nauch prakt semin molod uch 1

Выступление профессора кафедры автомобильного транспорта В.П.Иванова
Кто такой современный ученый? Это человек, который идет в ногу со временем, генерирует новое знание, ищет новые пути решения проблемы. Любознательность, независимость мышления, трудолюбие, преданность своему делу – одни из важных качеств исследователя. Но на начальном этапе пути молодого ученого этого недостаточно: нужны и необходимые знания и навыки для более эффективной работы. Ведь занятие научно-исследовательской деятельностью – большой труд, и зачастую у юных изыскателей возникают вопросы, которые сложно решить самостоятельно. Они касаются не только оформления научной работы, поиска и анализа информации, но и нюансов, связанных с публикационной активностью авторов. Решение есть – пригласить опытных специалистов и организовать совместную деятельность, направленную на достижение успешных результатов.
Именно с этой целью в Полоцком государственном университете 2–3 декабря состоялся научно-практический семинар «Современная цифровая научная среда: технологии и инструменты ученого». Ведущие специалисты Научной библиотеки с участием приглашенных спикеров – профессора кафедры автомобильного транспорта механико-технологического факультета В.П.Иванова и доктора психологических наук, профессора кафедры технологий и методики преподавания И.Н.Андреевой провели для молодых начинающих авторов своеобразный экспресс-курс по академическому письму.
Подобный формат мероприятия позволил провести эффективную работу с начинающими и уже опытными авторами. Семинар стал своего рода информационной и диалоговой площадкой, где молодые ученые и специалисты в своей области совместно работали над достижением поставленной цели.
nauch prakt semin molod uch 2 2 nauch prakt semin molod uch 2 1

Участники научно-практического семинара «Современная цифровая научная среда: технологии и инструменты ученого»
Грамотно излагать свои мысли – то, что важно для исследователя. Поэтому темы для докладов были выбраны не случайно. Вся информация, представленная на семинаре, – доступна и полезна, а также легко может быть применена на практике. Это не только рекомендации по написанию научных статей, но и другие, требующие внимания, вопросы.
Продуктивная работа – так в двух словах можно охарактеризовать первый день проведения семинара. И это неудивительно, ведь все необходимое для этого было: лучшие спикеры, эксперты в своей теме, актуальные доклады и отличная целевая аудитория – молодые ученые.
Доклады первого дня семинара:
  • «Научная статья в системе диссертационного исследования», В.П.Иванов, профессор кафедры автомобильного транспорта механико-технологического факультета
  • «Как написать научную статью», И.Н.Андреева, доктор психологических наук, профессор кафедры технологий и методики преподавания гуманитарного факультета
  • «Открытая наука в помощь молодому ученому: новые сервисы и точки роста», М.Н.Шуханкова, зав. библиотекой ПГУ

И.Н.Андреева, доктор психологических наук, профессор кафедры технологий и методики преподавания (фото 1). 
Участники семинара (фото 2)
nauch prakt semin molod uch 3 1 nauch prakt semin molod uch 3 2
Обсуждаемые темы первого дня семинара в рамках докладов:
  • По каким причинам кандидатскую диссертацию могут снять с защиты или отклонить по решению Президиума
  • Положения, выносимые на защиту: на что обратить внимание и как правильно оформить
  • Что нужно знать об основных компонентах диссертации и научной статьи
  • Состав научной статьи: почему важно, чтобы объемы понятий совпадали
  • Сопоставление характеризующих признаков компонентов статьи и диссертации по теме диссертации: сходства и отличия
  • Как сделать научную статью привлекательной для читателя
  • Хорошие и плохие заголовки: примеры
  • Как правильно оформить цитаты в тексте
  • Как структурировать текст научной статьи
  • Сервисы-помощники в редактировании текста
  • Открытый доступ: что это такое, преимущества публикации научных статей, открытые ресурсы
    и др.
nauch prakt semin molod uch 4

Участники семинара
Некоторые тезисы, озвученные в рамках представленных докладов:
«Что касается изложения материала, автор должен так написать о том, что неизвестно другим, чтобы это неизвестное стало ясно читателю в такой же степени, как и ему самому».
И.Н.Андреева, тема доклада – «Как написать научную статью».
«Для того, чтобы статья была занесена в качестве научной публикации, необходимо, во-первых, подать ее в журнал, который включен в перечень научных изданий ВАК (Высшей аттестационной комиссии) Республики Беларусь, во-вторых, по заявленной специальности, и в-третьих, до даты предварительной экспертизы».
В.П.Иванов, тема доклада – «Научная статья в системе диссертационного исследования».
«Аннотация статьи пишется не для автора, она пишется для читателя».
И.Н.Андреева, тема доклада – «Как написать научную статью».
«Для кандидатской работы нужно опубликовать минимум 3 статьи».
В.П.Иванов, тема доклада – «Научная статья в системе диссертационного исследования».
«Все положения вашей диссертации должны быть отражены в статьях».
В.П.Иванов, тема доклада – «Научная статья в системе диссертационного исследования».
«5–9 слов – оптимальное название статьи, максимум – 10–12».
И.Н.Андреева, тема доклада – «Как написать научную статью».
«Характеризующие признаки диссертации и статьи полностью или частично совпадают, что позволяет сделать вывод: качественные статьи по теме диссертации – это предпосылка получения качественной диссертации».
В.П.Иванов, тема доклада – «Научная статья в системе диссертационного исследования».
««Очевидно, что…», «общеизвестно, что…» это наиболее грубая ошибка. Если это очевидно и общеизвестно, зачем вы об этом пишете?»
И.Н.Андреева, тема доклада – «Как написать научную статью».

Второй день семинара
nauch prakt semin molod uch 5
Второй день семинара продолжился обсуждением важных для начинающих авторов тем. От теории постепенно перешли к практике. В ходе обсуждения докладов были даны ответы на наиболее волнующие молодых ученых вопросы: как выбрать журнал для публикации статьи, что может предложить Научная библиотека молодым исследователям и продолжающим авторам в плане поиска информации для написания научной работы, для чего нужны авторские идентификаторы и как создать профиль ученого в ORCID, как правильно оформить статью или диссертацию, чтобы показатели результата проверки в системе «Антиплагиат. Вуз» были высокими.
Доклады второго дня семинара:
  • «Как подобрать журнал для публикации статьи», О.И.Клепацкая, зав. отделом формирования информационных ресурсов
  • «Поиск информации (по ресурсам Научной библиотеки Полоцкого государственного университета). РИНЦ», А.З.Стаминок, ведущий библиограф
  • «Авторские идентификаторы ORCID, Scopus Author ID, Researcher ID, их возможности. Создание профиля ученого в ORCID», Т.Н.Зенькова, ведущий библиотекарь
  • «Обнаружение текстовых заимствований в системе «Антиплагиат. Вуз» в Полоцком государственном университете», И.Н.Законникова, инженер 1 кат.
22 nauch prakt semin molod uch 6 2

Второй день семинара
Научно-практический семинар для молодых исследователей – отличная возможность получить новые знания и обсудить наиболее важные вопросы, возникающие у «людей науки». Мы уверены, что полученная информация будет полезна для начинающих и опытных ученых и применена в их научно-исследовательской деятельности. А все предложения и пожелания, высказанные самими участниками, помогут в дальнейшем сделать нашу совместную работу более эффективной.

Татьяна Осипова
Фото: Полина Косаревская

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie