Оксана Валерьевна Голубева

Британский философ и математик Бертран Рассел говорил: «Математика заключает в себе не только истину, но и высочайшую красоту – красоту холодную и строгую, подобную красоте скульптуры». К сожалению, как и все прекрасное, постичь совершенство этой царицы наук в полной мере, суждено далеко не всем. Зато у каждого читателя официального сайта Полоцкого государственного университета есть возможность познакомиться с человеком, для которого великолепие математики – это не просто слова, а яркий бесконечный мир, источник интеллектуального наслаждения и сама жизнь. В гостях у нашей традиционной рубрики – заведующая кафедрой технологий программирования, кандидат физико-математических наук, доцент Оксана Валерьевна Голубева.
Корр.: Оксана Валерьевна, откуда Вы родом, кто Ваши родители?
О.В. Голубева: Я родилась в городском поселке Россоны. Моя мама, Голубева Тамара Викторовна, работала акушеркой в родильном отделении Россонской районной больницы, а папа, Голубев Валерий Владимирович, – начальником финансового отдела Россонского райисполкома.

Голубев Валерий Владимирович

Голубева Тамара Викторовна

Голубевы Валерий и Тамара

Голубевы Сергей и Оксана

Партизанская слава нашего края и его военные традиции для меня, как и для всей нашей семьи, очень важны. Оба моих дедушки воевали в Великую Отечественную. К сожалению, о мамином отце известно немного: воевал под Ржевом, остался в живых. О дедушке по папиной линии, Владимире Федоровиче Голубеве, знаю куда больше. Он родился и жил в Россонах. Когда началась война, дедушка оканчивал школу, и ему было всего лишь семнадцать лет. Его учителем математики и физики был Петр Миронович Машеров, который сначала создал в Россонах подпольную комсомольскую организацию, а весной 1942 года возглавил партизанский отряд имени Н.А. Щорса. Дедушка, как и многие другие ученики Петра Мироновича, тоже ушел в партизаны. Некоторое время ему даже довелось жить в одной землянке со своим знаменитым учителем и командиром.

Голубев Владимир Фёдорович на коне

Уже в 1942 году значительная часть Россонского района была освобождена партизанами. Так сформировалась Россонско-Освейская партизанская зона – островок на территории, оккупированной нацистами. Там функционировали предприятия, медицинские и учебные учреждения, аэродром, дававший партизанам возможность поддерживать связь с «большой землей».
Мы в семье чтим память об этих трагических и славных страницах истории нашего края и всей страны, бережно храним дедушкины награды. В нашем домашнем фотоархиве есть и его фотографии с П.М. Машеровым.

Голубев и Машеров

В 2010 году к 65-летию Победы в нашем университете была издана книга «Вялікая Айчынная вайна ў нашых лёсах», в которой есть и моя статья о дедушке.
Корр.: Каким было Ваше детство?
О.В. Голубева: Детство запомнилось веселым, привольным и светлым! В нашей замечательной семье всегда царило уважение и любовь. Каждый занимался своим делом: родители работали, а дети (через десять лет после моего рождения у меня появился младший брат) учились, помогали по хозяйству, а всё оставшееся свободное время посвящали спорту, играм, самым разным приключениям.

О.В. Голубева на ёлке

Училась я в средней школе имени П.М. Машерова и окончила ее с серебряной медалью. Меня интересовала не только учеба. Занималась стрельбой и была членом сборной школы. У меня даже есть разряд.

ФИТ. Эксадел лазертаг

Родители предоставляли полную свободу в выборе будущей профессии. Я же рассуждала так: «Математика у меня получается лучше всего. Значит, мне и нужно двигаться в этом направлении». У нас проводились районные олимпиады, и несколько раз я принимала в них участие. Вот, наверное, и все!
Я плохо представляла себе, где буду работать и чем стану заниматься после окончания института, но меня привлекала математика и связанная с ней область деятельности. Просто хотела развивать в себе то, что мне хорошо давалось. Вполне естественный выбор. Тем более, это очень красивая область человеческих знаний!
Я мечтала заниматься математикой и не хотела далеко уезжать от дома. Ближайшим местом для получения высшего образования по математическому направлению на то время был Витебск, Витебский педагогический институт. Если бы тогда в Новополоцком политехническом уже открыли специальность «Компьютерная безопасность», по которой сейчас мы готовим прикладных математиков, я бы не задумываясь, поступила сюда.
Корр.: На мой взгляд, математика – не самый обычный выбор для девушки.
О.В. Голубева: Наверное, существуют некоторые гендерные стереотипы (я к ним отношусь с юмором), но при выборе направления своего развития я о них не задумывалась. Действительно, гендерный дисбаланс в точных науках был и есть, особенно на верхних ступенях математической карьеры. Интересно, что по результатам исследований математические способности мальчиков и девочек в среднем и старшем школьном возрасте примерно одинаковы. Но за последние 50 лет число математиков женского пола значительно выросло. Думаю, это связано с появившимися относительно недавно у женщин возможностями получать полноценное образование и совмещать работу и семейные хлопоты.
Итак, я поступила на математический факультет Витебского педагогического института. На тот момент там было четыре специальности: «Математика. Информатика», «Математика. Физика», «Физика. Математика» и «Физика». Я чувствовала, что за информатикой – будущее, поэтому осознанно выбрала первый вариант.
Корр.: В то время это было, действительно, молодое и очень притягательное направление!
О.В. Голубева: Да, еще до поступления мне удалось почувствовать магию компьютера. Дело в том, что у отца на работе установили два новых компьютера. IBM! До этого я только допотопные «Корветы» видела. Несмотря на то, что мне нужно было готовиться к поступлению, мы ходили в райисполком и «рубились» в игры до двух часов ночи! Взрослый человек, с положением, и я, без пяти минут выпускница школы, предавались этому азартному увлечению, а потом серьезно обсуждали перипетии «борьбы с машиной», всевозможные ходы и стратегии.
Я тогда совсем не думала о том, что сама могу создавать такие увлекательные «игрушки». Мне хотелось разобраться, как это устроено и работает. Прекрасно понимала, что игры – лишь маленький сектор этой компьютерной области и индустрии. Я ясно представляла, что есть и промышленное производство, где применяются информационные технологии. Вот это меня привлекало, прежде всего, а игры оставались лишь маленьким, но очень приятным развлечением.
Корр.: Вы нашли на специальности «Математика. Информатика» то, что искали?
О.В. Голубева: Конечно! Но первые полгода учебы в вузе давались тяжело! Зимняя сессия – кошмар! Пропасть, разделявшая школу и вуз, была бездонна! Очень трудно проходил процесс адаптации. Вузовская программа была не просто сложнее школьной, она принципиально другая. Никакого мостика, связующего математику на двух этих уровнях, не существовало. Чтобы органично влиться в университетскую математическую программу, нужно было бы заниматься дополнительно (и совершенно не на «среднем уровне»!) с грамотными репетиторами и хорошими учебниками. Я таких возможностей, естественно, не имела.
Поначалу я испытывала шок! Во-первых, университетская организация учебного процесса ничего общего не имела со школьной, в которой все четко расписано: вот – новая тема, а вот – домашнее задание. В вузе сразу возникло множество вопросов, остававшихся без ответа: что такое лекция и практическое занятие; что нужно учить сейчас, а что можно оставить на потом; почему у каждого преподавателя свои подходы и принципы. Во-вторых, на нашем факультете были очень сложные дисциплины. Нам давали материал, к восприятию которого студент-первокурсник был совершенно не готов, и индивидуальный подход со стороны преподавателей – редкий случай. Студент не выплывает? Ничего страшного! До свидания!
Эти впечатления я хорошо запомнила и стараюсь к нашим студентам относиться так, чтобы им было хорошо и комфортно, чтобы они могли быстрее адаптироваться к высоким университетским требованиям. Я понимаю, что они пришли из разных школ, имеют различный уровень подготовки, воспитывались в непохожих семьях и, как у нас бывает, являются носителями другой культуры. Всем им нужно помочь! Самое главное – это возможно! Если преподаватель является настоящим профессионалом и вкладывает в свою работу душу, всем будет хорошо.
Корр.: Шок прошел, и скоро Вы сумели адаптироваться к вузовской системе. Что помогло Вам в этом?
О.В. Голубева: Мне очень нравился и нравится до сих пор университетский дух! Его нельзя потрогать руками, дать четкое определение и невероятно трудно описать словами, но он существует. Вне университетских стен ничего подобного почувствовать нельзя! Можно сказать, что на нашем потоке за время учёбы сформировалось академическое студенческое братство! Мы до сих пор встречаемся с одногруппниками. Раз в пять лет у нас проводится «большое мероприятие».
Учиться-то было очень интересно! На математическом факультете нет математики как предмета, а есть различные математические дисциплины: математический анализ, алгебра, геометрия и так далее, о существовании которых, будучи школьницей, я не подозревала. Четыре года мы изучали математику по четыре пары в день с понедельника по субботу включительно. Суббота была полноценным учебным днем, и ни у кого даже мысли не возникало удлинить себе уик-энд. Поэтому иногородние студенты бывали дома не чаще одного раза месяц. И никто не плакал по поводу того, что в выходной день не попал к маме.
На четвертом курсе у нас уже появились информатика и программирование. Пятый курс был посвящен, главным образом, социально-гуманитарным предметам, педагогическим дисциплинам и практикам. Была у нас, например, элементарная математика, на которой нас обучали методике преподавания детям школьных задачек. Практику проходила в витебской и россонской школах. Причем в последней я полноценно работала, в течение месяца заменяя учителя. Выезжали мы и в пионерские лагеря.
Так получается, что самые теплые воспоминания о молодости связаны у людей с годами учебы в университете. Это касается и дружбы между студентами, и взаимоотношений с преподавателями. Больше всего мне запомнился профессор кафедры алгебры Николай Тимофеевич Воробьев – замечательный ученый и педагог.
Корр.: Из Вас готовили школьных учителей. Насколько Вас привлекала перспектива распределиться в школу?
О.В. Голубева: Первый опыт педагогической работы оказался позитивным. В летних лагерях время проходило очень весело! В школе мне тоже понравилось. Дети меня слушали и уважали, в коллективе приходу молодого практиканта были безмерно рады. Я не успела столкнуться с какими-то неразрешимыми проблемами или бумажной волокитой. Все было прекрасно! Ощущала готовность, по крайней мере, ментальную к преподавательской деятельности. Оставалось найти место, где бы могла полученные знания применить.
Я была зачислена студенткой в начале августа 1991 года, но уже через пару недель случилась одна из самых тяжёлых мировых катастроф – перестала существовать величайшая страна, моя Родина – Советский Союз. Несколько месяцев нам стабильно выплачивали стипендию стремительно теряющими свою ценность советскими рублями. Потом на некоторое время ее перестали выдавать вовсе. Зато появились талоны на товары первой необходимости. Через все эти сложности пришлось пройти.
В тот год в наш институт медалистам можно было поступить без экзаменов. Абитуриенты-отличники с целевым направлением проходили только собеседование. В нашей группе практически все студенты оказались медалистами, воспользовавшимися такой возможностью. Я при подаче документов сказала, что распределяться не хочу и буду сдавать экзамен по специальности. Такой «независимой» абитуриенткой оказалась я одна на весь поток! Профессор, который должен был принимать экзамен, растерялся: не знал, что со мной делать. К появлению медалистки, желающей сдавать экзамен, в институте оказались не готовы. Даже не было билетов! Меня отвели на кафедру, посадили за преподавательский стол и дали два часа на решение пяти задач. С заданием я справилась на отлично!
Идя таким непрямым путем, я спасала себя от распределения. Но поступали мы еще в советский вуз, а оканчивали уже в 1996-ом белорусский университет. Институт распределения выпускников к этому времени по факту прекратил существование. На весь наш поток пришло только одно заявление от работодателей! С просьбой прислать специалиста обратилось учебное заведение из Новополоцка – Новополоцкий политехнический техникум. Никто из однокурсников не пожелал воспользоваться этим шансом получить работу, а я с удовольствием согласилась и распределилась в этот город! В большинстве своем ребята ушли в бизнес, разъехались по разным городам и странам. По специальности работают немногие.
Корр.: Новополоцк наверняка был совсем неплохим вариантом!
О.В. Голубева: Я радовалась тому, что у меня будет работа. Новополоцк был мне знаком. В школьные годы я занималась народными танцами. С нашим детским коллективом мы много гастролировали по городам Беларуси, бывали за границей. Несколько раз выступали на концертах в Новополоцке: и на главной площади, и в Доме культуры нефтяников. Город производил на меня самое благоприятное впечатление своим молодым духом, современной архитектурой. Поэтому и после окончания Витебского государственного университета мне захотелось сюда приехать.
В техникуме меня приняли хорошо. Там подобрался интересный дружный коллектив. Но скоро я поняла, что мне мало того, что даёт это учреждение образования, почувствовала тоску по утраченному университетскому духу. Мне хотелось продолжить свое личностное и профессиональное развитие! Через полгода работы в техникуме я стала искать «место для роста».
Корр.: Так Вы и попали в Полоцкий государственный университет?
О.В. Голубева: На нашем факультете в Витебске была и есть мощная математическая школа, которую возглавляет Н.Т. Воробьев, выдающийся математик не только в республиканском, но и в мировом масштабе. Была в ВГУ имени П.М. Машерова и аспирантура. Но времена, к сожалению, оказались такими, что научное направление развития выглядело весьма туманным. Никто – ни старшее поколение (преподаватели), ни младшее (выпускники вуза) – не знал, что делать сейчас и что будет дальше.
В Новополоцке ситуация для меня стала проясняться. Во-первых, я поняла, что за университет есть у нас в городе. О его существовании мне было, конечно, известно, но сталкиваться с его студентами, выпускниками или сотрудниками не приходилось. Мои одноклассники в Новополоцкий политех учиться не поехали: в вуз сразу поступило только два человека! А информации о высших учебных заведениях страны или, тем более, зарубежья в те времена зарождающегося Интернета было совсем мало.
Во-вторых, я узнала, что в Полоцком государственном университете есть аспирантура, пришла прямиком к заведующей отделом аспирантуры ПГУ Светлане Амировне Самойловой. Рассказала, где училась, показала свой диплом и поинтересовалась, есть ли в университете направление «Математика». Светлана Амировна ответила мне, что и интересующая специальность имеется, и очень сильный профессор есть – Эдуард Михайлович Пальчик, но высказала сомнение в том, что у меня, «человека из ниоткуда», будут какие-то шансы на поступление.
Я узнала расписание Эдуарда Михайловича и пошла к нему. Представилась, рассказала о цели визита и немного о себе. Профессор, прежде всего, поинтересовался, кто мне преподавал алгебру. Когда он услышал имя Николая Трофимовича Воробьева, обрадовался: «Все понятно! Будем поступать!» Математическое сообщество не слишком многочисленно, а уж таким ученым, как Эдуард Михайлович и Николай Тимофеевич, грех было друг друга не знать! Оказалось, они входили в состав одного совета по защите диссертаций.
Кроме того, Э.М. Пальчик, как мне показалось, смотрел на меня с любопытством, думая: «Зачем девушка в эти мутные времена идет в науку?» Ему, наверное, было интересно узнать, что из моего обучения в аспирантуре выйдет.
Корр.: С поступлением в аспирантуру ПГУ никаких сложностей не возникло?
О.В. Голубева: На мою специальность поступал еще один молодой человек: Александр Михайлович Шмидт, тоже, кстати, выпускник Витебского государственного университета. Мы успешно сдали вступительные экзамены и поступили.
Я думала, что желающих пойти в аспирантуру будет немного. Шел 1997 год. Мне казалось, людям не до науки. Моя зарплата в техникуме, к примеру, составляла всего десять долларов. Все вокруг крутились, как могли, чтобы выживать.
Я ошибалась! Желающих заниматься наукой в ПГУ было много, и наша аспирантура жила очень активной интересной жизнью! На потоке училось порядка сорока человек и среди них: Рихард Петрович Богуш, Валентина Васильевна Богатырева, братья Алексей Иванович и Антон Иванович Вегеры, Сергей Васильевич Бословяк, Светлана Викторовна Измайлович. Поначалу было немного непривычно, ведь я никого не знала, но постепенно освоилась.
Корр.: Каким было обучение в университетской аспирантуре двадцать лет назад?
О.В. Голубева: В отличие от своих коллег по аспирантуре, я совсем не знала преподавателей. Именно тогда я познакомилась с Аркадием Филипповичем Оськиным, который вел у нас дисциплину «Основы информационных технологий». Со временем вышло так, что мы работаем на одной кафедре. Общение с ним в аспирантуре оставило самые теплые воспоминания. Он тогда меня поразил своим талантом педагога и широтой кругозора. Аркадий Филиппович прекрасно разбирается в математических задачах и для их решения успешно применяет информационные технологии. Мне, человеку со стороны, было очень приятно, что в ПГУ работают такие личности, преподаватели столь высокого уровня!

А.Ф. Оськин, О.В. Голубева, Л. Гзирян и С.Г. Ехилевский

Корр.: Над какой темой Вы работали?
О.В. Голубева: Моя тема звучит очень просто: «Конечные группы с перестановочными подгруппами». Но, конечно же, научные проблемы, которые мне предстояло решить, были сложны.
Если попытаться объяснить, чем я занималась, нужно отметить, что в математике есть три основополагающих направления: математический анализ, алгебра и геометрия. Мое исследование лежало в области алгебры. Я защищалась по специальности 01.01.06 «Математическая логика, алгебра и теория чисел». Теория групп появилась на стыке геометрии, теории чисел и теории алгебраических уравнений и используется в основном для обнаружения внутренней симметрии объекта. Где это можно применить? В физике, химии и самой математике. В первых двух случаях областью применения, прежде всего, является кристаллография, и, как следствие, оптика. Кристаллические решётки и молекулы – это симметрия. С помощью математического аппарата теории групп по крупицам информации можно восстановить общую картину, найти неявные свойства исследуемого объекта.
Корр.: Как шла работа над кандидатской диссертацией?
О.В. Голубева: Эдуард Михайлович – высококлассный, известный и уважаемый в научном мире специалист. Это бесспорно! Он, конечно, фанат своего дела. А я была заряжена на научную деятельность. Мне нравилось заниматься ею и хотелось получить результат. На почве интереса к математике и к нашему конкретному направлению мы с моим научным руководителем и сработались.
Эдуард Михайлович всегда был и остается для меня мощной, светлой фигурой! Он уделял мне очень много времени и при этом не обрушивал лавину информации, а методично, пошагово подводил меня к решению новых и новых сложных задач. С его стороны это была не муштра, а прививание навыков научного творчества, прикосновение к которому доставляло подлинное удовольствие. Криво, косо, коряво, но мне удавалось решать поставленные научным руководителем задачи, а, самое главное, набираться знаний и опыта, которые и позволили взять вершину, поначалу казавшуюся недостижимой. В исследовательской работе очень помогало наличие у Эдуарда Михайловича редких экземпляров узкоспециализированной математической литературы, содержащей результаты как основополагающие, от которых всё практически и началось в теории групп, так и самые на то время свежие. Например, труд по абстрактной теории групп Отто Юльевича Шмидта, известного исследователя Памира и северных земель, произвёл на меня неизгладимое впечатление.
Два года я училась заочно, продолжая преподавать в техникуме. Но узнав, что в дневной аспирантуре есть стипендия, которая не слишком уступала моей преподавательской зарплате, решила сосредоточиться на подготовке диссертации.
Мой путь от поступления до защиты уложилась в пять лет. Для моей области знаний это не так много. Защита могла состояться и на год раньше, но у меня родился ребенок, и мне физически было невозможно справиться сразу с двумя ответственными делами. Когда дочь немного подросла, ей исполнился год и месяц, я поехала на предзащиту. А еще через месяц, 11 октября 2002 года, я защитилась.
Корр.: Где проходила защита Вашей кандидатской диссертации?
О.В. Голубева: Я защищалась в Гомельском государственном университете им. Ф. Скорины. В нашей стране есть две алгебраические школы: в Минске (БГУ) и в Гомеле. Гомельскую школу в то время возглавлял член-корреспондент НАН Беларуси Леонид Александрович Шеметков. Это был крупный математик, ученик академика АН БССР Сергея Антоновича Чунихина, еще одной крупной величины нашей науки.
Корр.: Защита диссертации позволила Вам окончательно закрепиться в университете.
О.В. Голубева: Конечно! Эдуард Михайлович заведовал кафедрой прикладной математики, и он еще до моей защиты предложил работу в должности ассистента. Я приступила к выполнению своих обязанностей 1 сентября 2000 года.
Честно говоря, уже не вспомню свой преподавательский дебют. На первых порах я вела только практические занятия. Мне в университете очень нравилось! Я готовилась к занятиям сутками напролет. Хотела, чтобы студентам было интересно и понятно, а мне самой – приятно от хорошо выполненной работы. В конце концов, я поработала со студентами всех факультетов и специальностей нашего университета, где преподаются математические дисциплины.

О. В. Голубева и студенты

О.В. Голубева на лекции

Корр.: Сначала Вы стали аспиранткой, а потом и преподавателем ПГУ. Какими были Ваши первые впечатления от нашего университета?
О.В. Голубева: Молодой и свежий вуз с яркими личностями! Главное, и в Витебске, и здесь мне было очень комфортно. Я чувствовала, что это – мое! Впечатлило то, что преподаватели съехались в Новополоцк из разных точек бывшего Советского Союза, представляли различные научные школы. Это очень важно для взаимного обогащения идеями. Сам Эдуард Михайлович Пальчик родился в Гомельской области и окончил Гомельский университет, работал в Могилевском машиностроительном институте. В конце концов, наш первый ректор Эрнст Михайлович Бабенко пригласил Э.М. Пальчика, как и многих других профессоров и докторов наук, в Новополоцк. У Эдуарда Михайловича были и многие другие предложения из белорусских и зарубежных вузов, но он сделал свой выбор именно в пользу ПГУ.
И сейчас на нашей кафедре работают представители нескольких прославленных университетов. Дмитрий Феликсович и Юрий Феликсович Пастуховы окончили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и там же защитили кандидатские диссертации. Нину Алексеевну Гурьеву подготовили в Казанском государственном университете имени В.И. Ульянова-Ленина, Степана Григорьевича Ехилевского – в Донецком государственном университете и Национальной горной академии Украины, Аркадия Филипповича Оськина – в Северо-Осетинском государственном университете и Ленинградском электротехническом институте (ЛЭТИ).
Корр.: Как в дальнейшем развивалась Ваша карьера?
О.В. Голубева: Я продолжала работать на кафедре, пока Дмитрий Олегович Глухов не предложил создать отдельный факультет, связанный с информационными технологиями. Ректор Дмитрий Николаевич Лазовский эту смелую идею активно поддержал. Решение оказалось прозорливым! На то время в стране таких факультетов было совсем немного. Конечно, ведущее высшее учебное заведение по этому профилю – Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР) – существовал давно. Но в других городах республики подобные факультеты только начинали создаваться.
Так у нас в сентябре 2008 года на базе радиотехнического факультета появился факультет информационных технологий (ФИТ), который возглавил профессор Степан Григорьевич Ехилевский. А через год на факультетскую кафедру технологий программирования, которой руководил Сергей Васильевич Кухта, предложили перейти нашему опытному математику Нине Алексеевне Гурьевой и мне. Кроме того, Степан Григорьевич рекомендовал меня на должность заместителя декана.

С.Г. Ехилевский и О.В. Голубева

Корр.: Что изменилось в Вашей работе с переходом на молодой факультет?
О.В. Голубева: Наверное, все! Во-первых, мы стали заниматься в Полоцком коллегиуме. Это отдельный мир, ни с чем не сравнимый дух! И это не слова: так оно и есть на самом деле! Великие дела, творившиеся нашими славными предшественниками в этих стенах на протяжении веков, влияют на людей, которые учатся или работают в них сейчас. И студенты, и преподаватели стараются соответствовать этой одухотворенной среде!
Во-вторых, значительно возросла ответственность. Конечно, когда преподаешь математику на непрофильных специальностях, ты выполняешь очень важную работу. Математика для инженеров является одной из базовых дисциплин, она оказывает сильное влияние на уровень развития, навыки и даже на мировоззрение специалиста. Но когда преподаваемая тобой наука становится для студентов профильной, а кафедра, на которой ты работаешь – выпускающей, твоя ответственность многократно возрастает! Все мы начинали совершенно новое дело. Не с кем было посоветоваться, а ответственные решения нужно было принимать в самые сжатые сроки. Если раньше математики могли отчитать свой курс и пойти заниматься своими делами, особо не задумываясь о том, как обстоят дела у коллег, то сейчас нужно было действовать иначе: как единая команда!
Когда-то специалисты, отвечавшие за профессию (программисты), и специалисты, которые курировали базовое высшее образование (математики), не могли найти общего языка и даже иногда не считали нужным знать о существовании друг друга. Здесь, на ФИТ, они встретились, и несут ответственность за результаты своего труда. К такому тесному взаимодействию не сразу пришли, не сразу поняли, что так надо, но сейчас все это есть. Математики наравне с программистами руководят дипломными проектами. Получилось гармоничное сочетание.
Корр.: Выполняя эту непростую работу, Вам приходилось также заниматься широчайшим кругом вопросов как заместителю декана ФИТ.
О.В. Голубева: Было, конечно, непросто, но воспоминания об этой работе овеяны теплом! Все-таки на факультете собрались единомышленники, в основном, молодые небезразличные люди. На новом месте и в новом деле всем хотелось проявить свои самые лучшие качества и сделать хороший факультет. Нам понравилось и нравится до сих пор!

Спортландия между преподавателями и студентами ФИТ

Турслёт молодых учёных ПГУ

Чемпионат ФИТ по футболу

В 2012 году обстоятельства сложились так, что кафедре технологий программирования нужен был руководитель. Выбор пал на меня. Времени на принятие решения, соглашаться на должность или нет, как обычно, дали не много. Размышляла над поступившим предложением очень серьезно. В конце концов, поняла, что это путь для развития и дальнейшего самосовершенствования, и дала согласие. Заведование кафедрой было для меня незнакомой и, естественно, очень ответственной работой. Но я не привыкла пасовать перед трудностями!

О.В. Голубева

Корр.: Решение каких проблем требовало наибольшего внимания?
О.В. Голубева: Какая наша главная проблема? Текучесть кадров! На кафедрах ИТ-профиля этот вопрос стоит очень остро. Зарплаты в ИТ-компаниях и в университете отличаются в разы. Также принципиально иные скорости карьерного роста и объемы ресурсов, которые нужно в него вложить. Там можно расти профессионально, осваивая ремесло. Но в университете нужны специфические качества. Не у всех они есть, а если и присутствуют, то далеко не каждый человек готов долго и без каких-либо твердых гарантий на успех пройти этот путь до конца. Подготовка и защита диссертации – это очень непросто!
Существующее на кафедре ядро единомышленников – это люди, которым нравится наша профессия и возможность реализовать себя в этом виде деятельности. Это, прежде всего, А.Ф. Оськин, Н.А. Гурьева, Д.Ф. Пастухов, Ю.Ф. Пастухов, Ирина Брониславовна Бураченок.
У нас работают молодые перспективные ребята, которые еще учатся в практико-ориентированной магистратуре (первой в нашем университете). Есть те, которые стали магистрами и поступили в аспирантуру, где занимаются наукой под руководством С.Г. Ехилевского, А.Ф. Оськина. Есть аспиранты и у меня. Мы вкладываем в них, аспирантов, все свои силы, знания, душу и уверены, что молодёжь добьётся успеха.
В деле подготовки молодых специалистов нам оказывают помощь ведущие ИТ-компании. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность компаниям «Андерсен» и «ЭПАМ Системз», которые являются не только работодателями для наших студентов, но и оказывают спонсорскую помощь нашей кафедре. При поддержке «ЭПАМ Системз» оборудована и успешно функционирует совместная учебно-научная лаборатория. Компания «Андерсен» помогла приобрести систему виртуальной реальности. Конечно, такое уникальное оборудование придаёт новый импульс учебно-научному процессу.
Корр.: Есть ли среди студентов яркие ребята, которые в дальнейшем пополнят ряды кафедры или пойдут по стопам Владимира Сухорукова?
О.В. Голубева: Они всегда есть! К счастью, это не зависит ни от каких внешних или внутренних факторов и обстоятельств. Национальное достояние нашей страны – это умные дети. Они рождаются и приходят к нам учиться. Не все уезжают в столицы. Наш университет не оскудевает талантами, и это нас мотивирует к работе! Есть студенты, которые желают прийти работать на кафедру. Каждый год к нам распределяется порядка пяти молодых специалистов.

Студенты с дипломами. Смоленск

Корр.: Студенты-фитовцы успешно участвуют в международных олимпиадах по программированию. В чем секрет этого успеха?
О.В. Голубева: Мы безмерно гордимся успехами наших студентов! У олимпиад – своя специфика. Можно очень хорошо учиться, быть отличником и при этом не добиться на этом поприще серьёзных результатов. Это такой отдельный «вид спорта», для которого нужны особые качества. Конечно, чемпионы школьных, районных, областных и, тем более, республиканских олимпиад стремятся уехать в столицу. К нам, в основном, приходят ребята, которых больших высот в школьном олимпиадном движении не достигали. Но среди них все равно немало талантливых детей! Просто у них не было возможности попробовать себя в этой области деятельности. На кафедре есть преподаватели-энтузиасты своего дела. А самое главное, дети сами к такой деятельности тянутся и хотят достичь успеха.
Осенью мы традиционно проводим олимпиаду по программированию для первокурсников и старшеклассников лицея и профильных математических классов гимназий. Прослеживается закономерность, что побеждают школьники. Но это не простые ребята, потом они часто добиваются успеха и на республиканских олимпиадах по информатике. Это мероприятие позволяет «прощупать» наших студентов, разобраться, кому оно интересно, в ком силен соревновательный дух, а главное – кто готов трудиться. Формируется команда с запасными игроками, а преподаватели по разным системам работают с ними. Назначаются занятия, в том числе и дистанционные, решаются задачи. Совместными усилиями мы получаем неплохие результаты: на чемпионате мира по программированию команда наших студентов выходила в полуфинал и даже получила диплом 3-ей степени (г. Санкт-Петербург, 2011 г.). В финале открытого чемпионата БГУИР по спортивному программированию команда студентов ФИТ заработала диплом 2-ой степени (г. Минск, 2012 г.). На Международной олимпиаде по информатике среди студентов (курсантов) образовательных учреждений высшего профессионального образования наши студенты неоднократно занимали 1-ое место (г. Смоленск, 2013 г., 2014 г.). Студенты специальности «Компьютерная безопасность» успешно выступали на Республиканской олимпиаде по криптографии и защите информации (1-ое место, г. Гродно, 2014 г., 2015 г.), на Международной студенческой олимпиаде в сфере информационных технологий «IT-Планета» (победа в национальном этапе, финал, 3-е место, г. Киев, 2013 г.), на I Международной олимпиаде по информатике (I и IV места, г. Санкт-Петербург, 2016 г.)

Студенты с дипломами

Раньше существовал стереотип: получать высшее образование и работать лучше в крупных городах. Нам удалось изменить это мнение. Сейчас можно добиться отличных результатов, не уезжая далеко. На нашем факультете студенты получают качественное, наукоёмкое образование, и это обстоятельство позволяет им успешно конкурировать на рынке труда. Постоянно пополняемый в городах Полоцк и Новополоцк ресурс высококвалифицированных, мотивированных на успех, хорошо воспитанных выпускников привлекает в наши города ведущие ИТ-компании, которые в комфортных офисах открывают сотни новых рабочих мест.
Также набирает обороты новый тренд – наши студенты сами создают собственные ИТ-компании. Ведущие специалисты ИТ-компаний регулярно проводят специализированные обучающие тренинги для студентов 3-го и 4-го курсов, что, конечно же, помогает познакомиться со спецификой работы в конкретной компании, приобрести новые практические навыки и коммуникационные компетенции.
Корр.: Каковы перспективы развития направления, за которое отвечает кафедра?
О.В. Голубева: В настоящее время у нас есть две специальности. Во-первых, «старая», по меркам ИТ-сферы, «Программное обеспечение информационных технологий». Во-вторых, «свежая», элитная «Компьютерная безопасность».
Вместе с нашими партнёрами, ведущими ИТ-компаниями, мы подготовили пакет документов, который уже утвержден в республиканском УМО, по специальности I ступени высшего образования «Программируемые мобильные системы». С точки зрения материальной базы, кадрового состава, истории нашей работы и потенциальных заказчиков кадров никаких замечаний не прозвучало. С нетерпением ждем окончательный ответ Министерства образования. Надеемся, на кафедре появится и третья специальность.
Кроме того, с заведующей кафедрой экономики, управления и экономической теории Ингой Владимировной Зеньковой мы поработали над открытием на финансово-экономическом факультете специальности «Электронный маркетинг». Наши «программистские» дисциплины составят примерно третью часть ее учебной программы. Программирование, таким образом, будет изучаться не в ознакомительном режиме, а на «промышленном» уровне. Такая специальность есть пока только в БГУИР, в Бресте и в Гродно.
Корр.: Преподаватели университета всерьез взялись за повышение своего научного статуса. Вы уже приступили к написанию докторской диссертации?
О.В. Голубева: Да, я начала эту работу. Тема и направление несколько отличаются от того, чем я занималась раньше. Моя нынешняя исследовательская работа посвящена системодинамике, а конкретнее – способам и принципам обработки больших массивов данных. Сейчас я занимаюсь изучением достижений науки в этой сфере. Выбран научный консультант, мы разрабатываем с ним план обучения в докторантуре.

Конференция. Петергоф

Корр.: С такой нагрузкой времени для отдыха, наверное, остается совсем немного.
О.В. Голубева: Есть хорошая шутка. «Генерал, приехав инспектировать военную часть, спрашивает: «Ну что, солдаты! Еды хватает?» «Хватает! Даже остается!» «А что делаете с тем, что остается?» «Съедаем, ещё и не хватает!»
Свободного времени, конечно, мало! Я занимаюсь плаванием практически всесезонно. Летом люблю бывать в лесу. Большое удовольствие доставляет общение с дочкой, родителями и близкими людьми. Люблю поездки, путешествия, спорт. Не могу подолгу сидеть на месте! Неравнодушна к изобразительному искусству. Нравятся произведения русских художников, в частности передвижников. В их произведениях меня привлекает искренность, чистота, внимание к деталям и очень тонкое отражение отношений между людьми.

Озеро Чёрное

Корр.: Оксана Валерьевна, что бы Вы хотели пожелать нашему университету?
О.В. Голубева: ПГУ – прекрасный университет с замечательными людьми и богатейшей историей. Процветания ему и покорения новых вершин! Нам все по силам, все по плечу!

О.В. Голубева

Беседовал Владимир Филипенко

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie