27 марта 2020 года в Полоцком государственном университете состоялся семинар межпроектного взаимодействия на тему «Разработка учебных курсов с применением современных инновационных образовательных технологий для достижения оптимальных результатов обучения и формирования ключевых компетенций выпускников в соответствии с требованиями рынка труда».


В университете и раньше использовались инструменты межпроектного взаимодействия, однако собрать представителей всех международных проектов, реализующихся в университете, одновременно не удавалось по ряду причин: перегруженность сотрудников, разрозненность целей и результатов проектов, да и достичь безусловной конвергенции в условиях недопонимания механизмов взаимодействия, было просто невозможно. В ходе применения процедур обеспечения качества имплементации проектов, начиная с сентября 2018 года, все международные гранты реализуются в рамках основных стратегий университета, ключевыми из которых являются академическое развитие и интернационализация. В результате получается так, что все проекты, действующие в ПГУ на сегодняшний момент, имеют схожие или смежные цели и задачи.

В течение последних двух лет в университете проводится активная работа по совершенствованию образовательного процесса и интернационализации академического развития. Практически каждый сотрудник на себе ощутил результаты этой деятельности. Ряд мероприятий – форумы с участием экспертов международного класса – господина Кристиана Ганзойера и господина Маркуса Штайнмайера (ФРГ), посвященные актуальным вопросам развития внутренней системы обеспечения качества, воркшопы по внедрению в академическую практику современных методик и технологий обучения, мероприятия Международных недель в ПГУ стали действенными инструментами модернизации образовательной функции университета.

Этому процессу эффективное содействие оказывает активная международная деятельность, направленная на совершенствование образовательной стратегии, а также принципов и механизмов организации обучения. Так, с помощью опыта Института по правам человека и гуманитарному праву имени Рауля Валленберга (Лундский университет, Швеция), белорусско-шведского, белорусско-итальянского, белорусско-эстонского и белорусско-немецкого взаимодействия, преподавания ведущих специалистов вузов США и лекторов немецкой службы академических обменов DAAD в Полоцком государственном университете, успешной реализации международных проектов программ ТЕМПУС, ГОРИЗОНТ-2020 и ЭРАЗМУС+ и программы внешнего сотрудничества правительства Эстонии, а также регулярного академического обмена сотрудникамми и студентами с зарубежными университетами-партнерами, в ПГУ активно внедряется передовой международный опыт, и все чаще и чаще из уст сотрудников университета звучат ключевые термины реформирования высшего образования, известного в Европе как Болонский процесс.

В семинаре 27 марта приняли участие представители ректората, отдела международных связей, сотрудники кафедр, занятых в реализации международных проектов.

mezhproektnoe vzaimodejstvie 7

В соответствии с заявленной тематикой семинара от проекта программы ЭРАЗМУС+ «Содействие развитию компетенций в белорусском высшем образовании (FOSTERC)» выступили с презентациями по разработанным экспериментальным проектам Министерства образования Республики Беларусь «Реализация образовательной программы магистратуры по специальности 1-48 80 05 «Химическая технология топлив и выскоэнергетических веществ» и образовательной программы магистратуры по специальности 1-31 81 06 «Веб-программирование и интернет-технологии» на основе применения компетентностного и модульного подходов» Ирина Бурая и Оксана Голубева – авторы проектов. Докладчики поделились с коллегами результатами внедрения компетентностного подхода в учебный процесс в Полоцком государственном университете на основе анализа исследования удовлетворенности заинтересованных сторон, ранее проведенного консорциумом данного проекта. Ключевыми точками эксперимента явились: ориентированность на задачи и проблемы, стоящие перед реальным сектором экономики, более тесное взаимодействие производственной и академической науки, кооперация студенческих групп для оценивания результатов обучения.

mezhproektnoe vzaimodejstvie 2

mezhproektnoe vzaimodejstvie 5

Проект программы ЭРАЗМУС+ «Развитие непрерывного образования в Республике Беларусь (BELL)» представили Кристина Савицкая, Алексей Бураченок и Александр Емельянов, которые поделились с участниками семинара опытом дизайна учебных онлайн курсов с подробным анализом достигнутых результатов разработки курсов и проблем, требующих решения совместными усилиями белорусских и европейских партнеров, чтобы усовершенствовать созданные в рамках проекта курсы. Докладчики подробно остановились на таких важных моментах дизайна курса, как соответствие форм и методов организации обучения на образовательной платформе MOODLE (одна из международно-признанных VLE), разработка и проведение оценивания знаний, навыков и умений обучающихся на курсах в разрезе запланированных результатов обучения, соблюдение авторских прав и использование ссылок на внешние ресурсы, создание обучающих видео-ресурсов по курсам, мотивирование интереса обучающихся к активному изучению курса. Особый интерес участников семинара возник при обсуждении системы оценки курсов самими обучающимися и их участия в мероприятиях по усовершенствованию изученных дисциплин. Было отмечено, что в рамках проекта, впервые в Беларуси, шесть университетов приобрели опыт создания и реализации обучающих онлайн-курсов для широкого круга заинтересованных, представляющих региональные сообщества в соответствующих областях страны.

mezhproektnoe vzaimodejstvie 6

mezhproektnoe vzaimodejstvie 8

Нацеленность создания новых и усовершенствование имеющихся учебных курсов на междисциплинарность, студентоцентризм, практикоориентированность и, в конечном итоге, на достижение результатов обучения, необходимых на рынке труда специалистов ИКТ-профиля, отмечалась Татьяной Глуховой, разработчиком курса «Интеллектуальная среда и машинное обучение», и Светланой Остапчук, разработчиком курса «Межкультурная и межличностная коммуникация», в рамках проекта программы ЭРАЗМУС+ «Совершенствование программы второй ступени получения высшего образования в области информационных и компьютерных технологий для повышения профессиональной востребованности магистрантов (MACICT)». Особое внимание было уделено таким важнейшим в современной высшей школе аспектам, как дидактические приемы концептуального образования и педагогическая рефлексия, что вызвало живой интерес у участников семинара. Отмечалось, что для успешной реализации целей и задач обучения и эффективного достижения его результатов основополагающими выступают фиксированное наблюдение, самоконтроль и самоотчет, анализ проблемных ситуаций, коллективное обсуждение анализа проблем, стимулирующие рефлексию, а также обучение на основе концептов.

mezhproektnoe vzaimodejstvie 1

Татьяна Глухова и Светлана Остапчук также представили публике педагогические материалы, разработанные в рамках научно-исследовательского проекта программы ГОРИЗОНТ-2020 «Наука, Технологии, Инновации, Математика, Инжиниринг для Молодежи - STIMEY», стимулирующие интерес обучающихся разных возрастов, в том числе младшего студенчества (17-18-летняя возрастная группа), к формированию междисциплинарных навыков для устойчивого критического мышления и креативности.

Интересными и передовыми оказались плоды совместной разработки учебных курсов «Теоретические основы химии» кафедрой технологии и оборудования переработки нефти и газа Полоцкого государственного университета и департаментом химической технологии Вирумааского колледжа Таллиннского технического университета и «Умная среда» кафедр технологий программирования и вычислительных систем и сетей ПГУ и департаментом ИКТ Вирумааского колледжа ТТУ, Эстония. С результатами создания студенческой самостоятельной виртуальной лабораторной работы в рамках разработанного курса по основам теоретической химии по совместному проекту программы внешнего сотрудничества правительства Эстонии ознакомила Елена Молоток.

Созданный совместно белорусскими и эстонскими коллегами макет «умного дома» в рамках научно-исследовательской работы по разработанному курсу в области ИКТ-технологий представили Татьяна Рудькова и Александр Лукьянов. Общий обзор результатов совместного белорусско-эстонского проекта сделал Дмитрий Антонович, который подытожил не только ценные учебно-методические приобретения в рамках проекта и активную научно-исследовательскую деятельность между полоцкими и таллиннскими коллегами, но и результаты профессионального общения, которое у них успешно сложилось и закрепилось в ходе реализации проекта.

mezhproektnoe vzaimodejstvie 3

mezhproektnoe vzaimodejstvie 4

Имея замечательные команды энтузиастов своего дела, – отметил Юрий Голубев, проректор по научной работе, университет может достичь совершенно новых вершин международного сотрудничества для достижения академического превосходства. Для этого в университете создаются условия для реализации потенциала, как в образовании, так и в науке, на международном уровне.

mezhproektnoe vzaimodejstvie 8


С.В. Пешкун, начальник отдела международных связей
Фото: Илья Суздалев


 

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie