29 января научное общество Беларуси отмечало профессиональный праздник – День белорусской науки. Накануне этого торжественного дня мы побеседовали с Председателем Совета молодых ученых, кандидатом экономических наук, доцентом кафедры финансов Полоцкого государственного университета Мариной Александровной Авилкиной о белорусской науке, о работе Совета молодых ученых, о сделанном и запланированном.

1. Охарактеризируйте, пожалуйста, вкратце сегодняшнее состояние белорусской науки. С какими трудностями сталкивается белорусская наука в настоящее время?

Одной из наиболее острых проблем белорусской науки является «старение кадров». Речь идет о сокращении численности молодых ученых, занятых научными исследованиями и разработками, увеличении среднего возраста исследователей, уменьшение притока перспективной молодежи в науку. Это обусловлено в большей степени невысоким уровнем заработной платы в научной сфере, что особенно ощутимо для «неостепененных» молодых специалистов. По этой причине обучение в аспирантуре для последних сегодня становится все меньше и меньше привлекательным. На предложение поступать в аспирантуру и писать диссертацию часто можно услышать от молодого специалиста ответ: "Зачем мне диссертация, если, работая на производстве, я буду получать гораздо больше кандидата наук?" Поэтому и складывается впечатление у молодых людей, что сегодня белорусская наука держится в большей степени на энтузиазме исследователей. Как результат, имеем слабый интерес перспективной, энергичной молодежи к научному труду в современной экономической ситуации.

Другой не менее важной проблемой является существующая слабая связь научной сферы с реальным сектором экономики; отсутствие налаженной системы сотрудничества науки и производства, что позволило бы своевременно и оперативно доводить научные результаты до их практического использования субъектами хозяйствования. Кроме того, сегодня руководство предприятий редко уделяет внимание повышению научного потенциала кадрового персонала, приему на работу кандидатов наук, поскольку не видит адекватного применения научной составляющей в практической деятельности организации. Однако без наполнения ведущих промышленных предприятий кадрами высшей квалификации трудно ожидать эффективное развитие новейшей техники и технологий на таких предприятиях. Как следствие, имеем фактор, сдерживающий инновационное развитие государства.

Третьей ощутимой проблемой белорусской науки является недостаточность финансирования фундаментальных научных исследований, которые, по сути, формируют теоретический задел для прикладной науки и разработок. Без развития фундаментальной науки трудно рассчитывать на дальнейший научно-технический прогресс. Однако фундаментальная наука не производит материальных благ, не дает прибыли и является полностью затратной. Современные фундаментальные исследования дорогостоящи, требуют уникального оборудования и высококвалифицированных кадров. В больших масштабах финансирование таких исследований сегодня могут себе позволить лишь страны с высокоразвитой экономикой.

2. Как Вы считаете, чего не хватает белорусской науке для перехода на новый уровень?

Для перехода белорусской науки на новый качественный уровень требуется решение множества вопросов, сдерживающих сегодня развитие научной сферы и накопление научного потенциала в стране. Среди наиболее острых проблем – отсутствие действенных стимулов к научному труду.

Во-первых, необходимо усилить мотивационные факторы, которые помогут вернуть высокий престиж и привлекательность белорусской науке. Среди наиболее значимых мотивационных факторов – уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава (ППС). Мне видится следующий вариант решения указанной проблемы. Заметим, что сегодня наблюдается тенденция сокращения бюджетных мест, выделяемых государством для студентов. Это, безусловно, ведет к повышению доли внебюджетных источников финансирования получения высшего образования, увеличению объема оказания платных образовательных услуг. Повышение заработной платы ППС приведет к росту цен на платные услуги и, как результат, снижению доступности высшего образования для белорусского населения. Для того, чтобы вернуть научной сфере утраченные «материальные» стимулы и одновременно не снизить доступность высшего образования для белорусских граждан, в социально-ориентированном государстве важно выработать и предложить населению такие механизмы финансовой поддержки получения платных образовательных услуг, которые помогут получить дорогостоящее, но качественное образование широкому кругу заинтересованных лиц. Так, например, целесообразно активно развивать и распространять институт льготного кредитования получения первого высшего образования; институт «накопительного страхования», позволяющий заблаговременно сберегать родителям, близким родственникам необходимые денежные суммы к моменту поступления их детей (подопечных) в учреждения высшего образования. Такие примеры финансовой поддержки встречаются достаточно часто в зарубежной практике. Ведь как показывает мировой опыт, качественное высшее образование не может быть дешевым, а заработная плата ученых, определяющих достижения государственного (мирового) научно-технологического прогресса, а значит ответственных не только за научное, но и экономическое, социальное будущее страны – средней.

Во-вторых, видится стратегически важным готовить кадры высшей квалификации, кандидатов наук не только для учреждений высшей школы, но и для производства в условиях инновационного развития государства. Например, специалистов с ученой степенью целесообразно готовить вузами в тесном взаимодействии с предприятиями, для которых такие специалисты предназначены. Насыщение предприятий учеными непременно обусловит эффективное развитие новейшей техники и технологий внутри субъектов хозяйствования, как следствие, усиление конкурентных позиций и экономический рост.

3. Насколько важно для высшего учебного заведения участвовать в различных научных форумах, конференциях, семинарах, вести самостоятельную исследовательскую деятельность, сотрудничать с другими научными учреждениями и университетами?

Стратегически важно. Обеспечить качественное высшее образование без науки невозможно. Если высшее образование не включает в себя совместное научное творчество преподавателей и студентов; обмен, обсуждение и критический анализ достигнутых научных результатов на научных мероприятиях (конференциях, форумах, семинарах), то обучение превращается в пересказывание материала учебных пособий. Разделяя мнение почетного ученого Беларуси Э.М. Бабенко о том, что «образование – это, прежде всего, образование личности, образование человеческой души…» добавлю, что наука есть творчество, подкрепленное талантом и знаниями исследователя. Студент, занимающийся наукой, развивает в себе творческое начало, которое непременно пригодится ему как будущему специалисту в его профессиональной деятельности. Ведь наука учит по-новому, гораздо тоньше смотреть на явления действительности, своевременно подмечать в малозначимых для обывателя фактах или последовательности событий законы природы, причинно-следственные связи. Стоит заметить, что сегодня заметно возрос практический интерес работодателей к высококвалифицированным специалистам-инноваторам, способным генерировать новые, применимые на практике идеи и принимать эффективные неординарные решения, что имеет важное значение в условиях становления инновационной экономики.

Развитие республиканских и международных научных связей в высшей школе позволит не только повысить качество высшего образования, но и отслеживать передовой опыт, а также новшества в отечественной и мировой науке. Более того, без активного международного партнерства по различным направлениям исследований белорусская наука не сможет пользоваться авторитетом и признанием в мировом научном сообществе, о возможных последствиях чего, думаю, говорить нет необходимости.

4. Какие события ознаменовали работу Совета молодых ученых в новом составе?

Совет молодых ученых (СМУ) в новом составе сформирован сравнительно недавно в Полоцком госуниверситете, а именно в октябре 2011 года. Перспективные и инициативные молодые ученые нашего вуза, пополнившие ряды членов данного добровольного объединения, сразу приступили к активным действиям. В первую очередь, сформирована концептуальная платформа для будущей работы Совета: определены цели, задачи, основные направления работы и организационная структура объединения. Разработаны структура и информационное наполнение информационного ресурса, посвященного деятельности СМУ ПГУ.

14-18 ноября 2011 года Совет молодых ученых принял активное участие в научных мероприятиях Белорусской инновационной недели в городе Минске. Члены Совета проявили активность в обсуждении актуальных проблем формирования научного пути молодых ученых, организации их научного общения и обмена опытом, реализации идей молодых инноваторов в реальном секторе экономики. Дискуссии были организованы в рамках круглых столов по тематикам: «Молодежное предпринимательство», «Сотрудничество с Советом молодых ученых НАНБ», «Международное сотрудничество сегодня»; «Сотрудничество с Советом молодых ученых НАН Беларуси»; «Сотрудничество с Центром студенческих научных инициатив при СМУ НАН Беларуси». Кроме того, молодые ученые ПГУ представили свои научные результаты на II Международной молодежной научно-практической конференции «Научные стремления – 2011» и Молодежном инновационном форуме «Наука и бизнес - 2011», организованных Советом молодых ученых Национальной Академии наук Беларуси совместно с ООО «Лаборатория интеллекта».

5. Какими заслугами и значимыми достижениями Совет особенно гордится?

Среди значимых результатов деятельности Совета молодых ученых Полоцкого государственного университета можно отметить следующие:

  • разработана новая концептуальная платформа деятельности Совета молодых ученых, учитывающая современный опыт работы Советов не только в Беларуси, но и в странах СНГ. Концепция работы СМУ определила цели и задачи, основные направления и порядок работы, организационную структуру СМУ и механизм его взаимодействия СМУ с молодыми учеными университета;
  • разработана новая структура веб-страницы, посвященной деятельности СМУ, на сайте Полоцкого государственного университета. Среди основных задач сайта – своевременное информирование молодых ученых университета о международных и национальных научных мероприятиях (конференциях, форумах, конкурсах, проектах и т.д.), представляющих интерес для научной молодежи университета;
  • разработана принципиально новая рейтинговая шкала молодых ученых для оценки значимости, масштабности и важности оказания помощи молодым ученым в области подготовки и защиты их научных работ. Новизна рейтинговой шкалы состоит в том, что она позволяет определить класс рейтинга каждого молодого ученого в зависимости от его статуса, достигнутых результатов, и на этой основе определить виды университетской помощи, на которые может рассчитывать каждый молодой ученый в период подготовки и защиты кандидатской (докторской) работы;
  • налажены научные контакты и информационный обмен между Советом молодых ученых УО «ПГУ» и Советами молодых ученых (научными обществами) Национальной академии наук Беларуси, Белорусского государственного экономического университета (г.Минск), Белорусского государственного университета транспорта (г.Гомель), Частного института управления и предпринимательства (г.Минск), Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого (г.Гомель), Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины (г.Гомель), Полесского государственного университета (г.Пинск), Российского экономического университета им. Плеханова (г.Москва), Белорусского торгово-экономическом университета потребительской кооперации (г.Гомель), Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (г.Горки), Институтом мелиорации НАН Б (г.Горки), Харьковским институтом финансов (г.Харьков) и других вузов – для объединения усилий в решений проблем научной молодежи и организации научного сотрудничества;
  • организовано сотрудничество Совета молодых ученых Полоцкого госуниверситета с внедренческой организацией – ООО «Лаборатория интеллекта» – для реализации стратегии поддержки молодежных инноваций;
  • организовано участие инновационных проектов молодых ученых ПГУ в Республиканском конкурсе инновационных проектов по номинациям «Лучший молодежный инновационный проект», «Лучший инновационный проект». Однако самым высоким достижением, которым мы особенно гордимся, в деятельности нашего Совета молодых ученых за столь короткий период явилось формирование крепкого, сплоченного командного духа в коллективе Совета, без которого достижение вышеописанных результатов, на мой взгляд, вряд ли стало бы возможным.

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie