Поздравляем, заведующего кафедрой физики Полоцкого государственного университета Виталия Геннадьевича Залесского с присуждением степени доктора физико-математических наук!

Мы воспользовались случаем, чтобы пообщаться с Виталием Геннадьевичем о физике, о жизни и... о поэзии.

Корр.: Виталий Геннадьевич, прежде всего, разрешите поздравить Вас с присуждением докторской степени! Расскажите, пожалуйста, о своем пути к этой вершине: где Вы учились, кто Вам помог прийти в большую науку?

В.Г. Залесский: В 1993 году я окончил физический факультет БГУ и сразу пришел работать в Полоцкий государственный университет. В 1997 году, еще учась в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию. Тогда моим научным руководителем, а позже консультантом по докторской диссертации и всегда Учителем был и остаётся Владимир Алексеевич Груздев.

Корр.: Тема Вашей докторской диссертации звучит для непосвященных очень загадочно: «Эмиссионные и электронно-оптические системы плазменных источников электронов». В чем сущность Вашего исследования и каково его прикладное значение?

В.Г. Залесский: Мое научное направление – плазменно-эмиссионная электроника. Владимир Алексеевич создал научную школу по этому направлению в нашем университете. Плазменные образования используются для получения пучков различных частиц – электронов, ионов – в первую очередь для обработки поверхностей различных материалов и плазмохимии. Область применения – широчайшая! От металлообработки в машиностроении и медицине до сварки резины. Это современная, наукоемкая, ресурсо- и энергосберегающая технология. Согласно европейским стандартам она является обязательной, например, в европейском машиностроении. К сожалению, у нас такая технология используется еще недостаточно широко – на Минском тракторном заводе, БелАЗе, Амкодоре. Для ее применения требуется дорогое наукоемкое оборудование. Его стоимость доходит до миллиона долларов!

В Беларуси в данном научном направлении работают кроме нас, наверное, только в одном-двух местах. Например, в Физико-техническом институте НАН Беларуси. У них есть лаборатория электрофизики, которая оборудована двумя нашими установками. Наши аспиранты сотрудничают. Есть совместные планы и проекты.

Виталий Геннадьевич Залесский

Корр.: Есть ли интерес к Вашим разработкам за рубежом?

В.Г. Залесский: У нас были проекты с российскими коллегами из Новосибирска: один финансировался Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований, второй реализовывался при поддержке венчурной компании по направлению плазменно-химические технологии. Идёт обсуждение возможного проекта с Ганноверским университетом им. Лейбница, Университетом Эйндховена, но пока это скорее обсуждение возможностей. В Европе тоже кризис! Ученые нашей кафедры поддерживают хорошие связи с Институтом электроники Болгарской академии наук. И это не говоря уже о традиционных контактах с российскими и украинскими коллегами из Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Улан-Удэ, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова.

Корр.: Важным механизмом завязывания и укрепления научных контактов, в том числе и международных, является проведение различных конференций, симпозиумов, семинаров. Возможно, Ваша кафедра планирует проведение подобных научных форумов?

В.Г. Залесский: Пока нет, но мы думаем об этом. В Улан-Удэ ежегодно проводится международный научный семинар – «Плазменная и эмиссионная электроника». Туда традиционно приезжает много ученых – из Винницы, Киева, Николаева, Москвы, Санкт-Петербурга, из Германии. Я был там дважды. В прошлом году планировал побывать еще раз, но не сложилось. Научные мероприятия такого формата гораздо более полезны, чем конференции «обо всем». На подобных семинарах встречаются узкие специалисты очень высокого уровня, например, директора институтов, которые выступают с серьезными докладами, проходят бурные обсуждения.

Улан-Удэ – это, конечно, хорошо: озеро Байкал, красиво. Но это же так далеко! Мы бы хотели провести такой семинар у нас. Конечно, там есть очень сильное лобби, которое не хочет упускать из своих рук такой крупный научный форум. Но мы достигли такого уровня, когда о нас в Беларуси знает каждый, кто занимается наукой в нашей области. Сейчас, надеюсь, у нас развязаны руки в том, чтобы воплотить в жизни наши замыслы. Этим надо воспользоваться. Вопрос в том, насколько быстро это получится сделать. Предстоит достаточно интенсивная работа. Но, верю, все у нас получится!

Участие в таких научных форумах необходимо как воздух! Если ученый «варится в своей каше», он быстро «загнивает». И тогда научное направление вырождается, научная школа, если она есть, деградирует и умирает! Люди извне – это носители других знаний, технологий. Общение с ними – источник плодотворных идей. Без этого ничего не выйдет! Но для того, чтобы попасть на крупное научное мероприятие, для того, чтобы с нами захотели встречаться, мы должны быть известны. Этого можно добиться только публикациями. Другого варианта нет! Поэтому если человек не имеет публикаций, которые знают другие, то его пока нет в этом научном мире.

Корр.: С какими сложностями Вам пришлось столкнуться на пути к научному признанию?

В.Г. Залесский: Трудностей было много! Важно было не разувериться ни в себе, ни в людях, ни в деле. Находить стимулы – финансовые, а еще больше моральные. Наука не бывает только вверх, она – горками. Причем, часто бывают периоды, когда ничего не получается и не происходит. Но иногда появляются «железячки», которые реально работают на заводе или в институте, патенты на изобретение, люди, чьим успехам радуешься, как своим. Я всегда считал, чем сильнее рядом люди, тем сильнее мы и я в том числе. Одно из моих правил – всем нужно помогать, иногда даже и без их желания.

Корр.: Возможно, Вы бы хотели отметить кого-то из тех, кто наряду с Владимиром Алексеевичем, помог Вам добиться научного успеха?

В.Г. Залесский: Да, конечно! Есть немало таких людей. Например, Федор Иванович Пантелеенко. Он очень много сделал для меня в плане становления, в плане самоощущения в мире. Есть люди, которые никогда не имели отношения к нашему университету, но которых я всегда вспоминаю добрым словом.

Хотелось бы сказать спасибо и тем, кто меня окружал все эти годы! Такой труд как докторская диссертация не может быть плодом усилий одного человека. За ним всегда стоит научный коллектив. Докторская по техническим или физико-математическим наукам – это всегда только вершина айсберга, это всегда труд коллектива единомышленников. Здесь железо, моделирование, а один человек не способен все аспекты охватить. У нас на кафедре физики есть лаборатория под скромным названием ЭЛИТА – лаборатория электронной и ионной технологической аппаратуры. Эта лаборатория была создана нами с нуля. Это и есть то, благодаря чему все получилось.

Корр.: Что касается перспектив развития плазменно-эмиссионной электроники в ПГУ, есть ли на подходе какая-то смена?

В.Г. Залесский: Были и есть аспиранты. К сожалению, времена сейчас не самые простые. Но надо верить и стараться. Получится только тогда, когда что-то делаешь. Если ничего не делать, не на что и рассчитывать! Всегда считал, если кто-то помог тебе, то и ты обязательно должен помочь другому человеку. В этом есть большой смысл – преемственность добра! Никогда не ограничивал себя преподаванием в университете: веду факультатив в одной из гимназий Полоцка. Школьники с удовольствием приходят ко мне на занятия. В недавнем прошлом среди моих подопечных были победители республиканских олимпиад по физике, а один даже стал бронзовым призёром международной олимпиады. С некоторыми из моих учеников общаемся до сих пор, как бы далеко они не находились.

Корр.: По-моему, и сейчас в университете проводится открытая олимпиада по физике для студентов, участие в которой могут принять и школьники?

В.Г. Залесский: Это наше начинание со времен, когда я был деканом радиотехнического факультета. Начиналась она как факультетское мероприятие, а потом поучаствовать в ней стали приглашать и школьников. Сейчас ее проведением занимается Сергей Ананьевич Вабищевич. Очередная открытая олимпиада по физике пройдет как раз на следующей неделе.

Были времена, когда участие в нашей олимпиаде принимало порядка 80 человек. Но, к сожалению, это в прошлом. И дело не столько в том, что, определенно, оставляет желать лучшего уровень преподавания физики в школе. Да, это трудный предмет! Но первичным фактором является востребованность этих знаний. Возьмем, например, физику в университете. Тяжелый предмет, всеобъемлющий, я бы даже сказал, мировоззренческий! И поэтому очень сложно студентов убедить, что надо «сушить» мозги. Они не понимают для чего. Даже в БГУ набор на физфак – проблема! А ведь когда я в 1988 году поступал в университет на физфак, конкурс составлял четыре человека на место! Строительство атомной электростанции начинает понемногу менять ситуацию. Но это несколько однобокое внимание к физике.

Поздравляем В.Г. Залесского с присуждением степени доктора наук

Корр.: Все знают, кто такой Залесский как преподаватель и как ученый. А какой Залесский-человек? Чем Вы интересуетесь? Есть ли у Вас хобби?

В.Г. Залесский: Люблю рыбалку. Но все физики – лирики! Вот и я немного пишу стихи. Это для меня способ освободиться от эмоциональных переживаний и обрести душевный покой. Иногда пишу психологические эссе. Это не литература, а мой взгляд на простые вещи. Произошло какое-то событие и хочется абстрагироваться от конкретности и разобраться, что и почему. Люблю записывать короткие мысли – афоризмы. Вот, например, из недавнего: «Все знают, что терпение и труд все перетрут. Только терпеть приходится одно, а трудиться над другим. И они часто не знают друг о друге». Пишу в основном для себя. Это просто внутренняя потребность, но если просят, даю почитать. Это случается само по себе. Как говорится: «Шел. Упал. Очнулся – стих!».

Корр.: Большое спасибо за интервью, Виталий Геннадьевич! Желаем Вам дальнейших успехов в научной и педагогической деятельности!

Корреспондент сайта Владимир Филипенко

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie