8-9 февраля 2018 года на базе УЛК № 6 в пос. Междуречье состоялась международная научно-практическая конференция «Инновационные подходы в образовательном процессе высшей школы: национальный и международный аспекты», посвященная 50-летию нашего университета. Главными организаторами конференции выступили Полоцкий государственный университет и Республиканский институт высшей школы Республики Беларусь.
В работе конференции приняли участие более 40 гостей, представляющих Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), Коми республиканскую академию государственной службы и управления при Главе Республики Коми (Сыктывкар, Россия), Государственный гуманитарно-технологический университет (Орехово-Зуево, Россия), Республиканский институт высшей школы Республики Беларусь, Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка, Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова и другие высшие учреждения образования.
Главной целью мероприятия стало обсуждение проблем развития высшей школы на современном этапе, внедрение инновационных подходов в образовательный процесс на национальном и международном уровнях.
Открыл конференцию и пленарное заседание ректор Полоцкого государственного университета, профессор Дмитрий Николаевич Лазовский, который рассказал о развитии нашего университета, его профилизации, подчеркнув значимость и важность учебной деятельности, которая на сегодняшний день неразрывно связана с вступлением нашей страны в Болонский процесс и с внедрением информационных технологий и современных методов преподавания: «Учебный процесс – это важнейшее направление деятельности любого высшего учебного заведения. Всегда очень важно, чтобы он удовлетворял не только современным требованиям, но и была видна перспектива, поскольку это достаточно мощное направление, и его одномоментно не перестроишь. Тема конференции актуальна не только для высшего образования Республики Беларусь, но и для других стран. Я надеюсь, что предстоящая конференция обогатит нас знаниями по важнейшим аспектам деятельности высшей школы. Мы почувствуем и ещё больше поймем перспективу развития высшей школы, как в области преподавания, так и в области организации высшего образования. Желаю участникам конференции плодотворной работы и приятного пребывания на древней Полоцкой земле!»
На протяжении двух дней конференция продолжила свою работу по следующим направлениям дискуссионных площадок:
- Проектирование и реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ в учреждениях высшего образования и проблемы диагностирования компетенций, обеспечение качества высшего образования.
- Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и проблемы дистанционного и смешанного обучения.
- Вопросы педагогики и методики высшего образования, инновационные образовательные технологии.
- Взаимодействие с работодателями и развитие практико-ориентированного обучения.
- Организация образовательного процесса.
На каждой из секций были заслушаны интересные и содержательные доклады представителей высшей школы – высококвалифицированных специалистов, передовых ученых в области методики преподавания, а также представителей ведущих учреждений высшего образования Беларуси и ближайших постсоветских республик.
Представленные для участия в конференции материалы – более 140 статей – будут изданы сборником материалов конференции. Заявки поступили из ведущих вузов Республики Беларусь, России, Украины, Польши. Более 55 статей представили сотрудники Полоцкого государственного университета.
В ходе мероприятия организаторы и участники рассказали о волнующих проблемах высшей школы и перспективах её развития.
Надежда Андреевна Борейко, начальник учебно-методического отдела Полоцкого государственного университета, кандидат экономических наук, доцент: «Данная конференция посвящена вопросам образования высшей школы и организации учебного процесса. На нашем мероприятии присутствует очень много гостей, например, из Республиканского института высшей школы, ведущих российских и республиканских вузов. Я думаю, что работа конференции будет весьма интересна и плодотворна, поскольку на ней будут подняты проблемы, которые сегодня весьма актуальны в сфере высшего образования. Основная проблема – внедрение инновационных подходов в образование: как привлечь и заинтересовать студентов, как преподавателю преподнести свой материал, чтобы он был интересным и доступным, как перейти к дистанционным формам обучения и многое другое».
Игорь Владимирович Титович, проректор по научно-методической работе Республиканского института высшей школы, кандидат исторических наук, доцент: «Любая конференция, на которой присутствует большой круг специалистов, особенно те, которые работают в системе высшего образования, направлена на формирование каких-либо научных взглядов и концепций, которые в будущем можно будет превратить в некоторые нормативно-правовые акты и правовые нормы, которые помогут развиваться нашей системе высшего образования. На мой взгляд, сегодняшняя конференция направлена на видение профессионального сообщества, в данном случае, профессорско-преподавательского состава, на те задачи, которые были поставлены, в том числе, и на Республиканском педагогическом совете. Они отражены сегодня в концептуальных подходах в развитии системы образования на 2018-2020 годы и на перспективу до 2030 года. Это именно те задачи, которые должны быть реализованы в системе образования в краткосрочной и долгосрочной перспективе».
Василий Савельевич Сенашенко, доктор физико-математических наук, профессор кафедры сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов: «Проблема сегодня перед нами стоит одна – это реформа высшей школы. В её основе лежат положения Болонской декларации. Россия эту декларацию подписала в 2003 году, Беларусь – на одном из последних совещаний министров Европы, ответственных за образование, науку и культуру. В настоящий момент в Беларуси реализуется положение, которое содержится в этой декларации. Россия немного ушла вперед. Мы можем говорить о результатах реформы на этой основе, а Беларусь находится ещё в начале пути. Я надеюсь, что здесь собрались специалисты, которые глубоко и обстоятельно смогут обсудить проблемы, возникающие в ходе реформирования системы высшего образования.
В Полоцке я уже третий раз. Очень сильное впечатление производит Полоцкий государственный университет. Я знал предыдущего ректора, который стоял у истоков этого университета, знаю, каких сил стоило создать данный университет по тем временам и, конечно же, сегодня – это современное высшее учебное заведение».
Елена Александровна Башаркина, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии детства Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова: «На данную конференцию заявлена очень значимая для нашего педагогического и научного сообщества проблема инновационных и компетентностных подходов, которые реализуются сегодня в практике образования. Формирование социально-личностных, академических и метапредметных компетенций – это тот результат, к которому мы должны прийти по итогам обучения. Организация образовательного процесса и использование новых инновационных технологий, методик, которые уже есть в нашей практике и обмен которыми позволит нам расширить наш методический арсенал, конечно же, дадут возможность трудиться ещё более эффективно. Высшая школа справляется с рядом этих вопросов и задач.
Я впервые сегодня в Полоцком государственном университете. Впечатления прекрасные, все очень красиво и визуально замечательно представлено! Думаю, что таким же приятным будет и общение с нашими коллегами и участниками конференции. Профессиональный диалог, с моей точки зрения, будет интересным».
Дарья Алексеева