В нашей стране Полоцкий государственный университет заслуженно считается одним из лидеров в области студенческой науки. Итоги XXII Республиканского конкурса научных работ студентов стали тому очередным подтверждением. На привычно очень высоком уровне выступили воспитанники финансово-экономического факультета, а особенно студенты, магистранты и выпускники кафедры учета и аудита, логистики и менеджмента. В преддверии Дня белорусской науки мы попросили заведующую кафедрой кандидата экономических наук, доцента Елену Борисовну Малей рассказать о лауреатах Республиканского конкурса, поделиться своим опытом организации научно-исследовательской работы студентов и подготовки научных кадров.

Корр.: Елена Борисовна, поздравляем Вас с невероятным успехом воспитанников Вашей кафедры на Республиканском конкурсе! Вы ожидали таких высоких результатов?

Елена Борисовна Малей

Е.Б. Малей: Спасибо большое! Этот успех нельзя назвать случайным. Целенаправленная работа в этом направлении велась и ведется нашими преподавателями постоянно. Подняв показатели прошлых лет, можно легко убедиться в том, что кафедра бухгалтерского учета и аудита и кафедра логистики и менеджмента, до октября 2015 года существовавшие как самостоятельные подразделения, так же отличались качественной организацией студенческой научно-исследовательской работы.

Для участия в ХХІІ Республиканском конкурсе от нашей кафедры в три секции (две из них относились к логистике, а одна – к бухгалтерскому учету) было представлено тридцать работ. В результате авторы двух работ, одна из которых была выполнена по направлению «Логистика», а вторая по направлению «Бухгалтерский учет», стали лауреатами конкурса. Еще девяти работам была присвоена І-ая категория, одиннадцати – ІІ-ая и пяти – III-я. Всего были отмечены 27 работ!

Важно отметить то, что на кафедре, особенно по направлению «Логистика», мы поддерживаем очень тесную связь с нашими выпускниками. Из двадцати одной работы, поданной по этому направлению, примерно половина – исследования выпускников. Это дипломные работы или магистерские диссертации, приведенные в соответствие с требованиями Республиканского конкурса. Таким образом, их успех – свидетельство признания очень высокого уровня подготовки наших выпускников.

Тем не менее, мы не впадаем в эйфорию. Три работы не получили никакой категории. Мы тщательно изучим причины этой относительной неудачи. Но, в целом, они уже и сейчас понятны. Крайне ужесточились требования, уменьшились квоты по категориям. Я знаю и эти работы, и самих студентов. У меня вызвало удивление то, что их не отметили. Работы были выполнены на очень хорошем уровне! Значит, где-то мы не дотянули, не очень четко обозначили научную и практическую значимость. Этот негативный опыт будет учтен и использован нами в дальнейшем.

Достижения кафедры в научно-исследовательской работе

Корр.: Расскажите, пожалуйста, о работах победителей. Такой вопрос тем более уместен, поскольку именно Вы являлись их научным руководителем. Чем они, на Ваш взгляд, заслужили столь высокую оценку?

Е.Б. Малей: Во-первых, ни один лауреат не случаен! Виталий Завадский и Андрей Бельский на протяжении всего периода обучения в ПГУ целенаправленно занимались наукой. Виталий – выпускник специальности «Логистика», просто выдающийся молодой человек! Он успешно выдержал очень серьезные конкурсы: сначала на прохождение преддипломной практики на ОАО «Пивзавод Оливария», а затем и на трудоустройство в этой крупной компании. Андрей – выпускник магистратуры финансово-экономического факультета (направление «Бухгалтерский учет»). В настоящее время он работает главным бухгалтером в нашем Научно-технологическом парке. Кроме того, Андрей учится во внешней аспирантуре (в Белорусском государственном экономическом университете), а я выступаю в роли его научного руководителя. У нас с ним сложились достаточно неплохие научно-творческие интересы.

Хочу особо отметить то, что ребята отличаются большой целеустремленностью. Несмотря на свою занятость по основному месту работы, они сумели найти время на то, чтобы написать свои работы, подготовить научные публикации, выступить на научных конференциях и, в конце концов, достойно представить себя и наш университет.

Я считаю, что подготовить двух лауреатов такого конкурса – очень серьезное достижение. Более того, я сомневаюсь, что когда-нибудь еще в жизни я как научный руководитель сумею повторить столь высокий результат. Сказать, что я довольна Виталием и Андреем, значит, наверное, ничего не сказать! Ребята просто молодцы!

Корр.: В чем Вы видите практическую значимость работ, представленных на конкурс?

Е.Б. Малей: Виталий Завадский решил ряд конкретных прикладных задач компании «Оливария», где проходил преддипломную практику. Они касались информационного обеспечения логистической системы, то есть системы принятия экономических решений, распределения премиальной часть фонда заработной платы водителей. Виталий предложил решения по синхронизации информационных потоков, что привело к минимизации трудозатрат и возможности перераспределения функций в отделе логистики для более эффективной его работы. В своей работе Виталий системно описал все то, что он сделал на предприятии. Это уже хороший специалист, который не просто может сказать, а давайте-ка мы вот это уберем, а это добавим, но также способен четко обосновать предлагаемые решения и достоверно просчитать конечный результат, в том числе экономический эффект от внедрения этих мероприятий.

Каждая работа по логистике, к примеру, направлена на совершенствование каких-то аспектов функционирования предприятия. Конечно, многие предлагаемые нашими студентами идеи достаточно революционны. И дело даже не столько в инерции мышления руководителей, а в том, что любые подобные изменения приводят к сокращению рабочих мест. Любой процесс рационализации неизбежно ведет к такому итогу. И это, действительно, очень большая проблема!

Что касается работы Андрея Бельского, то его разработки дают ответ на извечный вопрос бизнеса: «Где деньги?». Благодаря предложенному им применению принципа элиминирования при составлении отчета о движении денежных средств и рекомендованной методике его составления можно достоверно выявить, в каких активах и обязательствах аккумулирована прибыль предприятия, оценить эффективность таких «вложений» и пересмотреть политику использования прибыли субъекта хозяйствования.

Посещение логистического центра

Корр.: Успех на республиканском конкурсе не может быть случайным. Поделитесь, пожалуйста, его формулой, каким образом на Вашей кафедре организована научно-исследовательская работа со студентами?

Е.Б. Малей: Во-первых, большое значение имеет преподавание на факультете дисциплины «Учебно-исследовательская работа студентов» (УИРС). Она введена в учебный процесс на первых курсах, когда студенты еще не знают спецпредметов, а изучают цикл общенаучных дисциплин. В рамках УИРС им прививаются умения и навыки научно-исследовательской работы: как организовать свое рабочее время, вести поиск информации, обрабатывать, систематизировать, группировать, классифицировать и обобщать собранные данные. Студенты учатся представлять результаты исследования, получают навыки письменной научной речи и устного доклада, осваивают правила составления презентации. Такая работа проводится с каждым студентом персонально! Еще больший эффект достигается в том случае, если уже с самого начала изучения этой дисциплины студент закрепляется за конкретным научным руководителем.

УИРС – зачетная дисциплина, зачет студенты получают по результатам защиты письменной работы. Представленная работа должна быть написана в научном стиле, а ее последующая защита осуществляется в виде публичного выступления. В результате изучения УИРС студенты получают апробированный и освоенный алгоритм научно-исследовательской работы.

Когда я читаю эту дисциплину своим студентам, то в качестве творческого задания предлагаю им письменно изложить любую из известных сказок в научном стиле. Существует определенная методика: студенты собираются в небольшие группы, получают ключевые слова, внутри группы распределяются обязанности, назначается руководитель группы, ответственный за конечный результат. В атмосфере игры и творчества гораздо легче осваивать и закреплять навыки научного стиля речи. Поначалу такая работа давалась непросто. Но когда появились наработки, и на удачных и неудачных примерах можно предметно показать, как нужно писать, а как – нет, студентам стало гораздо легче. Ребята написали научным языком замечательные сказки. Среди них даже есть свой шедевр – «Три поросенка». Не сомневаюсь, такая методика приносит свои плоды и в реальной научно-исследовательской работе.

На лекции по дисциплине «Учебно-исследовательская работа студентов»

Таким образом, мы воспитываем не шаблонных специалистов, а людей, которые не боятся, умеют и любят думать, готовы работать в условиях неопределенности и принимать нестандартные решения. Конечно, когда студент приходит на свое первое рабочее место, он еще не может быть профессионалом. Поначалу окружающая среда усредняет его. Но заложенные нами знания и компетенции никуда не уйдут и, достигнув определенной ступеньки карьерной лестницы, наш выпускник будет способен изменять внешнюю среду.

Корр.: Сегодня востребованность молодых специалистов-выпускников экономических специальностей наверняка оставляет желать лучшего. Как Ваша кафедра работает в этих условиях?

Е.Б. Малей: Мы стараемся воспитывать нужных и востребованных специалистов, тех, которые будут способны работать в условиях неопределенности, которые умеют перестраиваться, могут искать и находить нестандартные ответы на вызовы современности. Поэтому несколько обидно затухание интереса молодежи к специальности «Бухгалтерский учет». Конечно, никто не приходит на первое место работы главным бухгалтером, но мы, занимаясь с нашими студентами, закладываем мышление главного бухгалтера, а не обыкновенного клерка. Несмотря на непростую экономическую ситуацию в республике на рынке труда, такие специалисты будут востребованы всегда! Что касается направления «Логистика», оно дает прорывное мышление и видение для нашей экономики. Соглашусь с тем, что его значение, может быть, не всегда должным образом оценивается в настоящий момент. Я считаю, что студент, который получил такое образование, гораздо более прогрессивен в видении экономических процессов.

Подготовка молодых специалистов экономических специальностей

Выпускники экономических специальностей

В существующих условиях создание объединенной кафедры будет использовано на обогащение студентов новыми знаниями повышения эффективности управления предприятием, организации учета, контроля и анализа финансовых и материальных ресурсов. Такое не совсем обычное соединение двух наших направлений – бухгалтерского учета и логистики – имеет не только формально-организационный смысл. Буквально сразу после объединения кафедр, мы ездили на семинар «1С:ERP управление предприятием 2.0». Российская компания «1С» презентовала свою новую программу управления предприятием, которая на самом деле представляет собой симбиоз бухгалтерского учета и логистики!

Образовательные поездки

Корр.: Для того, чтобы появилось столько ярких талантливых студентов и магистрантов, необходимы преподаватели, которые с ними напряженно работают. Кого бы Вы особо выделили из педагогов и ученых кафедры?

Е.Б. Малей: В первую очередь, конечно же, Светлану Григорьевну Вегеру. Во многом именно она задает тон в организации студенческой научно-исследовательской работы. Инициатива разработки именно такого курса «Учебно-исследовательская работа студентов», о котором я рассказывала, принадлежит как раз ей. Светлана Григорьевна возглавляет научную школу по направлению «Бухгалтерский учет». Она – идейный вдохновитель, и научный руководитель наших двух аспирантов. Долгое время Светлана Григорьевна возглавляла научно-исследовательские темы кафедры.

Педагоги кафедры учета и аудита, логистики и менеджмента

Нельзя обойти вниманием и наших других преподавателей. Например, очень активно занимается студенческой наукой Инна Ивановна Сапего. По направлению «Логистика» наиболее плодотворно трудится месье Жан (Банзекуливахо). Почти половина наших работ, отмеченных на конкурсе, выполнена под его научным руководством! Месье Жан часто говорит: «Елена Борисовна, Вы как-то мало даете студентов. Мне бы еще!» Он целенаправленно и системно занимается со своими студентами на протяжении всего семестра. Поэтому, естественно, они и показывают такие результаты. И в этом году, например, мы оставляем на кафедре именно его студентку. Это тоже очень красноречивый показатель высокого качества его работы.

Елена Борисовна Малей и Жан Банзекуливахо

Помимо маститых педагогов и ученых, которые уже успели сделать себе имя и стали кандидатами наук, есть у нас и такие преподаватели, которые пока еще не защитились сами, но также удачно проводят научно-исследовательскую работу со студентами. Это и Наталия Сергеевна Бухарова (направление «Бухгалтерский учет»), и Самойлова Анна Геннадьевна (направление «Логистика»). Работы их подопечных были тоже отмечены на конкурсе, и в том числе, получили первую категорию.

Корр.: Елена Борисовна, а каким оказался Ваш путь в науку?

Е.Б. Малей: В свои студенческие годы я занималась наукой под руководством Инны Ивановны Сапего. Это было интересно, я узнавала много нового. Но это был еще не тот уровень. В то время видеть перспективу дальше обычной студенческой науки я еще не могла. Получение научной степени являлось чем-то заоблачным, невероятным, тем, чего просто не может быть!

Поэтому первые защиты на кафедре бухгалтерского учета и аудита стали настоящим прорывом. Они доказали, что, если много и целенаправленно работать, прилагать усилия, то, оказывается, защищаться можно! Сегодня с таким пониманием работают уже все наши студенты, магистранты и аспиранты.

Что касается лично моего становления в науке, то огромное влияние на меня оказала Светлана Григорьевна. Мы учились на одном курсе, вместе пришли на кафедру, но она защитилась раньше меня и стала примером. В тот период я была в декретном отпуске. У меня был маленький ребенок и мои интересы тогда, естественно, лежали в совершенно иной плоскости. Но пока я находилась в декрете, в процессе общения со Светланой Григорьевной я поняла, что не стоит терять время – нужно работать! И уже через несколько лет после возвращения на кафедру я защитила диссертацию и, как говорится, вошла во вкус. Мне очень понравилось! Это другой подход, совершенно иной, новый уровень систематизации и обобщения информации, другое видение проблем. Надеюсь, мне посчастливится познать и такие тонкие и незабываемые вкусовые ощущения, как подготовка и успешная защита докторской диссертации. Яркий пример для подражания у меня уже есть!

Корр.: Каковы перспективы Ваших подающих надежды молодых ученых – студентов, магистрантов? Существует ли какой-то механизм их дальнейшего роста, поступательного движения вверх по научной лестнице?

Е.Б. Малей: Безусловно! Все это у нас есть! Мы воспитываем, растим для себя научные кадры. По направлению «Бухгалтерский учет» у нас есть своя магистратура (специальность «Бухгалтерский учет, статистика»). На 2016 год у нас запланировано несколько защит кандидатских диссертаций. Это уже большое достижение! Нам приходится учиться во внешней аспирантуре, а Совет по защите диссертаций по бухгалтерскому учету в Беларуси есть лишь в БГЭУ. Это вносит свои сложности. Открыть аспирантуру в региональном университете по этому направлению практически невозможно!

Отдельной магистратуры по логистике в ПГУ пока нет, но наших магистрантов-логистов мы готовим на общей специальности «Экономика и управление народным хозяйством» на кафедре экономики, управления и экономической теории. Все наши преподаватели-логисты, за исключением одного молодого специалиста, который пришел в этом году из Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ, выпускники нашего факультета, окончили магистратуру, обучаются в аспирантуре. На кафедре уже работает один выпускник направления «Логистика». В текущем году мы планируем оставить у себя еще одну нашу воспитанницу. По направлению «Логистика» вариантов выбора аспирантуры больше. Кроме учебы в БГЭУ можно поступить аспирантуру опять-таки на кафедре «Экономика управления народным хозяйством» (сейчас там учится один наш аспирант). В ближайшем будущем планируется защита по логистике во внешней аспирантуре.

Магистранты-логисты

Защиты не выпекаются как пирожки! Требуется временной задел, как минимум лет пять. По логистике, например, пока еще не было защит. Если бы мы стали наспех «выпекать» диссертации, то получили бы на выходе продукт очень сомнительного качества. Но сейчас один наш аспирант выходит на защиту, и, я думаю, это будет начало нового этапа в развитии кафедры. Это послужит очередным доказательством того, что все реально, все возможно!

Качественно поработав со студентом и магистрантом, вы получаете в аспирантуре практически готового научного работника. Если тебе приходит еще «сырой» аспирант, то первые год-два тратятся на то, чтобы обучить его простейшим алгоритмам научных исследований. Когда же в аспирантуру приходят подготовленные люди, они пишут диссертации за два года. Примером тому может служить ассистент кафедры Ольга Александровна Метла, которая под руководством Светланы Григорьевны за два года подготовила диссертацию и выйдет на защиту уже в текущем году.

Корр.: То есть на кафедре и факультете эффективно работает отлаженный механизм подготовки научных кадров?

Е.Б. Малей: Да, именно так! В тот момент, когда мы пришли на кафедру, еще шел процесс его наладки. Более того, пройдя через эту систему, научившись многому, самостоятельно защитившись, мы работаем со студентами уже по-другому – с учетом своего опыта, в соответствии с новыми, самыми современными требованиями.

Международное сотрудничество кафедры

Корр.: Насколько этой работе помогает наличие очень прочных, разноплановых и географически очень широких международных связей кафедры и факультета?

Е.Б. Малей: Безусловно, помогают! Мы принимаем участие в большом количестве конференций, обмениваемся информацией. Более того, я не могу не упомянуть об учебнике «Теория бухгалтерского учета», который вышел в свет буквально на днях. Этот учебник – плод совместного труда крупного российского ученого Михаила Исааковича Кутера, неоднократно приезжавшего к нам с лекциями и на конференции, Светланы Григорьевны Вегеры, Сергея Леонидовича Коротаева и Дмитрия Алексеевича Панкова. В его основу был положен московский учебник Михаила Исааковича, но он был переделан, дополнен и адаптирован к нашим требованиям. Я считаю – это огромное достижение!

Михаил Исаакович Кутер

Корр.: А что даст этот учебник с точки зрения развития научно-исследовательской работы студентов?

Е.Б. Малей: Учебник предлагает абсолютно иной подход к теории бухгалтерского учета по сравнению с тем, который существовал до сих пор. Теория бухгалтерского учета всегда рассматривалась в каком-то методическом аспекте. Давались исключительно методики расчета, подсчета, группировки, обобщения. Новый учебник построен принципиально иначе. В нем рассматриваются теории, существующие в системе бухгалтерского учета, история бухгалтерского учета, связь теории с историческими событиями и т.д. Это издание совершенно по-иному трактует теоретические основы бухгалтерского учета. Учебник, несомненно, расширит кругозор наших студентов, а, главное, он поможет им научиться нестандартно и творчески мыслить!

Корр.: Приближается День белорусской науки. Что бы Вы, Елена Борисовна, пожелали ученым Полоцкого государственного университета в преддверии праздника?

Е.Б. Малей: И состоявшимся ученым, и тем, кто еще только делает первые шаги на пути к научным вершинам, я хочу пожелать одного: не бояться! Для ученых самое важное – не бояться! Упорный труд и смелость научных идей всегда вознаграждаются, а доверие к молодежи и неизменно дает благодатные всходы!

Е.Б. Малей: «Для ученых самое важное – не бояться!»

Корреспондент сайта Владимир Филипенко

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie