В 47-летней истории кафедры строительного производства Полоцкого государственного университета у нее было лишь восемь заведующих: Борис Петрович Сахаров (1971-1972), Ульян Григорьевич Емельянов (1972-1974), Александр Маркович Галушко (1974-1976), Анатолий Иванович Елфимов (1976-1982), Леонид Федорович Калмыков (1982-1994), Василий Васильевич Бозылев (1994-2002 и 2008-2016), Дмитрий Николаевич Лазовский (2002-2003) и…


Сегодня в гостях у нашей традиционной рубрики – единственная представительница прекрасного пола в этом почетном списке. Знакомьтесь, выпускница строительного факультета ПГУ 1994 года, кандидат технических наук, доцент и дважды заведующая кафедрой строительного производства (2003-2008 и с 2016) Людмила Михайловна Парфенова!

Л.М. Парфёнова

Корр.: Людмила Михайловна, расскажите о своем детстве, о родителях.

Л.М. Парфёнова: Родилась я в Полоцке в 1972 году. Папа окончил техникум, но всегда был очень востребованным специалистом. Работал инженером и главным инженером в Полоцксельстрое, позже – главным энергетиком в Витебскмелиорации. Последнее его место работы – главный энергетик треста № 22 в Полоцке. Мама начала свою трудовую деятельность в 18 лет на Полоцком литейно-механическом заводе. Заочно получила экономическое образование и потом более 30 лет проработала экономистом в системе киновидеопроката.

Моя жизнь с детских лет связана со строительством: приходила на работу к отцу, своими силами строили дачу, гараж и баню. Когда мне было лет восемь, втроем с папой и мамой заливали фундамент нашей дачи в Гендиках. Я носила бутовые камни в опалубку. Помню, уже стемнело, а нам нужно было успеть выработать раствор, пока он не схватился. Дальше всем нашим большим семейством – были все братья отца с женами и детьми – складывали деревянный сруб дома. Потом установили стропила и, как полагается, повесили березовый венок. С отцом зашивали фронтоны, делали лестницу на чердак, с мамой клеили обои. Так был сдан в эксплуатацию наш первый объект! На самом деле, мое настоящее с учетом такого опыта не выглядит случайным.

Училась я в средней школе № 8 города Полоцка. О ней остались самые хорошие воспоминания! Это, лучшие годы, когда вся жизнь еще впереди, когда в мыслях – светлые надежды и прекрасные мечты… Училась хорошо и окончила десять классов с серебряной медалью. По натуре я всегда была технарем. С литературой и историей тоже не испытывала проблем, но точные и естественные науки все-таки нравились больше.

Москва

С отцом. Сентябрь 2003.

Корр.: Наверное, выбор в пользу строительного факультета нашего вуза было самым естественным решением?

Л.М. Парфёнова: Не совсем! После окончания школы встал вопрос: куда пойти учиться? В моей семье было два ориентира: мама-экономист и папа-строитель. Не обошлось и без влияния подруг по школе. Мы с девчатами настроились поступать на экономику в Витебский технологический институт легкой промышленности. В Новополоцке такой специальности еще не было. Даже поехали туда на подготовительные курсы и подали документы.

И тут в последний день работы приемной комиссии в Витебск приезжают мои родители: забираем оттуда документы и везем их в Новополоцк. Буквально в последний момент, без пяти шесть, я стала соискательницей места студентки строительного факультета Новополоцкого политехнического института!

Корр.: Как же так вышло?

Л.М. Парфёнова: За неделю моего отсутствия в Полоцке, родители решили, что так будет лучше. Я и не сопротивлялась. Молча села в машину, и поехали! Пожила неделю в общежитии и почувствовала какую-то опустошенность. Мне, наверное, было бы непросто на первых порах в новом городе.

Итак, экономический вариант учебы отпал. Остался строительный. Отец глядел в будущее и даже нашел для меня место трудоустройства после окончания института: мы заключили договор о целевой подготовке с ПМК «Витебскмелиоводхоз». Все пять лет учебы в институте эта организация платила мне повышенную стипендию в размере 60 рублей.

Корр.: При поступлении Вы сдавали только один экзамен?

Л.М. Парфёнова: Да. Для медалистов, которые шли на «Промышленное и гражданское строительство», было достаточно на отлично сдать физику. Помню, в билете одним из вопросов у меня оказался закон Гука. Нужно было решить какую-то задачку и ответить на два вопроса экзаменационной комиссии. Поставили пять баллов, и на этом моя приемная кампания закончилась. Получи я четверку, пришлось бы сдавать и остальные экзамены: математику и русский язык.

Корр.: Каким для Вас оказался переход к новому – студенческому – статусу?

Л.М. Парфёнова: Для меня это было как окно в другой мир! Открыла его, и сразу на меня хлынули, по эмоциональной составляющей – «все запахи весны»!

Нынешние студенты этого, наверное, уже не ценят. Когда им предлагают ехать в колхоз, многие находят разные причины и обстоятельства для того, чтобы остаться в городе. А мы, первый курс ПГС, уже 2 сентября собрались возле главного корпуса, погрузились в автобусы и на месяц уехали «на картошку».

Отправили нас в деревню Головчицы Россонского района. Погода в сентябре 1989 года стояла уникальная – практически такая же, как в начале нынешней осени: солнечно и тепло. Не было ни одного дождя! Нас заранее предупредили, что в первый дождливый день отпустят на отдых. Но поскольку непогоды так и не дождались, то получили возможность по одному отдыхать в соответствии с определенным графиком в течение недели.

Мы только встретились, и друг друга, естественно, не знали. В колхозе было два гостевых домика. В одном поселились девушки, а в другом – парни. Через дорогу – клуб (можно было ходить на танцы), и почта, а чуть поодаль – баня, которую для нас топили дважды в неделю. Все мы быстро перезнакомились, сложилась хорошая веселая компания.

И урожай картошки был какой-то невероятный! После того, как копалка проходила по полю, оставалась сплошная бело-желтая полоса клубней. В день собирали по 100 ведер каждый. Это было немало, если учесть, что суммарно на человека выходило почти по 800 килограммов.

У нас сформировалась такая соревновательная атмосфера, что безо всякого давления со стороны мы сами хотели обогнать друг друга по количеству собранных ведер. Однажды парень с девушкой решили побить все рекорды. Уже опустились сумерки (осенью рано темнеет), и тут появляются они – усталые и в рабочей одежде… На следующий день приходим на наше поле, а там вдоль борозд горками собрана картошка. Это было дело их рук! Пришел трактор, и они стали быстренько загружать в прицеп свою еще с вечера собранную картошку. За ними нам было уже не угнаться!

Корр.: Выезд на сельхозработы был выгоден наверняка и с точки зрения заработка?

Л.М. Парфёнова: Количество собранных ведер строго учитывалось, и в соответствии с этим нам начислялась зарплата. Даже с учетом того, что из нее вычли что-то за баню и питание, я тогда получила за месяц 120 рублей. В 1989 году это были хорошие деньги! Так что впечатление о начале студенческой жизни у меня осталось самое положительное.

Но главное – благодаря картошке мы все быстро сдружились, сложился крепкий студенческий коллектив. Даже с теми ребятами, которых уже на первой сессии отчислили, у нас остались хорошие отношения. И сейчас, встречаясь с ними где-то в городе, мы всегда очень рады друг другу – расспрашиваем о делах, радуемся успехам. А ведь поучились вместе только один семестр! Правильно говорят: совместный труд объединяет!

Мы и дальше принимали участие в уборке урожая: и на втором, и на третьем, и на четвертом курсах. Побывали в разных местах Витебской области. Только в последний год мы остались учиться. Но больше всего, и это неудивительно, всем запомнилась наша первая картошка!

Корр.: Учебный процесс в НПИ не принес никаких сюрпризов?

Л.М. Парфёнова: В своих воспоминаниях об учебе в институте многие коллеги пишут, что по сравнению со школой здесь было все устроено иначе. Я большой разницы не почувствовала. Наверное, от того, что была очень «правильной». В школе всегда старалась регулярно и скрупулезно готовить домашние задания. Даже когда пропускала уроки по болезни или какой-то другой уважительной причине, узнавала у подруг, что нам задавали и, приходила в школу подготовленной. В вузе ежедневного контроля их выполнения, конечно же, не было, но я прекрасно контролировала себя и сама.

Получается, единственным существенным отличием было то, что в институте я почувствовала больше свободы. Так или иначе, учебная нагрузка в вузе распределяется не так равномерно. Ближе к сессии приходилось работать больше. Иногда до позднего вечера сидела, чтобы вовремя сдать курсовые проекты.

Корр.: Требования к студентам на факультете всегда были на уровне!

Л.М. Парфёнова: Да, но у нас были замечательные преподаватели! Запомнился Леонид Степанович Турищев. Для всех студентов ПГУ строительная механика и сопротивление материалов – сложные базовые дисциплины. Изучаются они уже на третьем курсе, и им приходится уделять большое внимание. Требования у Леонида Степановича всегда были очень высокими, но его талант педагога и использование новейших технологий преподавания помогали нам получать очень качественные знания. Строительную механику и сопротивление материалов вел у нас и Владимир Константинович Родионов; объяснял все понятно и доступно.

Леонид Федорович Калмыков, заведовавший в те годы нашей кафедрой, читал на третьем курсе технологию строительного производства. По уровню его преподавания мы, студенты, понимали, что это профессионал своего дела! Потом эту дисциплину вел Василий Васильевич Бозылев. Юлия Иосифовна Киреева читала строительные материалы. Механизацию и автоматизацию в строительстве преподавал Михаил Кипервассер, начертательную геометрию – Юлия Станиславовна Махова. Помню, у нее еще были маленькие дети, а она дотемна сидела в институте – мы учились тогда во вторую смену – и разбирала с нами задания РГР.

Если ты хотел получить знания, то преподаватели были готовы работать с тобой, не считаясь со своим личным временем. Каждый из нас мог получить достаточно внимания с их стороны, несмотря на то, что училось тогда строителей очень много. У нас на потоке, например, было шесть групп, а на курсах, что учились раньше, бывало и семь, и девять!

Мы стараемся на кафедре работать так и сегодня. Если видишь, что студент стремится овладеть знаниями, ты не можешь не помочь ему! Я очень благодарна своим преподавателям за эту школу!

Корр.: Вас не обошла стороной студенческая наука?

Л.М. Парфёнова: Да, конечно! В те времена все это уже было! Я начала заниматься студенческой наукой еще на втором курсе. Моим руководителем был Василий Порфирьевич Пастушков. На студенческой конференции я тогда выступала с докладом по строительной механике. Потом выступала на конференциях и по архитектуре.

На четвертом курсе в составе команды строительного факультета я участвовала в Республиканском конкурсе по специальности «Промышленное и гражданское строительство», который ежегодно проходит в Бресте. Наша команда заняла второе место, а я одержала победу в личном зачёте. На пятом курсе меня пригласили для участия в международном конкурсе по специальности. Там были команды из России, Украины и Беларуси. Научным руководителем моего дипломного проекта был доцент кафедры архитектуры Анатолий Сергеевич Давидович.

На олимпиаде по специальности. Брест, 25 октября 1993

Университет я окончила с красным дипломом и средним баллом 5,0. По идее, я должна была отправиться на работу в организацию, которая давала мне целевое направление. Но шел 1994 год и мое ПМК на тот момент практически прекратил существование. Я оказалась на распутье. И тут нужно сказать слова благодарности родному университету! В октябре мне позвонил Федор Филиппович Яско, тогда декан нашего факультета, и предложил пойти в аспирантуру.

Корр.: Насколько неожиданным оказался для вас такой поворот?

Л.М. Парфёнова: Мы дома долго думали, и родители, в конце концов, сказали: «Принимай решение сама!» В жизни любого человека есть какие-то ключевые моменты. У меня такими были решение учиться в Новополоцке и пойти в аспирантуру. Моим научным руководителем стал доктор технических наук, профессор Николай Павлович Блещик из Белорусского научно-исследовательского института по строительству (БелНИИС). Три года под его руководством я работала над темой. Окончила аспирантуру в 1997-ом, а 23 декабря 1998 года защитила кандидатскую диссертацию в Минске.

Корр.: Над чем Вы работали?

Л.М. Парфёнова: Тема звучала так: «Энергосберегающие методы бетонирования в зимних условиях». Основу диссертации составляют исследования бетонов с химическими добавками, которые позволяют проводить работы при отрицательных температурах воздуха.

Эта проблема всегда была актуальной для строительной отрасли. Нужны малоэнергоемкие способы ведения работ в зимних условиях. При низких температурах необходим дополнительный прогрев бетона для обеспечения набора прочности. В диссертации мой поиск был направлен на то, чтобы найти комплекс химических добавок, который позволит без прогрева достичь интенсивного набора прочности бетона.

На середину 90-х годов в Беларуси были разработаны собственные добавки. Одна из них, суперпластификатор, была предложена Василием Васильевичем Бозылевым, в то время заведующим нашей кафедрой. Вторая добавка, полиметаллический водный концентрат, появилась благодаря тому, что в Гомельской области велась добыча нефти. Попутно при откачке на поверхность поднимались полимеризованные воды, в которых содержались все необходимые элементы для ускоренного набора прочности бетона. Обе добавки получались на основе промышленных отходов и не требовали значительных затрат на производство.

Передо мной была поставлена цель: проверить, будут ли эти добавки обеспечивать твердение бетона при отрицательных температурах. Суперпластификатор пластифицировал бетонную смесь и позволял сократить количество воды затворения (есть прямая зависимость между количеством воды и прочностью бетона: чем меньше водоцементные отношения, тем выше прочностные показатели), при этом бетонная смесь оставалась пластичной. Добавка полиметаллического водного концентрата стимулировала набор прочности бетона при отрицательных температурах.

Был проведен целый комплекс исследований при температурах 0, -5, -10, -15, -20°C в морозильных камерах на базе наших кафедральных лабораторий. Изготовлено большое количество бетонных образцов, которые потом испытывались на прочность. В конце концов, были определены граничные температурные условия и составлены рекомендации по использованию этих добавок при отрицательных температурах.

Химизация бетона и сегодня остается одним из основных направлений строительной науки. Сейчас появились новые типы более эффективных добавок. Практически ни один современный бетон не обходится без них. Тех добавок, над которыми я работала в диссертации, уже нет. Наука за 20 лет ушла вперед, но подход остается прежним: для ведения бетонных работ в зимних условиях нужен эффективный пластифицирующий элемент и активный противоморозный агент.

Корр.: Во время учебы в аспирантуре Вы еще не работали со студентами?

Л.М. Парфёнова: Сегодня аспиранты активно привлекаются к преподаванию на многих кафедрах университета. Не знаю, к сожалению или к счастью, но во время учебы в дневной аспирантуре я занималась только наукой и не отвлекалась на подготовку к занятиям со студентами. Я получала научные результаты, потом ехала в Минск для обсуждения их с научным руководителем и составления плана исследований на следующий этап.

Нельзя не сказать слова особой благодарности моей кафедре, которая оказывала колоссальную поддержку! Научный руководитель – далеко, поддерживать коммуникацию в то время было гораздо сложнее, чем сегодня. Василий Васильевич Бозылев всегда был на месте, помогал, подсказывал, направлял. Именно он ознакомил меня с азами работы в лаборатории, показал, как работать с химическими добавками и как оценивать их эффективность. Василий Васильевич брал меня на защиту своей диссертации, чтобы у меня был перед глазами пример того, к чему я должна придти через три года.

Мне было проще и потому, что под мою тему было выделено финансирование в рамках госбюджетной темы: мы были субподрядчиками у БелНИИСа. Без этого было не обойтись, поскольку требовались закупки большого объема материалов. Перемешать такое количество бетона мне было бы просто не под силу. Большое спасибо нашему заведующему лабораториями Льву Александровичу Полякову и лаборантам, которые в прямом смысле этого слова, перелопатили тонны бетона! Наука в строительстве – это работа в лаборатории, мне нужно было продумать эксперимент и рассчитать составы бетона, подготовить для замесов нужное количество материалов (цемента, песка, щебня), а потом расформовать образцы, провести их испытания и вычистить поддоны. Это был тяжелый, в том числе, физический труд, поэтому иногда, честно говоря, начинало пошатывать.

Корр.: Работа и, по сути дела, управление таким мужским коллективом не доставляли неудобств вчерашней студентке?

Л.М. Парфёнова: Все с большим пониманием и уважением относились ко мне. Я не чувствовала каких-то барьеров, и никто не ставил себя не недосягаемую высоту: «Ты - аспирант, а я - преподаватель...».

Корр.: По окончании аспирантуры Вы были распределены на кафедру строительного производства?

Л.М. Парфёнова: Фактически я пришла на кафедру строительного производства еще аспиранткой в 1994 году. Коллектив мне был знаком. Уже после аспирантуры в 1997 году стала преподавать сама. Мой педагогический стаж на сегодня составляет 21 год.

07.04.2000 год

Корр.: Каким оказался Ваш первый педагогический опыт? Что Вам доверили преподавать?

Л.М. Парфёнова: С преподаванием было непросто! Занятий в первый год у меня было достаточно много. По три-четыре пары в день. Естественно, вся нагрузка – аудиторная. Нужно было накапливать опыт и много работать. Сначала было немного непривычно находиться в аудитории по другую сторону преподавательского стола. Мне сразу же поручили ведение новых дисциплин, которые раньше у нас не преподавали. Подход заведующего кафедрой был понятен: молодому специалисту без разницы, какой курс «поднимать». А раз так, пусть разрабатывает новый! Мне, например, достались «Автоматизированные системы управления в строительстве». Дисциплина эта, к сожалению, не прижилась и трансформировалась в информационные технологии для строителей. Преподавала я и «Основы строительного производства», и «Технологию строительства». Чуть позже добавились «Проектирование реконструкции зданий и сооружений», «Основы энергосбережения». Трудно было первые пять лет, пока нарабатывался материал, разрабатывалась методическая литература. Потом преподавание вошло в более привычное русло и стало полегче. Были накоплены необходимые опыт и знания, появилась уверенность.

Корр.: Ваши подопечные, в первую очередь заочники, сразу признавали в Вас преподавателя? Не путали со студенткой?

Л.М. Парфёнова: Действительно, между первыми студентами и мною была совсем незначительная разница в возрасте. Но это не создавало каких-то трудностей. Наоборот, отсутствие возрастного барьера помогало нам быстрее найти общий язык, установить хорошие рабочие отношения. Я помнила, каково быть студенткой, прекрасно понимала, где и чего мне не хватало самой в процессе обучения, и стремилась донести наиболее проблемный материал предельно четко и ясно.

Со временем ты взрослеешь, и разница в возрасте увеличивается. Начинаешь забывать студенческие заботы и чаяния. Часто уже недоумеваешь: «Как же можно не понимать этого!» Но такова жизнь!

Корр.: Через несколько лет после успешной защиты кандидатской диссертации Вам поступило лестное предложение возглавить кафедру. Вы сильно волновались, принимая его?

Л.М. Парфёнова: Шел 2003 год. На этой должности мне предстояло сменить Дмитрия Николаевича Лазовского, который уходил на повышение. Решение далось нелегко! Я прекрасно понимала тот высочайший уровень ответственности, который ложился на меня как на руководителя.

Л.М. Парфёнова

Так и вышло: было очень непросто! Во-первых, мне было только тридцать лет. Сейчас уже больше женщин на строительных, да и вообще, на технических факультетах, а тогда все было немного иначе. Все-таки кафедра техническая, с лабораториями, оборудованием. Во-вторых, у меня появились новые обязанности. Одно дело отвечать за себя и свои показатели, а другое – требовать их выполнения от других, обеспечивая работу всего коллектива как отлаженного механизма. На адаптацию к этим новым условиям также потребовалось какое-то время. Было приятно, что с первых дней работы коллеги оказывали мне необходимую поддержку. Работы было много, открывали новую специальность «Экспертиза и инспектирование недвижимости».

Большую помощь оказали курсы повышения квалификации в Москве, куда меня направил университет. На курсах собрались представители профильных российских вузов. Обсуждали концепцию развития специальности, содержание дипломных проектов. Из Москвы я привезла учебники, методическую литературу, новые контакты. Дальше кафедра стала формировать свою учебно-методическую базу по специальности. В этот период коллектив кафедры, например, вел активную разработку учебно-методических комплексов.

В начале 2000-х кафедра уже вела подготовку специалистов для НЗМ. В.В. Бозылев предложил мне заняться организацией повышения квалификации на более серьезной основе. При всесторонней поддержке Белстройцентра и, прежде всего, его директора Анатолия Антоновича Козловского, а также Межотраслевого института повышения квалификации нам удалось открыть для Витебского региона курсы и переподготовку по специальностям «Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна», «Промышленное и гражданское строительство».

С 2008 по 2016 год заведующим кафедрой был избран В.В. Бозылев (он стоял во главе кафедры и с 1994 по 2002 гг.). А в 2016 руководство нашим подразделением доверили опять мне. На данный момент так получается, что я по возрасту и по должности являюсь связующим звеном между представителями старшего поколения нашей кафедры и молодой генерацией преподавателей – «тридцатилетними». Одной из своих главных задач я как раз вижу подготовку достойной смены нашим мэтрам. Молодежь должна продолжить научное направление и традиции кафедры.

Корр.: Людмила Михайловна, расскажите подробнее о Вашей кафедре.

Л.М. Парфёнова: Коллектив у нас хороший, сплоченный, со сложившимися традициями. Все хорошо знают друг друга, поддерживают в трудную минуту. Человек большую часть жизни проводит на работе, коллеги становятся ближе, чем родственники. Спасибо кафедре, за то, что все были рядом, когда не стало моего отца. Жизнь не проста, но в самые тяжелые минуты вспомнилось мудрое и актуальное во все времена изречение: «Делай, что должно, и будь, что будет!» Теперь этот девиз всегда со мной.

С коллегами по кафедре

Зимние развлечения

Хочется, чтобы люди, которые находятся рядом на этом отрезке жизни, не жалели об этом соседстве. Я уверенна, люди должны помогать друг другу, и тогда все будет получаться. Хорошо сближает как совместный труд, так и совместный отдых. Во время каникул коллектив не раз выходил на лыжные прогулки или просто отдыхал на озере Черном.

Кафедра постоянно пополняется новыми сотрудниками. Давно уже заметила, что все новички – и молодые, и уже состоявшиеся специалисты – быстро проникаются нашим духом и становятся своими.

Взять, например, Дмитрия Николаевича Шабанова. Долгое время он работал на кафедре строительных конструкций и в 2007 году пришел к нам. У него, как научного руководителя, всегда много студентов, а главное – человек любит и умеет работать с ними! Вложенный Дмитрием Николаевичем труд приносит хорошие плоды. Его подопечные регулярно отмечаются на Республиканском конкурсе студенческих научных работ, а весной нынешнего года Егор Трамбицкий завоевал право представлять нашу страну в Берлине на международном конкурсе научного слэма «FallingWalls». Светлана Владимировна Кухлевская также пришла с кафедры строительных конструкций. Сейчас как специалист по сопровождению учебного процесса кафедры она успешно ведет учебные практики. Чувствуется, что на кафедре существует благоприятная творческая среда, попадая в которую, специалисты могут раскрыть свой потенциал и принести большую пользу коллективу.

Очень многое, конечно же, дают преподаватели старшего поколения. Много лет на кафедре работает Юлия Иосифовна Киреева. Она в числе первых в университете перешла на рейтинговую систему оценки знаний студентов и стала использовать в учебном процессе чтение лекций в форме презентаций. Признавалась лучшим лектором ПГУ. Очень большой педагогический стаж и у Ольги Викторовны Лазаренко, одной из первых выпускниц нашего университета. Ольга Викторовна старается заинтересовать студентов, втянуть их с головой в учебный процесс по своим дисциплинам, не ищет легких путей, на дипломном проектировании смело берется за нетиповые решения. Дипломные проекты, выполненные под ее руководством, всегда завоевывают призовые места на Республиканском конкурсе научных работ студентов.

На данный момент единственный обладатель докторской степени и профессорского звания на кафедре – Владимир Иванович Зубцов, который «закрывает» дисциплину «Механизация и автоматизация в строительстве». Хотя он – доктор физико-математических наук, но всегда очень тесно сотрудничал с нашей кафедрой. Его разработки по применению датчиков для контроля напряженно-деформированного состояния материалов, продолжают молодые исследователи кафедры.

Не так давно к нам пришел Геннадий Николаевич Серяков, кстати, выпускник НПИ. Он долгое время работал на производстве, является кандидатом экономических наук. Сейчас активно занялся докторской диссертацией. Надеюсь, все у Геннадия Николаевича получится, и в ближайшее время у нас появится еще один доктор наук.

8 марта 2005 года

Корр.: Вы, наверное, и сами планируете замахнуться на докторскую степень?

Л.М. Парфёнова: Да, конечно! Всех кандидатов наук нацеливает на это наше руководство. Чтобы уверенно смотреть в будущее, и кафедре, и университету нужно растить своих докторов! Да и плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Все мы должны стремиться к высшей научной планке!

Загадывать на будущее сложно, но я тоже двигаюсь в этом направлении. Публикуются научные статьи. Ведется подготовка аспирантов. В аспирантуре у меня сейчас три человека, в том числе иностранный гражданин – ливанец. Есть также два магистранта, а еще шестеро моих ребят уже получили степень магистра. Моя будущая докторская диссертация связана с энергосберегающими технологиями, утилизацией промышленных отходов и модификацией бетонов.

Для университетского преподавателя, тем более для руководителя, который должен мотивировать своих подчиненных и студентов, наука – это главная составляющая его профессии, и в то же время исследования делают нашу профессию интересной и насыщенной! Поиск нового – вот что затягивает.

Корр.: Растет ли на кафедре хорошая смена?

Л.М. Парфёнова: Наша молодежь берет у старшего поколения все самое лучшее! Под руководством Александра Александровича Бакатовича в 2014 году защитились Юлия Валентиновна Вишнякова, а в 2016-ом – Надежда Владимировны Давыденко. Завершает работу над диссертацией и Александр Николаевич Ягубкин, который еще недавно возглавлял ПИРС.

На кафедре много своих аспирантов: Сергей Романовский, Андрей Должонок, Екатерина Разуева, Ирина Лазовская, Александра Катульская. Поступает в аспирантуру Владислав Хватынец. Целеустремленные, талантливые, трудолюбивые… Хочется пожелать им всем выполнить диссертации и успешно защититься!

Я надеюсь, что молодежь продолжит славные традиции нашей кафедры. Мы ведь одно из старейших подразделений университета: кафедра работает с 1 сентября 1971 года! Не за горами уже и наш полувековой юбилей!

Корр.: Хорошей научной школой для молодежи стала 2-ая ступень высшего образования.

Л.М. Парфёнова: Конечно! Два человека с нашей кафедры – Мария Высоцкая и Егор Зябкин – окончили в 2018 году совместную белорусско-португальскую магистратуру. В июне они защитили диссертации в ПГУ и получили диплом магистра технических наук. Теперь в октябре им предстоит поездка в Португалию для защиты в Политехническом институте города Лейрия. Надеюсь, и там ребят ждет успех. Еще один наш магистрант Павел Задора продолжает обучение в совместной магистратуре, год отучился в ПГУ и в сентябре уехал на семестр в португальский вуз. Традиция продолжена и в 2018-ом: еще два наших выпускника специальности ПГС начнут учиться по этой же программе.

Работает и научная магистратура по специальности «Строительство». Магистратурой все больше интересуются наши выпускники. Их привлекает возможность получить диплом магистра в заочной магистратуре. Приезжают в этом году к нам продолжать обучение трое ребят из Туркменистана – выпускники 1-ой ступени высшего образования этого года. Всего с учетом разных программ обучения у нас будет 10 магистрантов. Проводим активно работу с нынешними студентами, чтобы заинтересовать их в получении диплома магистра технических наук. Это позволит им, в том числе, пойти на производство с более основательным багажом знаний, более солидным статусом и, как мы все надеемся, с более привлекательной зарплатой. Как правильно говорит ректор Д.Н. Лазовский, подготовка магистров – это огромный резерв для всего ПГУ.

Корр.: Сегодня руководство нашего университета постоянно акцентирует внимание руководителей подразделений на необходимости создания программ обучения на английском языке. Прорабатывается ли такая возможность на Вашей кафедре?

Л.М. Парфёнова: Теоретически такая возможность есть. На кафедре работает несколько преподавателей с хорошим английским языком. Пока им не хватает храбрости, чтобы замахнуться на столь серьезный проект. На данный момент только Александр Александрович Бакатович проводит занятия для магистрантов по программе двойного диплома на английском. Молодой специалист, ассистент кафедры Е.А. Трамбицкий также имеет хорошую языковую подготовку. В наших планах разработка видеолабораторных работ на английском языке с его участием в качестве преподавателя и проведение занятий по строительному материаловедению. Конечно, здесь ставка должна делаться, прежде всего, на молодежь!

Корр.: Вы уже подробно рассказали о сотрудничестве с Политехническим институтом города Лейрия. Принимает ли кафедра участие в каких-либо других международных проектах? Есть ли у Вас другие интересные зарубежные партнеры?

Л.М. Парфёнова: Неплохие контакты у нас завязались с Ариэльским университетом (Израиль). Мы связались с Евгенией Евсеевной Гениной, которая в свое время до репатриации работала на нашей кафедре. Вместе с израильским коллегой, профессором Юрием Рыбаковым, она побывала в университете с дружеским визитом. Гости приняли участие в нашей международной конференции, приуроченной к 50-летию новейшей истории ПГУ, прочитали лекции студентам 4-го курса специальностей «Промышленное и гражданское строительство» и «Экспертиза и управление недвижимостью», а также достаточно плотно поработали с нашими аспирантами и магистрантами.

Юрий Рыбаков

Парфёнова

Естественно, мы плодотворно пообщались с коллегами и на кафедре. Прорабатывались идеи совместных научных проектов и совместного научного руководства в магистратуре, обсуждалась возможность публикации в научных журналах Ариэльского университета и ПГУ. Ученые из Израиля с радостью приезжают в Беларусь, с удовольствием побывали в университете, ознакомились с его прекрасной материальной базой и оценили большие положительные сдвиги, происходящие в нем.

Эти контакты уже начали приносить свои плоды. Профессор Рыбаков имеет очень хорошие связи с западноевропейскими вузами, и по его рекомендации с нами связались представители Лейпцигского университета: мы получили от них проект договора о сотрудничестве. В настоящий момент этот документ переводят в международном отделе, потом его ждет изучение юристами ПГУ. Если сотрудничество по этим двум линиям будет развиваться столь быстрыми темпами, то уже в самое ближайшее время можно рассчитывать на участие в интересных проектах, координатором которых готов выступить Лейпцигский университет.

Неплохие контакты у нас сложились с Вильнюсским техническим университетом имени Гедиминаса. К нам, например, весной приезжала кандидат технических наук, доцент Ольга Кизиниевич. Этот хороший исследовательский вуз также готов сотрудничать с нами, в том числе и в рамках международных программ «Эразмус+».

Участие в международном сотрудничестве – это настоящий двигатель развития и кафедры, и университета в целом. У зарубежных партнеров можно позаимствовать очень интересные идеи. Например, Юрий Рыбаков рассказывал о любопытном немецком опыте. В Германии проводится студенческий конкурс по созданию строительной конструкции, например, фермы, с заданными размерами. Участники конкурса вносят небольшой вступительный взнос, формируя призовой фонд, разрабатывают конструкцию за собственные деньги и привозят ее на место проведения мероприятия. Там происходит публичное испытание разработок, и определяется лучший проект – конструкция, которая выдерживает наибольшую нагрузку. Победители получают денежный приз. Есть задумка адаптировать эту интересную форму активизации научно-творческой деятельности студентов для наших условий и проводить такие конкурсы на базе ПГУ. Уверена, подобная инициатива найдет поддержку и со стороны самих студентов, желающих показать свои возможности и, наверное, привлечет внимание потенциальных работодателей.

Учитывая сокращение набора на специальность «Промышленное и гражданское строительство», нам нужно упорно работать над расширением контингента иностранных студентов. Необходимо активнее участвовать в международных проектах, чтобы наши преподаватели получали больше возможностей для зарубежных стажировок в вузах-партнерах. Если в рамках Болонского процесса европейскому студенту предоставляется возможность поучиться в разных вузах и обогатить, таким образом, свой арсенал знаний, то молодой университетский преподаватель тем более не должен вариться в собственном соку. Нужно стараться преодолевать инертность и стремиться работать более динамично, набираться международного опыта, чтобы не отставать от требований времени. Очень хочется, чтобы на кафедре работали преподаватели по-настоящему европейского класса!

Участвовать в белорусских научных программах обязательно нужно, но международные проекты, такие, например, как «Горизонт 2020» – это же и дополнительное финансирование. Для сохранения и развития кадрового потенциала такой источник будет очень кстати. Если каждое подразделение выйдет на международный уровень, то и насущная задача превращения ПГУ в сильный европейский университет решится сама собой.

Корр.: Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время?

Л.М. Парфёнова: Свободного времени, конечно же, не хватает. Стараюсь посвящать его, прежде всего, своим родным и близким людям. Самое дорогое, что у нас есть – это именно они. Начинаешь это хорошо понимать только тогда, когда начинаешь их терять. Стараюсь уделять максимум внимания маме. Хотя мы живем рядом, из-за занятости, иногда даже не успеваю забежать к ней. Но обязательно звоню ей каждый день утром и вечером. Бываем с ней на даче, ходим за грибами в лес, стараемся вместе заниматься домашними делами.

Поход за грибами в лес

Семейка подосиновиков

Какого-то особого хобби у меня нет. После трудовой недели накапливается усталость и для меня самый лучший способ расслабиться и обрести душевное равновесие – покопаться в земле. Поэтому люблю бывать на даче. Для нас это, прежде всего, огород: картошка, огурцы, помидоры, перец. Очень приятно, когда за вложенный труд земля благодарит хорошим урожаем! Любим бывать в лесу. Все мы увлечены грибами. Это прекрасный отдых, и природа Полотчины такому занятию способствует. Фотографирую природу, зимой, пересматривая фотографии, приятно окунуться в летние пейзажи.

На даче

Плоды трудов на даче

На даче

Корр.: Что бы Вы хотели пожелать родным кафедре и университету?

Л.М. Парфёнова: Всем сотрудникам кафедры и университета – крепкого здоровья, оптимизма и удачи! Пусть все самые смелые задумки и планы сбываются! Кафедре строительного производства хочу пожелать благополучия и процветания. У нее долгая и славная история. Сейчас и у нас в университете, и в других вузах страны обычным делом стало переформатирование подразделений: происходят слияния, исчезают старые и появляются новые. Надеюсь, что своим трудом и творческим поиском мы обеспечим преемственность традиций и дальнейшее развитие научных направлений, а наша кафедра сохранит свое имя и будет долгие-долгие годы оставаться сильным, значимым звеном Полоцкого государственного университета!

2008 год

Беседовал Владимир Филипенко

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie