17 октября 2017 года в Полоцком государственном университете прошел международный информационно-образовательный семинар «Развитие компетенций в белорусском образовании». Мероприятие проходило в рамках проекта «Стимулирование развития компетенций в белорусском высшем образовании» (Fostering Competencies in Belarusian Higher Education, FOSTERC), финансируемого при участии Европейского Союза.

Осенью текущего года в нескольких белорусских вузах запланировано проведение цикла семинаров-тренингов по вопросам разработки образовательных программ на основе компетентностного подхода. Один из них и состоялся в нашем университете как участнике консорциума вузов, реализующих проект FOSTERC. В международном семинаре, проходившем в конференц-зале Научной библиотеки ПГУ, приняли участие деканы факультетов, заведующие кафедрами и преподаватели университета, а также группа представителей вузов-партнеров по проекту во главе с его координатором Аделой Гарсиа Арасиль (Adela Garcia Aracil, Политехнический университета Валенсии):

  • Альгимантас Швентицкас (Algimantas Šventickas, Литовский университет образовательных наук, г. Вильнюс, Литва);
  • Дангуоле Билайте-Шалавеене (Danguolė Bylaitė-Salavėjienė, Литовский университет образовательных наук);
  • Ангеле Каушилиене (Angelė Kausylienė, Литовский университет образовательных наук);
  • Малгожата Дайнович (Małgorzata Dajnowicz, Университет Белостока, г. Белосток, Польша);
  • Катажина Шорц (Katarzyna Szorc, Университет Белостока);
  • Юха Яатинен (Juha Jaatinen, Университет Турку, г. Финляндия).

Мероприятие открыл исполняющий обязанности проректора по учебной работе ПГУ, кандидат технических наук, доцент Юрий Петрович Голубев. Обращаясь к участникам семинара, Ю.П. Голубев особо подчеркнул его важность для нашего университета: «Мы бережно храним образовательные традиции, но понимаем, что мир и общество не стоят на месте, а значит, должно меняться и образование. Мы пытаемся сочетать традиции и инновации в образовании и науке. Как известно, наиболее эффективный способ обучиться чему-либо – учиться у своих коллег и следовать лучшим примерам. К нему можно отнести и такие международные семинары, которые проводятся при помощи преподавателей из различных вузов-партнеров, представляющих Европейский Союз и обладающих успешным опытом в реализации Болонских принципов».

В докладе на тему «Беларусь в Европейском пространстве высшего образования: проблемы и перспективы» декан юридического факультета ПГУ, кандидат юридических наук, доцент Ирина Владимировна Вегера кратко рассказала об истории вступления Республики Беларусь в Болонский процесс. Подробно проанализировав ход реализации Болонских принципов в белорусском образовательном пространстве, а также проблемы и вызовы, стоящие на этом пути, докладчик акцентировала особое внимание на том, что главной целью нашей высшей школы на настоящем этапе должны стать не архитектурно-косметические работы над фасадом системы, а глубокие и сущностные преобразования.

Адела Гарсиа Арасиль в своей презентации «Болонский процесс: педагогическое измерение» рассказала белорусским участникам семинара, какие требования к преподавателям выдвигает Единое европейское образовательное пространство. Координатор проекта FOSTERC охарактеризовала, в частности, роль высшего образования в информационном обществе, разобрала сущность образовательных компетенций и проблему их деления на группы, а также подробно осветила вопросы формирования компетенций и их оценки.

В презентации «Европейская система перевода и накопления зачетных единиц (ECTS) на примере Университета Белостока» Катажина Шорц проанализировала теоретический фундамент Европейской системы перевода и накопления баллов, рассмотрела основные методы распределения зачетных единиц ECTS, а также привела конкретные примеры их распределения в процессе реализации учебных программ по истории, педагогике и социологии.

Подводя итог презентации нашей польской гостьи, Ю.П. Голубев обратил внимание преподавателей ПГУ на следующий важный момент: «Фактически, сегодня зачетные единицы приходят к нам из типового плана. И вы можете сказать: «У нас все написано в планах! Зачем нам все это?» Но через год-два в стране появятся образовательные стандарты нового поколения, где этими вопросами придется заниматься нам с вами! То есть, на блок дисциплин выделят, условно, 30 зачетных единиц…, а их распределение между модульными дисциплинами будет осуществлять университет».

Далее семинар продолжила презентация на тему «Учебные программы: организационные вопросы», подготовленная представителями Литовского университета образовательных наук. Дангуоле Билайте-Шалавеене представила десять этапов, необходимых для усовершенствования существующих и разработки новых учебных программ.

В презентации на тему «Обеспечение качества и оценки результатов обучения» Юхи Яатинена подробно и с использованием многочисленных примеров из опыта высшей школы Финляндии рассказал об особенностях оценки результатов обучения с точки зрения компетентностной парадигмы, основных параметрах и методах оценки, а также новых эффективных подходах к процессу оценки результатов обучения.

Выступления зарубежных преподавателей вызвали живой интерес со стороны их белорусских коллег, которые имели возможность задать интересующие их вопросы докладчикам. После короткого перерыва на обед семинар продолжили практические занятия, где преподаватели ПГУ смогли закрепить полученные теоретические знания.

Своими мнениями о международном информационно-образовательном семинаре «Развитие компетенций в белорусском образовании» поделились его непосредственные организаторы и участники.

Ю.П. Голубев, ПГУ: «Сегодня в университете с помощью наших европейских коллег мы организуем семинар в рамках международного проекта «Стимулирование развития компетенций в белорусском высшем образовании». Курирует проект Министерство образования Республики Беларусь и Республиканский институт высшей школы. Это важный для страны проект, и в ходе его реализации запланирована серия таких семинаров в ряде белорусских вузов.

Нам этот проект и семинар, в частности, важен потому, что здесь мы увидим, через какие трудности прошли наши европейский коллеги, адаптируя свои системы образования к требованиям Болонского процесса. Узнаем, какие современные подходы и какие активные методики они используют при работе с разным контингентом студентов. Это и есть те самые актуальные проблемы, которые в нашем университете уже давно находятся на первом плане, и которые мы пытаемся решать. В этом плане университет рассчитывает на помощь европейских коллег, на их опыт и знания, которыми они поделятся с нашими коллегами.

Очень важно, что в ходе семинара запланирована интерактивная сессия, в ходе которой сами наши преподаватели будут вовлечены в активную работу. Если кто-то из преподавателей пока боится или, возможно, не понимает, как это организовать, то здесь на собственном опыте увидит, как эти методы работают, вживую».

А. Гарсиа Арасиль, (Валенсия, Испания): «Мы здесь для того, чтобы содействовать реализации принципов Болонского процесса в Беларуси. Цель нашего проекта – помочь в более эффективном применении компетентностного подхода в белорусской системе высшего образования. По нашему мнению, это очень важно для ваших вузов. Мы хотим держать этот процесс в поле зрения и содействовать начальному этапу вашего продвижения к скорейшей и качественной реализации Болонского процесса. Если вас заинтересует этот проект, вы можете посетить наш сайт http://fosterc.bsu.by. Проект рассчитан на три года, и мы еще находимся на начальном этапе его реализации».

Д. Билайте-Шалавеене (Вильнюс, Литва): «Мы принимаем участие в проекте FOSTERC, целью которого является совершенствование образования в духе Болонского процесса в различных странах. Перед нами стоит задача – делиться своими лучшими наработками с нашими белорусскими коллегами. Мы впервые в Полоцком университете и очень рады новым контактам, которые, как мы очень надеемся, положат начало развитию партнерских отношений».

Ю. Яатинен, (Турку, Финляндия): «Я представляю Университет Турки, и сегодня расскажу, как выйти на образовательную парадигму, основанную на компетентностном подходе. По моему мнению, при использовании компетентностного подхода в образовательном процессе очень важно задействовать совместное обучение (cooperative teaching and learning) и «со-обучение» (co-teaching), когда два преподавателя одновременно работают в аудитории с одной группой. В последнее время эти подходы активно изучаются и проходят апробацию в Финляндии.

Я рад находиться здесь. Такое сотрудничество стало широко распространенным явлением, и помогает нам не только готовить студентов в соответствии с запросами рынка труда, но и формировать у них установку на самообразование и овладение компетенциями, которые обеспечат им успех в будущем».

И.В. Попова, переводчик отдела международных связей ПГУ: «На данный момент мы понимаем, что образование в нашей стране не может быть оторвано от европейских реалий. Поэтому нам нужно подстраиваться под европейскую систему образования для того, чтобы соответствовать его уровню и успешно выводить наших выпускников на международный рынок труда».

А.О. Емельянов, ассистент кафедры экономики управления и экономической теории: «Смысл данного мероприятия в том, чтобы ознакомиться с практикой преподавания в высших учебных заведениях стран Европейского Союза, узнать о международных образовательных стандартах, которые используются в вузах-партнерах. Будет интересно посмотреть, являются ли эти стандарты приемлемыми для нашего университета, ознакомиться с методами ведения учебного процесса и, соответственно, если нужно, перенять этот опыт. Тем самым мы сможем повысить качество образования наших студентов, их квалификацию и, тем самым, подготовить качественных специалистов для экономики Республики Беларусь».

Владимир Филипенко

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie