Немногим более месяца назад в Полоцком государственном университете во второй раз прошел университетский этап Международного конкурса научного слэма Falling Walls. По его результатам право отстаивать честь ПГУ на национальном уровне было доверено Ирине Фруцкой (гуманитарный факультет) и Егору Трамбицкому (инженерно-строительный факультет). А уже в минувшую субботу в стенах факультета международных отношений Белорусского государственного университета было названо имя молодого ученого, который в ноябре 2018 года представит нашу страну на финале конкурса в Берлине.

Итоги республиканского этапа Falling Walls не принесли неожиданностей. Как и в минувшем году, победу и заветную путевку в Берлин завоевал представитель Полоцкого государственного университета! Знакомьтесь, талантливый и обаятельный победитель конкурса Егор Трамбицкий и его мудрый научный руководитель, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры строительного производства  Дмитрий Николаевич Шабанов!

Дмитрий Николаевич Шабанов и Егор Трамбицкий

Корр.: Прежде всего, с победой, Егор! Как начинался твой путь к этому успеху?

Е. Трамбицкий: Я окончил Новополоцкий лицей. Учился в физико-математическом классе. Нравились мне и история с обществоведением, но уже тогда совершенно четко понимал, что хочу стать инженером. Физика и математика не всегда давались мне легко. Приходилось много работать. Мне очень повезло с учителями! Например, физику нам преподавал Вячеслав Викторович Самойлович. Именно он, похоже, привил мне не только любовь к своему предмету, но и к науке вообще. Сейчас я студент 5 курса специальности «Промышленное и гражданское строительство» инженерно-строительного факультета.

Корр.: Поступление в ПГУ на ИСФ – это не случайный выбор?

Е. Трамбицкий: Решение куда поступать далось мне очень легко. К нам в лицей приезжали и, наверное, приезжают и сейчас представители питерских вузов. Я знаю, немало талантливых лицеистов, которые успешно учатся и в Санкт-Петербурге, и в странах Западной и Центральной Европы. Но в моем случае все сложилось так, что об отъезде куда-то далеко я особо и не задумывался. Был уверен, что все, что мне нужно в плане получения профессии инженера я найду и в родном городе. Да и с бытовой точки зрения преимущества Новополоцка были для меня очевидны. Выбрал инженерно-строительный факультет, который показался мне самым интересным и перспективным для моего дальнейшего развития. За пять лет, проведенные здесь, я ни разу не разочаровался в своем выборе!

Корр.:  Как ты пришел к научному творчеству?

Е. Трамбицкий: С 3-го курса я стал заниматься наукой под руководством Дмитрия Николаевича Шабанова. Он заметил меня в ходе работы над совместной презентацией по 3D-принтеру, и сегодня я считаю его, наряду с В.В. Самойловичем, своим главным Учителем.

Д.Н. Шабанов: Все случилось очень просто! В научных исследованиях без преемственности никак нельзя! Например, Егор Трамбицкий идет следом за Егором Зябкиным, который в свое время подготовил магистерскую диссертацию по полимерным композиционным материалам. Получив экспериментальные результаты, они смогли смоделировать интересовавшие нас процессы при помощи IT-технологий. Фактически, сложилась команда, в которой ведется работа в очень перспективном направлении с использованием 3D- и компьютерного моделирования.

Егор Трамбицкий решил заняться самостоятельными исследованиями. Мы определились с тематикой. Я сам когда-то занимался резисторными тензодатчиками – специальными датчиками, преобразующими величину деформации в удобный для измерения электрический сигнал. У меня есть публикации, но они касались поверхностных деформаций в строительных изделиях. Егору же было предложено попытаться получить «глубинные» тензорезисторные датчики для исследования деформаций, проведения их мониторинга во времени. Перед ним стояла задача создать такой прибор, «заформовать» его и получить результат.

Корр.:  Именно эта проблематика и была изложена в конкурсном докладе?

Е. Трамбицкий: Да. Его название на университетском этапе звучало как «Stress-strain scanning using deep sensors» («Сканирование напряженно-деформированного состояния с применением глубинных датчиков»). Но на этом конкурсе стало традицией обыгрывать в заголовках докладов само «Falling Walls». «Падающие стены» – это не только узнаваемый образ рухнувшей Берлинской стены (в честь 20-летия ее падения в 2009 году и состоялся первый конкурс), но и символ интеллектуального преодоления, решения научной проблемы. Поэтому на республиканском этапе мне, как строителю, грех было не воспользоваться возможностью тоже поиграть словами. И, кажется, получилось. Мой доклад назывался «Breaking the wall of wallsbreaking», что можно примерно перевести как «Решение проблемы разрушения стен».

Егор Трамбицкий

Корр.: Получается, твоя тема находится на стыке строительных наук, ІТ-технологий и приборостроения?

Д.Н. Шабанов: Да! Это наш ноу-хау! И сегодня мы готовы, будем говорить откровенно, конкурировать с любыми столичными вузами. Успех в недавнем конкурсе – еще одно тому подтверждение!

Корр.: Егор, чем тебя привлекла эта тема?

Е. Трамбицкий: Мне всегда нравилось придумывать что-то новое: конструировать, совершенствовать. А тут появилась такая замечательная возможность. Прежде всего, я благодарен Дмитрию Николаевичу! Интерес к этой тематике пробудил во мне именно он. А с другой стороны, работая над этой темой, у меня появилась возможность попытаться дать ответ на одну из важных проблем, которую нужно попытаться решить современному обществу. Тема моя очень актуальна и, если серьезно продолжать ее изучение, можно добиться очень хороших результатов.

Тема имеет большое практическое значение. Ни с того ни с сего упал мост в Америке, и есть жертвы. Где-то обрушилась стена. Механизм подобных структурных изменений, к сожалению, не исследуется в режиме реального времени. А real-time monitoring просто необходим, поскольку любой материал, тем более такой, как железобетонные конструкции, может потерять свои эксплуатационные характеристики мгновенно!

Д.Н. Шабанов: Железобетон должен находиться под неусыпным контролем! Нужно отслеживать любые структурные изменения, которые могут привести к разрушению. Проблемы возникают сплошь и рядом, и за примерами даже далеко ходить не стоит. Вспомним печальную судьбу аварийного моста в Житковичском районе или необходимость недавнего ремонта моста через Западную Двину в Новополоцке.

Эта тематика касается не только строительной отрасли, а затрагивает интересы всего общества, поскольку касается здоровья и безопасности граждан. Приборы, позволяющие вести мониторинг состояния строительных конструкций, уже достаточно давно присутствуют на рынке. Но использовать их в широком диапазоне пока никто не пытается.

Е. Трамбицкий: Такие приборы действительно есть. Но используются они, как правило, только на особо ответственных сооружениях, к примеру, на атомных электростанциях. Они очень дороги! Мы же предлагаем технологию производства прибора и сам прибор, при помощи которого можно будет проводить мониторинг состояния и гражданских зданий, и любых других объектов. Это необходимо для того, чтобы снимать показания структурных изменений строительных конструкций, анализировать полученные данные и принимать соответствующие решения. Есть также идея использования нашего датчика и на дорожном покрытии.

Д.Н. Шабанов: Да, мы сейчас отказываемся от изживших себя асфальто-бетонных дорожных покрытий и переходим к цементно-бетонным. За ними тоже нужен мониторинг во времени.

Корр.:  Что представляло собой твое выступление?

Е. Трамбицкий: Нужно было следовать четкому регламенту. На доклад давалось три минуты. По окончании отведенного времени докладчика просто останавливали. Выступление могли сопровождать только три слайда. В этих непростых условиях нужно было четко донести свои научные идеи и, как говорится, «продать» их членам жюри. По окончании доклада задавали вопросы.

За день до выступления с нами провели workshop, семинар. Среди его участников был и организатор подобного научного слэма в Тюмени Антон Яркин. Он просмотрел наши доклады и презентации, а потом дал очень полезные упражнения и советы.

В Минске было то ли шесть, то ли восемь членов жюри. Насколько я понимаю, ни одного строителя, который бы с полуслова разобрался в моей теме, среди них не было. Нужно было донести свою идею и до присутствовавшего там химика, экономиста и даже лингвиста.

Корр.: Для того, чтобы принимать участие в подобном конкурсе, нужно не только выйти с интересной научной проблемой и предложить ее решение, но и прекрасно владеть английским языком.

Е. Трамбицкий: Больших проблем с ним я не испытывал. В любом случае, перед выступлением готовится доклад и презентация. Все это много раз проговаривается и шлифуется. В конце концов, текст ты уже помнишь наизусть и готов воспроизвести его в любой час дня и ночи. Владение этой информацией придает тебе уверенность и спокойствие.

Самое сложное в этом конкурсе – это общение с членами жюри и присутствующими в зале, ответы на их вопросы. В строительстве используется достаточно сложная специальная терминология. Поэтому совсем не просто понять, например, экономиста или химика, а затем объяснить ему суть твоей проблематики.

Д.Н. Шабанов: Поскольку мы затронули проблему языкового барьера, стоит сказать следующее. Эта проблема имеет чисто психологическое свойство. Егор, на мой взгляд, справился с ней достаточно легко. И огромную положительную роль в этом сыграло его активное участие в университетских англоязычных конференциях молодых ученых «Европейский и национальный контексты в научных исследованиях». Многое из того, с чем выступал Егор в Минске, прошло успешную обкатку еще в ПГУ! У него же были не «голые» выступления в духе «прочитал по бумажке и сел». Наши ученые, тот же Егор Дмитриевич Лазовский или Елена Геннадьевна Кремнева, задавали Егору серьезные вопросы и были довольны полученными ответами. А накануне празднования 50-летия новейшей истории ПГУ на инженерно-строительном факультете проходила своя интересная конференция. На ней Егор Трамбицкий тоже выступал с англоязычным докладом. Таким образом, еще до этапа внутриуниверситетского отбора он проделал огромную работу в этом направлении!

Falling Walls-2018

Корр.: Что ты почувствовал, когда было названо имя победителя?

Е. Трамбицкий: По окончании конкурсной части всем нам вручили сертификаты участников республиканского этапа. К этому времени я уже не испытывал волнения – выступление было позади, почти все, что мне хотелось показать, получилось. Я удобно расположился в кресле и просто получал удовольствие от участия в крутом мероприятии. Организаторы перешли к озвучиванию имен призеров: третье место, второе… Выдержали долгую красивую паузу перед тем, как назвать победителя. Обо мне не вспомнили, и в голове успела промелькнуть мысль: «Что ж, не получилось…» И тут прозвучала моя фамилия. Я опешил от удивления и до конца осознал, что произошло, когда раздались аплодисменты и ко мне стали поворачиваться зрители! Выходил к организаторам все еще в шоковом состоянии.

Если попытаться объективно оценить уровень выступлений участников конкурса, то, по моему мнению, было несколько очень эффектных докладов. Они в полной мере соответствовали тому уровню, который еще на этапе отбора в ПГУ Дмитрий Олегович Глухов, говоря о сверхзадаче нашего участия в Falling Walls, назвал «научным шоу». То, как ребята презентовали свою тему, было достойно самых высоких оценок! Мне есть к чему стремиться!

Мое выступление, надеюсь, оказалось более сбалансированным с точки зрения соотношения всех главных компонентов: науки, зрелищности и английского языка. Возможно, это жюри как раз и приняло во внимание при итоговом распределении мест. За оставшиеся пять месяцев до финала в Берлине добавить к науке и языку привлекательных «фишечек» куда проще, чем существенно усилить научную составляющую или на порядок поднять языковые компетенции. Все-таки, это научный слэм, и, как при неформальном общении признавались сами устроители конкурса, они отдавали предпочтение не форме, а содержанию.

Трамбицкий

Корр.: Итак, впереди Берлин! Как ты будешь готовиться к новому научному испытанию, где придется представлять уже не только себя и факультет, и даже не только ПГУ, а всю Республику Беларусь?

Е. Трамбицкий: Финал состоится 6 ноября. Впереди много бессонных ночей, работа в лаборатории. Участие в таком международном мероприятии – это огромная ответственность! Хочется приложить все усилия для того, чтобы достойно отстоять честь страны и родного университета! Помимо прочего, участие в таком крупном форуме молодых ученых мира – это отличная возможность заявить о себе.

Как сказал Дмитрий Николаевич, у нас есть сильная команда. Сегодня, как мне кажется, наука – это уже не удел гениальных одиночек, а поле деятельности целых научных коллективов, объединенных в рамках очень широких междисциплинарных направлений. Я счастлив, что на нашем инженерно-строительном факультете сформировалась такая благоприятная творческая среда!

Корр.: Скоро защита дипломного проекта и получение диплома инженера-строителя. Каким ты видишь свое будущее?

Е. Трамбицкий: Далеко в будущее мне, наверное, заглядывать еще рано. Совсем скоро защита дипломного проекта. Потом подготовка к выступлению в Берлине. Об этом пока все мои мысли.

Д.Н. Шабанов: Это наш будущий магистрант! Егор уже распределился. Будем готовить для него очень насыщенную научно-исследовательскую программу. И, кроме того, хотелось бы отметить, что Егор – это еще один красноречивый пример того, что наш университет, а его инженерно-строительный факультет и подавно, – никакая не периферия, как кому-то где-то может показаться!

Е. Трамбицкий: Действительно, большие надежды я связываю и с обучением в магистратуре. На ближайшие два года главный приоритет – наука. У меня уже есть определенный задел, а в ходе подготовки к финалу Falling Walls появятся и новые наработки. У нас на факультете уже несколько лет существует уникальная совместная учебная программа, которая позволяет поучиться в Португалии и получить два диплома: один – белорусского, а второй – европейского образца. Здесь мне и английский язык пригодится, и много нового узнаю. Наш декан, Александр Александрович Бакатович, уже связался с португальскими коллегами и попросил найти мне там научного руководителя.

Д.Н. Шабанов: Если говорить откровенно, такие молодые люди нужны нам для обновления профессорско-преподавательского состава. Мы ведь готовим не только инженеров-строителей, но и будущих ученых и преподавателей. На мой взгляд, отпустить Егора на стройку было бы кощунством! В него было уже столько вложено знаний и сил, а впереди у него еще и обучение в магистратуре. Надеюсь, при таком отношении к делу его обязательно ждет успех!

Корр.: Спасибо большое Вам, Дмитрий Николаевич, за отличную работу! А тебе, Егор, желаем покорения новых научных вершин! Будем болеть за тебя!

Общее фото участников

Беседовал Владимир Филипенко

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie