. Галстуки были с вышиванкой. За спиной демонстрировался ролик, который создавал еще один сотрудник видеоцентра ПГУ – Сергей Коновалов. В тему текста песни появлялись фрагменты белорусского орнамента, которые символизировали «жыццё», «сонца», «прыгажосць», «маладосць». Все получилось очень стильно и лаконично!

Сразу после творческого конкурса, то есть окончания конкурсной программы, оценки не выставляли. Организаторы тем самым хотели сохранить интригу. Члены жюри просмотрели все номера и ушли совещаться.

После творческого конкурса

Корр.: И вот пришло время объявления итогов многотрудного конкурса…

Д. Куксо: У нас уже были «подозрения», что с учетом первенства в «Визитке» и интеллектуальном конкурсе будет странно, если мы не попадем «в призы». О первом месте старались не думать. Мы же не знали, как в творческом конкурсе показали себя другие конкурсанты. В клубе было очень людно и шумно – голова просто раскалывалась. Да и сказывалось волнение. Мы ушли в гримерку и спокойно ждали своего выхода на сцену.

Наконец нас пригласили в зал для подведения итогов и стали раздавать награды – по результатам онлайн-голосования, за третье, за второе место… Постепенно стало приходить осознание того, что мы – недосягаемы. Организаторы, как могут, затягивают объявление победителя, а у меня внутри все уже колотится, сердце стучит, даже слезы на глаза наворачиваются. Вижу, что группа поддержки уже не может сдержать радость, некоторые плачут! Называют победителя…

Я выхожу. Нужно фотографироваться, а сил стоять нет. Все внутри разрывается! Не было никаких внешних проявлений радости. Сказывались и груз ответственности, который лежал на мне два долгих месяца напряженной работы, и волнение, и усталость.

Торжественная церемония награждения

Корр.: Какие чувства ты испытывал в этот момент?

Д. Куксо: Возможно, меня охватила некоторая сентиментальность. Думал о том, как мы к этой победе шли, как горды сейчас все представители нашего университета в зале, как приятно будет всем остальным, кто был причастен к нашей подготовке к конкурсу. Было приятно, что мы не подвели их и оправдали возложенные на нас надежды. А потом меня охватила гордость: мы победили!

Корр.: Что по окончании конкурса говорили твои конкуренты?

Д. Куксо: Другие участники конкурса без всякого лукавства, надеюсь, поздравляли нас, говорили, что мы, без всякого сомнения, достойны победы. Кто-то даже сказал: «Ты был единственным конкурентом, которому было не стыдно проиграть!»

Дмитрий Куксо: «Это наш общий успех!»

Корр.: Каково было твоим родителям проснуться утром, осознавая, что их сын – лучший студент Беларуси?

Д. Куксо: У родителей, конечно же, выступили слезы на глазах! Это, кажется, очень весомое достижение. Они рады и горды мною!

Дмитрий Куксо - лучший студент Беларуси

Корр.: Как родной университет отреагировал на твою победу? Все-таки твое имя как студента ПГУ прогремело на всю страну. И лучшей рекламы вузу, взрастившего лучшего студента страны, просто не найти!

Д. Куксо: Чувствуешь себя, действительно, важным человеком для родного университета. Ректор Дмитрий Николаевич Лазовский пригласил к себе, где за чашечкой чая в неформальной обстановке тепло поздравил. Он был очень рад нашему успеху – первой такой победой в истории университета. Все-таки информация о финале конкурса «Студент года 2016» прозвучала во всех новостных передачах белорусских телеканалов, прошла по всем периодическим изданиям страны, а значит, имя Полоцкого государственного университета прогремело по всей Республике Беларусь! Очень приятно, что к этому оказался причастен и я.

Корр.: Расскажи, пожалуйста, о своих интересах и увлечениях, друзьях?

Д. Куксо: Свободное время стараюсь проводить в удовольствие. Благо развлечений на сегодняшний день хватает. Что смотрю? Сложно дать короткий ответ. Многие поймут: уже настал тот возраст, когда выбираешь фильм дольше, чем смотришь. Но говоря о жанре, люблю научные фильмы, современное документальное кино (в соответствии со своими интересами, естественно). Телеканал «Наука 2.0.» для меня является идеальным в этом плане. Регулярно смотрю новостные каналы. Иногда по совету авторитетных в этом отношении друзей могу посмотреть некоторые сериалы, но в последнее время это большая редкость. Просто не хватает свободного времени.

Что слушаю? Тут проще. Люблю рок-музыку. Опять же, наверняка многим знаком онлайн-сервис «Яндекс. Радио», который подбирает композиции в соответствии с заданными предпочтениями. Но только лишь мощным духом рок-композиций всё не ограничивается. В последнее время открыл для себя много современной классики с удивительным звучанием. Людовико Эйнауди – один из таких композиторов. Регулярно читаю экономические и политические новости, и, конечно же, слежу за информацией в разделе научных достижений.

Касательно моего окружения могу сказать, что оно разнообразно. Мои друзья заняты в разных сферах деятельности: есть и заядлые автолюбители, и невероятные меломаны-музыканты, и прагматичные интеллектуалы. Мы встречаемся, обсуждаем текущие события, делимся опытом, идеями, впечатлениями, приятно проводим время вместе.

Меня всегда немного ставит в тупик вопрос «Расскажите о себе». Всегда хочется уточнить: «Что конкретно вас интересует?», и чаще всего получаю в ответ вопрос о сильных и слабых сторонах. А об этом рассказать объективно сложно. Да и хотелось бы сохранить некую интригу.

Корр.: Что лучший студент страны хотел бы пожелать своим братьям по полоцкой alma mater и тем, кто еще раздумывает, куда пойти учиться?

Д. Куксо: Прежде всего, наверное, хотелось бы пожелать нашим студентам больше думать о собственном развитии. Нельзя стоять на месте! Пытайтесь всегда открывать для себя что-то новое. Нужно стремиться не к удовлетворению собственных сиюминутных потребностей, а больше думать о чем-то более возвышенном, чтобы приносить пользу не только себе, но и всей нашей стране. Старайтесь вносить свою лепту в общественное развитие, ведь это позволит сделать жизнь всех нас лучше и интереснее. Кроме того, пожелаю всем студентам всегда учиться учиться. Это – ключ к вашему успеху! Открывайте для себя новые занятия и увлечения. Пробуйте! Не бойтесь! А еще, окружайте себя порядочными и целеустремленными людьми, общение с которыми способно сделать вас лучше, а вашу жизнь – полнее и интереснее.

Обращаясь к абитуриентам, стоящим на важнейшем жизненном распутье, хотелось бы пожелать сделать правильный выбор, не ошибиться. Сегодня я особенно хорошо понимаю, как повезло мне! Я попал в среду, благоприятную не только для обучения, но и моего развития как личности. В Полоцком государственном университете есть прекрасная материально-техническая база, в том числе современные лаборатории и компьютерные классы, классное концертное оборудование. Кроме того, ПГУ – это эстетически тонко организованное пространство, которое постоянно обновляется и совершенствуется, обретает все новые и новые яркие краски и привлекательные акценты. В нашей относительно небольшой студенческой семье обучаются будущие специалисты самого разного профиля, в том числе на очень редких и даже уникальных специальностях. Общение с ними раздвигает горизонты, обогащает представление об окружающем мире. А главное, в Полоцком государственном университете работают замечательные люди, которые для развития нас, студентов, не жалеют ни средств, ни свободного времени, ни теплоты сердец!

Беседовал Владимир Филипенко

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie