В нашем университете нет такого человека, который не знал бы о международных проектах в области наращивания потенциала в высшем образовании, в которых Полоцкий государственный университет (ПГУ) активно участвует с 1994 года. Всем знакомы названия программ, финансируемых Европейским союзом, - ТЕМПУС, ЭРАЗМУС+, ГОРИЗОНТ-2020 и ТГС «Латвия, Литва, Беларусь». Для большинства это все – пафосный жаргон, но для участников международных проектов, которых становится все больше и больше в нашем вузе, эти фразы составляют лишь часть массивного дискурса международных отношений и открытых профессиональных отношений внутри проектных групп.


Сегодня все проекты с участием Полоцкого государственного университета направлены на совершенствование процесса обучения путем приобщения к принятым во всем мире подходам и концепциям студентоцентризма. Это самая сложная сфера реформирования высшего образования, поэтому все проекты направлены на выработку собственных решений на основе пилотных применений лучших европейских практик. Переход от пилотных разработок к конечным продуктам – титанический труд, требующий десятилетий качественных системных преобразований и усилий сотрудников.

Одним из инструментов формирования ключевых компетенций студентов, выработанных на основе изучения и анализа тенденций на мировом рынке труда, а также оценки результатов международных проектов в сфере наращивания потенциала, является комплексный подход к организации учебного процесса по модели “A-in-1”, который моделирует организацию командной работы в интернациональных профессиональных группах. Инструмент частично внедряется на гуманитарном факультете при совместной работе белорусско-итальянских групп студентов (Полоцкий государственный университет – Университет Кьети-Пескара). В феврале-мае 2020 года состоялось пилотирование инструмента в полном объеме белорусско-датскими группами студентов. В течение трех месяцев студенты факультета информационных технологий Полоцкого государственного университета и Университета ИКТ г. Копенгаген (ИТУ) выполняли скрам проект. Суть и одновременно условия использования инструмента “A-in-1” – совместная работа студентов в смешанной международной команде; совместное решение насущной проблемы от реального сектора экономики; самостоятельная работа и самоорганизация внутри студенческой группы; технология скрам проектирования. Совместная работа студентов, их взаимодействие со своими университетами и компаниями, были организованы в рамках совместного международного проекта программы Европейского союза ЭРАЗМУС+ «Совершенствование программы второй ступени получения высшего образования в области информационных и компьютерных технологий для повышения профессиональной востребованности магистрантов» МАСИКТ, который выполняется Полоцким государственным университетом и рядом вузов-партнеров из Беларуси, Польши, Германии и Дании.

В скрам проекте участвовали студенты 3 курса специальности «Программное обеспечение информационных технологий» Полоцкого государственного университета Нина Смирнова, Александр Здитовец, Артур Барсегян, Дмитрий Марковец и Николай Григорьев и студенты 3 курса такой же специальности Университета ИКТ г. Копенгаген. Датская компания, которая поделилась проблемой для решения международной группой студентов (ПГУ и ИТУ) и отчасти участвовала в разработке программного продукта, явилась Nordic Schools Group, спонсором скрам проекта выступила компания Nordea Finance Group (Финляндия). Со стороны ПГУ участие студентов курировала преподаватель кафедры вычислительных систем и сетей Ирина Захарова, со стороны ИТУ – местный координатор проекта МАСИКТ Мария Паасиваара. Студентам помогала скрам мастер – Эмили Лауэ Кристенсен. Представитель Nordic Schools Group Каспер Хьорт оценивал прогресс студентов на каждой из пяти стадий реализации скрам проекта. В итоге, международная проектная группа студентов ПГУ-ИТУ по результатам оценки результатов проекта и их качества была выделена оценочной командой компании Nordea Finance Group, как вторая лучшая команда конкурса, и получила денежные призы и сертификаты от этого мирового лидера финансового бизнеса цифровой экономики.

1

2

3

Эмили Лауэ Кристенсен

«Я работала со студентами из Полоцкого государственного университета и Университета ИКТ г. Копенгаген в сотрудничестве с датской компанией Nordic Schools Group, чтобы создать веб-приложение для учителей. В мои основные обязанности в качестве скрам мастера входило планирование, структурирование и организация проекта разработки программного обеспечения для компании. Одной из главных проблем, с которой мы столкнулись в ходе работы в смешанной команде, было недостаточно активное общение между членами команды в самом начале реализации проекта. С помощью стимулирования открытости в отношениях между членами команды, расстановки приоритетов среди наших целей по проекту и в обучении, нам удалось успешно преодолеть проблемы и заложить основу для решения проблемных ситуаций в дальнейшем. Все члены команды активно участвовали в Scrum Events и мероприятиях по построению команды, которые помогли всем нам научиться применять скрам методику на практике. На протяжении всего проекта все студенты-разработчики демонстрировали высокий уровень профессионализма и этики трудовых отношений, проявляя уважение к идеям и мнениям других. Конечный продукт, который был создан совместными усилиями, был успешным, и в целом проект был положительным опытом обучения в скрам проектах и работе в смешанной команде разработчиков программного обеспечения, в которой единственным, что различало участников были имена, но никак не страны, выходцами которых они являлись», – Эмили Лауэ Кристенсен.

Белорусско-датская студенческая группа и представители компании Nordic Schools Group

«Белорусско-датская студенческая группа с кураторами из ПГУ и ИТУ и представителями компании Nordic Schools Group»

 

Ирина Захарова

Ирина Захарова, куратор участников международной группы от ПГУ: «На протяжении работы в проекте со студентами моем главной задачей являлась координация белорусской части команды I. В ходе выполнения проекта был четко виден рост знаний, навыков и умений студентов как в техническом плане, так и в, так называемых, «мягких навыках». Вначале, студенты, получившие проект для разработки, не были осведомлены о нюансах работы. Я старалась оперативно реагировать на их вопросы и вскоре, с огромной помощью Эмили (скрам мастера из датского вуза-партнера) студенты стали более уверенными в своих силах. Хочется отметить, что вначале некоторые члены команды не были уверены в своей способности поддерживать диалог на английском языке. Однако к концу проекта все участники смогли осознать, что владеют английским достаточно для понимания вопроса и осмысленного ответа. Стоит отметить, что качество наполнения отчетных документов (Учебные дневники) в скрам проекте выросло в разы, что также свидетельствует о полученных компетенциях в этой области. Я уверена, что проект дал нам и нашим студентам очень много знаний и пищи для размышлений. Видя такой прогресс, призовое место и ценные призы от компании Nordea Finance Group, полученное на Конкурсе международных проектов, выглядит справедливой оценкой многих часов труда, вложенных в программный продукт и организацию рабочего процесса. Я от всего сердца поздравляю команду и желаю им дальнейшего профессионального роста!»

Каспер Хьорт

Каспер Хьорт, представитель Nordic Schools Group: «Работа с белорусскими студентами из Полоцкого государственного университета и всей белорусско-датской группой была для меня удовольствием и одновременно привилегией. Проработав более 20 лет руководителем проектов и владельцем продуктов в компании, я работал со многими командами по всему миру. Меня особенно поразил уровень знаний белорусских студентов. Я предполагал, что, поскольку они все являются студентами, они будут совсем неопытны, но я быстро понял, что их навыки кодирования и ноу-хау в области современных тенденций в отрасли, а также способности нахождения оптимальных решений значительно превзошли мои ожидания. Их навыки общения были замечательными. Все они достойно участвовали в наших групповых дискуссиях и внесли свой вклад в успешное взаимодействие команды. В итоге команда получила заслуженное признание, заняв второе место в конкурсе Nordea Quality Award (высокая награда в области качества). Поздравляю каждого участника группы и два университета – ПГУ и ИТУ, которые могут гордиться своими студентами и их достижениями!».

Мария Паасиваара

По словам преподавателя из датского университета-партнера Марии Паасиваара, которая курировала совместные проекты, «белорусские студенты в самом начале совместной работы были стеснительными, менее открытыми, чем их датские партнеры по работе, но очень скоро влились с совместную деятельность и показали высокие способности работать совместно в интернациональной команде. Безусловно, для них этот первый опыт перехода от дискомфортного состояния, вынуждающего выходить из привычной атмосферы замкнутого пространства «ракушки» к комфорту и привилегиям совместной работы, – отличный способ самосовершенствования для профессионального и личностного роста, что немаловажно, как для их собственной карьеры в области ИКТ, так и для развития ИКТ сектора национальной экономики Беларуси – ставшей за эти три месяца такой близкой для некоторых датчан страной на востоке Европы».  

Для наших пятерых студентов опыт совместной работы с датскими коллегами означал заметный и тяжелый переход от одной образовательной среды к другой и нелегкая, но зато радостная победа над своими опасениями, дискомфортом и сомнениями. Об этом свидетельствуют учебные дневники – привычная практика для студентов многих европейских вузов, которую, думаю, нам в ближайшее время стоит перенять и использовать у себя в университете.

Из учебного дневника студента ПГУ Здитовца Александра:

“…We took assignments and did not think about how difficult they can be, because in any situation we could rely on the team if we suddenly could not cope with something… This project was a useful experience for future work, since it was precisely this experience that I needed in the field of web development. During the project, I began to understand how in real life the whole work process goes, how tasks are distributed among developers. In addition, in order to fulfil the tasks, I had to study the material for a long time, which soon helped me deal with them. Therefore, I believe that this experience is invaluable to me...”

«… мы принимали задания и не думали о том, насколько сложными они могут быть, потому что в любой ситуации мы могли бы положиться на команду, если мы вдруг не смогли справиться с чем-то... Этот проект был полезным опытом для будущей работы, так как именно этот опыт мне был нужен в области веб-разработки. Во время проекта я начал понимать, как в реальной жизни проходит весь рабочий процесс, как распределяются задачи среди разработчиков. Кроме того, для выполнения задач пришлось долго изучать материал, который скоро помог мне разобраться с ними. Поэтому я считаю, что это опыт бесценен для меня…» (перевод С. Пешкуна).

Из учебного дневника студента ПГУ Артура Барсегяна:

“… Our entire project was based on the communication of all team members. Meetings often took place, where we discussed problems. All this undoubtedly affects speaking skills, especially speaking in English. I think these three months have increased our level of knowledge of the language, some more, some less. Previously, I had a fear of starting to speak English, but thanks to the project, the fear appeared. And this is without a doubt the coolest bonus of this project. As a result, this project can be considered the first real project that I worked on. And the experience of working in a team and communication with the customer, without a doubt, prepared me for work in IT…”

«… Весь наш проект был основан на общении всех членов команды. Часто проходили встречи, где мы обсуждали проблемы. Все это, несомненно, влияет на разговорные навыки, особенно на английском. Я думаю, что эти три месяца повысили наш уровень знания языка, некоторые еще больше, некоторые меньше. Раньше у меня был страх начать говорить по-английски, но благодаря проекту этот страх исчез. И это, без сомнения, самый крутой бонус этого проекта. В результате этот проект можно считать первым реальным проектом, над которым я работал. А опыт работы в команде и общения с заказчиком, без сомнения, подготовил меня к работе в IT…» (перевод С. Пешкуна).

Из учебного дневника студента ПГУ Дмитрия Марковца:

“… One of the useful experiences of the project is to work with the product owner. This made it possible to understand how work in companies works. And also allowed as a programmer to be flexible, namely, to quickly adapt to those tasks that need to be solved in the first place. One of the important experiences in this project was the experience of working in a team. To implement the effective work of our team, the Scrum methodology was proposed and organized. This methodology allowed our small team of programmers, the scrum master and the owner’s product to realize the work on the project much more effectively. Also, the scrum methodology allowed me to most effectively share my time for working on a project…”

«… Одним из полезных опытов проекта является работа с владельцем продукта. Это позволило понять, как работает компания. А также позволило программисту проявить гибкость, а именно быстро адаптироваться к тем задачам, которые необходимо решать в первую очередь. Одним из важных событий в этом проекте был опыт работы в команде. Для эффективной работы нашей команды была предложена и организована методология Scrum. Эта методология позволила нашей небольшой команде программистов, скрам мастеру и владельцу продукта реализовать работу над проектом гораздо эффективнее. Кроме того, методология скрам позволила мне наиболее эффективно распорядиться своим временем для работы над проектом…» (перевод С. Пешкуна).

Из учебного дневника студента ПГУ Николая Григорьева:

“… There is no doubt that during this project I learned a lot and gained a lot of development experience. I also learned the basic principles of building relationships between the customer and the development team. This knowledge will help me a lot in the future, and I would really like as many students of our university (PSU) to have the opportunity to participate in such projects in the future…”

«… Нет сомнений, что в ходе этого проекта я многому научился и получил большой опыт разработки. Я также изучил основные принципы построения отношений между клиентом и командой разработчиков. Это знание мне очень поможет в будущем, и мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше студентов нашего университета (ПГУ) имело возможность участвовать в таких проектах в будущем…». (перевод С. Пешкуна).

Из учебного дневника студентки ПГУ Нины Смирновой:

“… three months ago, my head was a whirl of questions, I didn't understand anything and, to be honest, I was even quite nervous. But I was very lucky to have a team and a Scrum master who was not only a responsible supervisor of our actions but also just a good positive person. In the initial stages, she did a great job of helping us organize our work down to every detail. And I believe that these actions largely determined the success of the team while working on the project.

The experience gained while working on the project is priceless for me. This can be attributed to many aspects. First, it is an understanding of the work process itself, how it all happens, what stages it consists of, and the whole idea of organizing the joint work of a distributed team. Also, to complete the tasks, I had to conduct a lot of research in the field of technologies used, because before that I had no experience in them. Of course, all this knowledge does not make me an expert, but the beginning is made – and this is the most important thing.

Very important aspect that I learned during the project relates to my English. Even though I know quite a bit of grammar, I was very afraid to speak, because I was afraid of making mistakes or being misunderstood. However, later I was not too shy to try, and after that I began to understand the speech of my colleagues well and could easily communicate with them. This is a very big achievement for me…”

«… три месяца назад в моей голове было множество вопросов, я ничего не понимала и, честно говоря, даже нервничала. Но мне очень повезло, что у меня была команда и скрам мастер, который был не только ответственным руководителем наших действий, но и хорошим позитивным человеком. На начальных этапах она проделала большую работу, помогая нам организовать нашу деятельность до мелочей. И я считаю, что эти действия во многом определили успех команды при работе над проектом.

Опыт работы над проектом для меня бесценен. Это можно отнести ко многим аспектам. Во-первых, это понимание самого рабочего процесса – как все происходит, из каких этапов состоит процесс, а также идеи организации совместной работы в смешанной команде. Чтобы выполнить поставленные задачи, мне пришлось провести много исследований в области используемых технологий, потому что до этого у меня не было опыта в них. Конечно, все эти знания не сделали меня экспертом, но начало положено, – и это самое главное.

Очень важный аспект во время проекта – мой английский. Несмотря на то, что я немного знаю грамматику, я очень боялась говорить – боялась ошибиться или быть неправильно понятой. Однако позже я не стала стесняться говорить, и после этого я начала хорошо понимать своих коллег и могла легко общаться с ними. Это очень большое достижение для меня…». (перевод С. Пешкуна).


Дания и Беларусь – достаточно маленькие страны, но возможности у них огромные. Источник этих возможностей – высокопрофессиональные кадры, которых готовят их университеты. Успешность использования таких возможностей в самой большой степени зависит от совместных усилий студентов – будущих специалистов – в этих странах. В условиях углубляющихся процессов глобализации настоящее и будущее в высшем образовании в Европе – ее западе и востоке, центре, севере и юге – зависит от применения инструментов международного взаимодействия в смешанных студенческих группах, в том числе “A-in-1” методики. Студенты ПГУ и ИТУ – двух вузов-партнеров – убедились в этом сами и надолго пронесут в их сердцах бесценный опыт совместной работы.


Я уверен, что самое главное достижение любого университета – прогресс в обучении его студентов и становление их как личностей. Для этого нам нужно создавать как можно больше возможностей для студентов для самореализации в учебе не столько в своей собственной ограниченной среде, а в международных командах студентов. Это помогает им совместно развиваться, совместно переживать и чувствовать ответственность не только за себя, но и за своего коллегу. Это – прогрессивное настоящее и будущее высшей школы, бизнеса и общества.


С.Пешкун, начальник отдела международных связей


Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie