Международная неделя в Полоцком государственном университете насыщена интересными событиями. В эти дни в ПГУ приехали гости из зарубежных вузов-партнеров, чтобы поделиться своим опытом и почерпнуть свежие идеи для своей практики.

Международная неделя в ПГУ

И.В. Вегера проводит экскурсию для гостей университета

Экскурсия для гостей университета

Одним из центральных мероприятий недели стал форум «Система обеспечения качества для студентоцентрированного обучения», который прошел 22-23 мая 2019 года. Эта тема актуальна для вузов всего мира. В условиях стремительного развития науки, техники и самого общества, а также реализации Болонского процесса особую значимость приобретает обеспечение качества обучения. Большинство высших школ отказываются от подхода, где центральной фигурой в образовательном процессе является преподаватель. Теперь главная тенденция – формирование программ с учетом возможностей студента и требований будущей профессии.

Форум «Система обеспечения качества для студентоцентрированного обучения»

Форум «Система обеспечения качества для студентоцентрированного обучения»

Первый день форума прошел в корпусе юридического факультета в Междуречье, а открыла его первый проректор ПГУ С.Г.Вегера. Поприветствовав гостей, Светлана Григорьевна обозначила программу мероприятия, начальным этапом которого стала панельная дискуссия.

С.Г. Вегера представила программу форума

Первый спикер, начальник учебно-методического отдела Полоцкого государственного университета Н.А.Борейко, выступила с докладом «Пилотная система обеспечения качества в ПГУ». Надежда Андреевна рассказала о том, что наш университет уже давно ведет работу по повышению качества образования. Среди основных направлений этой работы – анкетирование и внедрение проектного метода.

Н.А. Борейко

Своим опытом по повышению качества обучения поделились зарубежные гости форума – эксперт миссии ТАМ Европейского союза, профессор университета Дуйсбург-Эссен Маркус Штайнмайр (Германия) и ведущий преподаватель Высшей школы педагогики Каринтии Сильвия Гуггенбихлер (Австрия). Как и полоцкие преподаватели, они также активно используют анкетирование, которое позволяет оперативно вносить коррективы в процесс обучения. Оба спикера отметили высокий уровень организации форума и важность работы, которую проводит Полоцкий государственный университет.

Маркус Штайнмайр

Сильвия Гуггенбихлер

С докладами на тему анкетирования студентов выступили представители юридического факультета ПГУ – старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Павел Соловьев и студент Егор Гололобов (группа 16-ПР-3). Спикеры поделились своим опытом и советами по более эффективной организации этой работы.

Участники форума

Следующим этапом форума стал воркшоп по разработке анкеты для студентов. Участники разделились на шесть групп, каждая из которых подготовила свой вариант опросника, представленный позже в ходе их общей презентации. Наиболее удачные идеи войдут в общую анкету, широкое использование которой начнется уже с начала следующего учебного года.

Воркшоп по разработке анкеты для студентов

Маркус Штайнмайр

Работа в группах

Работа в группах

Ольга Викторовна Журавская

Работа в группах

Работа в группах

Во второй день форум переместился в Полоцкий коллегиум. На этот раз в центре внимания оказались вопросы, связанные с оценкой успеваемости студентов и диагностикой компетенций для обеспечения качества обучения. Программу дня открыла демонстрация видеороликов, в которых преподаватели высших учебных заведений различных типов – от муниципального колледжа до классического университета – из Швеции и Соединенных Штатов Америки рассказали о формах контроля знаний студентов, которые применяются в их вузе.

Демонстрация видеороликов

Зарубежные гости форума

Особое внимание участников форума привлекло разнообразие шведского опыта проведения экзаменов. С одной стороны, в Стокгольмском университете итоговая форма контроля знаний может, по желанию преподавателя, проходить удаленно – экзаменационные работы студенты выполняют дома, а с другой – существует достаточно распространенная практика шифровки экзаменационных ответов и видеофиксации процесса сдачи устного экзамена в аудитории.

После короткого обмена мнениями по поводу увиденного мероприятие продолжилось докладами европейски экспертов, представлявших зарубежные вузы-партнеры ПГУ. Профессор Университета Дуйсбург-Эссен Маркус Штайнмайр рассказал о значении для формирования эффективной системы обеспечения контроля качества обучения формирования надежных каналов связи между университетом и его выпускниками. Изучение профессиональных достижений и карьерного роста бывших студентов (Tracer Studies) может позволить скорректировать существующие учебные программы и планы, чтобы готовить для общества востребованных специалистов, а не безработных.

Профессор Маркус Штайнмайр

Профессор Высшей школы педагогики Каринтии (г. Клагенфурт, Австрия) Сильвия Гуггенбихлер ознакомила с австрийской системой оценки знаний студентов. Большой интерес и последующее обсуждение вызвал рассказ о том, какой сложный отбор при поступлении в вуз нужно выдержать будущим педагогам в Австрии. Так, в частности, кроме естественных требований к знаниям, полученным в средней школе, они должны продемонстрировать как психологическую готовность к профессии, так и определенные спортивные и музыкальные способности. В случае отказа абитуриенту в приеме в один педагогический вуз, он уже не сможет рассчитывать на поступление в другой. Такая высокая планка требований к будущим педагогам – людям, формирующим поколения будущего, – нашла полное понимание со стороны участников форума.

Сильвия Гуггенбихлер

Профессор Университета прикладных наук Эмден-Леер (Германия) Юхо Мякио напомнил присутствующим о шумовой модели коммуникации К. Шеннона – У. Уивера. Как и для любого другого процесса передачи информации, в процессе обучения принципиальное значение приобретает минимизация «шума», препятствующего или искажающего прохождение сигнала от коммуникатора к адресату. В своей преподавательской работе профессор стремится постоянно получать обратную связь от обучающихся. Так, например, после каждого своего занятия несколько минут он отводит на то, чтобы студенты, естественно, на условиях анонимности кратко перечислили усвоенное и непонятное. Это позволяет чутко реагировать на потребности студенческой аудитории и добиваться большей результативности процесса обучения. Профессионализм, помноженный на энергию и талант рассказчика, которые в ходе своего выступления продемонстрировал профессор Ю. Мякио, не оставляют сомнений: его студенты получают не только крепкие знания, но и удовольствие от общения с мудрым и добрым наставником.

Форум в Полоцком коллегиуме

В заключительном докладе форума Фернанду Гаспар, профессор факультета гражданского строительства Политехнического института г. Лейрии (Португалия), представил систему оценки успеваемости и диагностики компетенций студентов в своем вузе, а также выделил определенную специфику форм контроля знаний, используемых на технических специальностях.

Фернанду Гаспар

Выступление зарубежных участников форума вызвало живой отклик со стороны преподавательской аудитории: прозвучало немало вопросов, давались различные оценки, началось неформальное общение между коллегами и в зале, и – уже по окончании мероприятия – за его пределами. Завершился форум воркшопом «Педагогическое мастерство преподавателя вуза», который провел Юхо Мякио.

Участники форума

Участники форума были рады поделиться своими соображениями по поводу услышанного и не скрывали своего удовлетворения как самим мероприятием, так и Международной неделей – 2019 в целом.

М. Штайнмайр, эксперт миссии ТАМ Европейского Союза, профессор Университета Дуйсбург-Эссен (Германия): «Для меня очевидно, что вы в ПГУ начинаете поднимать систему обеспечения качества обучения на новый уровень. Доказательством тому могут служить доклад, сделанный преподавателем юридического факультета Павлом Соловьевым, и рекомендации по проведению анкетирования студентов, разработанные Егором Гололобовым. Это замечательно! Путь к намеченной цели может оказаться не самым легким. Но нужно набраться терпения и работать – за один день изменения целой системы добиться невозможно.

Международная неделя, проходящая в ПГУ, имеет огромное значение. Без таких контактов невозможно узнать друг друга, понять культурные особенности партнеров. Нельзя, например, говорить о какой-то универсальной культуре делового администрирования. Повсюду она сильно окрашена местной культурно-исторической спецификой. Сегодня, например, в ходе обсуждения мы слышали ссылку на опыт из советского прошлого. И это естественно. Мы должны понимать, что и система обеспечения качества обучения должна быть обязательно адаптирована к местным условиям, а не слепо перенесена извне».

А.С. Боа-Вентура, начальник отдела международных связей Политехнического института г. Лейрии (Португалия): «Я не специалист в области обеспечения качества обучения. Но на проходящем форуме с удовлетворением отметила для себя, насколько университетам полезно проводить у себя такие международные недели и знакомиться с богатым опытом коллег из разных стран мира.

Я думаю, сегодня международные недели проводит подавляющее большинство европейских университетов. У нас, например, есть уже более чем десятилетний опыт в этом деле. В мою бытность начальником отдела международных связей «худший» показатель по числу зарубежных участников – 60 человек. Я горжусь этим!

А.С. Боа-Вентура

Собственно говоря, у нас проводится не только Международная неделя (International Week), которую мы используем для продвижения Политехнического института г. Лейрии. Есть также Международная открытая неделя для сотрудников (International Open Staff Week), в ходе которой мы проводим различные тематические семинары.

Нам приходится устраивать два таких больших мероприятия, поскольку ежедневно к нам приходит примерно по пятьдесят писем, в которых зарубежные коллеги выражают желание посетить наш институт. Разработать для них отдельные программы пребывания было бы почти невозможно. Некоторые подразделения достаточно закрыты, а на некоторых, должна признаться, не говорят по-английски. Проведение Международной недели и Международной открытой недели для сотрудников позволяет отделу международных связей вести работу с зарубежными партнерами более целенаправленно и эффективно.

Оценивая вашу Международную неделю, хочу отметить высокий уровень ее организации. К сожалению, не все потенциальные ее участники смогли приехать сюда. Условия, созданные для иностранных гостей, забота со стороны Сергея Пешкуна, сотрудников его отдела и других коллег из ПГУ заслуживают самых искренних слов благодарности!»

А.А. Козлов, заведующий кафедрой высшей математики ПГУ: «Преподавателя постоянно волнует вопрос о качестве преподавания: как студент понял его дисциплину; где сам недоработал, что-то упустил; как улучшить усваиваемость материала и успеваемость студентов, не уменьшая при этом объема изучаемого и не упрощая его.

Данный форум предоставил нам один из возможных инструментов решения данного вопроса – анкетирование студентов. Опытные преподаватели из зарубежных вузов показали, как они пользуются им при определении качества и эффективности преподавания. Полученные сегодня знания, надеюсь, помогут нашим преподавателям сформировать собственные критерии и формы контроля качества обучения в ПГУ».

П.А. Резкин, заместитель декана финансово-экономического факультета ПГУ: «Мероприятие поражает своей организованностью и масштабом, в том числе обеспеченным его зарубежными участниками. Обеспечение качества обучения – важная задача, стоящая перед университетом. Я очень рад, что мы обсуждаем пути создания ее эффективной системы и, что еще важнее, начинаем целенаправленно работать над практической реализацией смелых идей».

А.А. Емельянов, ассистент кафедры экономики ПГУ: «Мне очень понравилось! Наши иностранные гости, преподаватели и даже студент ПГУ дали всем обильную пищу для размышления. Было очень любопытно познакомиться с зарубежным опытом функционирования системы обеспечения качества обучения, пообщаться с экспертами и услышать их мнение по актуальным для любого преподавателя вопросам.

Я никогда прежде не проводил анкетирование студентов. В отличие от Павла Витальевича Соловьева, выступавшего с интересным докладом о своем опыте чтения курса по общей теории права, у меня как ассистента кафедры пока еще нет стабильного списка преподаваемых дисциплин. Поэтому мне было бы трудно проследить динамику собственного профессионального развития на основе учета результатов анкетирования студентов. Но я обязательно постараюсь использовать возможность установить эффективную обратную связь со студентами, чтобы лучше разобраться в своих слабых сторонах, увидеть ошибки, а затем устранить их для обеспечения более высокого качества обучения».

О.А. Емельянчик, доцент кафедры истории и туризма ПГУ: «На маю думку фармат правядзення мерапрыемства абсалютна сучасны і камфортны для яго ўдзельнікаў, ёсць магчымасць свабодна выказваць свае думкі. Безумоўна, абмеркаванне такой важнай праблемы, як паляпшэнне сістэмы кіравання якасцю студэнтацэнтраванага навучання, надзвычай актуальнае. Абмен вопытам паміж выкладчыкамі нашага ўніверсітэта і азнаямленне з досведам замежных калег, якія ўжо даўно працуюць ва ўмовах Балонскага працэса, будзе вельмі карысным і стане выдатным стымулам для развіцця і самаўдасканалення.

Я ўжо спрабавала праводзіць апытанне студэнтаў, але, шчыра кажучы, у вельмі прымітыўных формах. Стараюся падтрымліваць жывы кантакт з маёй аўдыторыяй і уважліва прыслухоўвацца да студэнцкіх меркаванняў. Але, упэўнена, больш прадуманае, дэталёвае і мэтаскіраванае апытанне будзе варта зрабіць. Гэта пойдзе на карысць адукацыйнаму працэсу».

А.Ф. Оськин, доцент кафедры технологий программирования ПГУ: «Вопросы, которые поднимаются сегодня, очень важны. Меня прежде всего интересовало использование нашими зарубежными партнерами big data mining – глубинного анализа больших объемов данных – для управления образовательным процессом; использование технологий интеллектуального анализа образовательных данных. Необходимых ресурсов для этого, как мы слышали, нет пока и у наших партнеров. Думаю, сегодняшний форум даст толчок для дальнейшей работы в области управления обеспечением качества студентоцентрированного обучения».

И.А. Антипова, старший преподаватель кафедры славянской филологии ПГУ: «В современном и постоянно изменяющемся мире преподаватель, для которого важна профессиональная репутация, должен быть, говоря молодёжным языком, в тренде. Подобные мероприятия мотивируют нас к самосовершенствованию и повышению качества учебного процесса, причем во всех его направлениях. Участвуя ранее в февральском воркшопе, открыла для себя проектный метод, именно его практическое применение. Совместно со студентами мы создали, на мой взгляд, интереснейший проект «Никнеймы в современной антропонимической системе». Мы изучали социальные сети и компьютерные онлайн-игры, анализируя, как называют себя люди в виртуальном пространстве. Ребята самостоятельно изучали теоретический материал по данной теме, проводили анкетирование своих друзей, расспрашивали о никнеймах знакомых, интересовались мотивацией выбора «ника», систематизировали полученные данные. Это была увлекательная и интересная работа с хорошим результатом: студенты с удовольствием выучили теорию по данной теме и успешно показали её применение на практике.

И.А. Антипова

Сегодняшнее мероприятие посвящено актуальной и тревожащей каждого преподавателя теме «Система обеспечения качества обучения». Прежде всего, интересно было узнать опыт коллег из международных университетов, услышать непосредственно мнение самих студентов, поучаствовать в обсуждении наиболее животрепещущих вопросов по данной теме. Здорово, что процесс получился партнёрским. Я всерьез задумалась о проведении анкетирования среди своих студентов. Разделяю точку зрения коллег, которые сегодня подчеркивали: мы, преподаватели, часто видим себя только с одной стороны, оценка студентов – это обратная сторона, порой совсем не соответствующая собственным представлениям. Невольно вспоминается оригинальная книга Брендана Венцеля «Все видели кота», получившая множество престижных премий и удивляющая моих студентов на занятиях. Красочно и доступно эта иллюстрированная история объясняет, как живые существа, в том числе и мы, по-разному видим одинаковые вещи.

Итогом моего участия стала следующая собственная установка: готова менять себя для того, чтобы мои занятия становились более эффективными и с точки зрения преподавания, и с точки зрения содержания учебного материала».

Ю. Мякио (Университет прикладных наук Эмден-Леер, Германия): «Мне трудно оценивать прошедший сегодня семинар. Лично я сделал все, что мог: представил проблему так, как я ее понимаю; ответил на заданные мне вопросы. Надеюсь, мое выступление оказалось полезным для присутствовавших в зале. Но об этом лучше спросить их самих.

Ю. Мякио

Обратил внимание на ролик, записанный преподавателем Стокгольмского университета. Использование на экзамене видеокамеры для съемки хода экзамена, как и шифровка экзаменационных работ студентов, показались мне очень интересной практикой. Это дает возможность обеспечить более справедливую оценку результатов обучения. В нашем университете такого еще нет. Был любопытный рассказ об использовании в преподавании Фейсбука. Я раньше об этом только где-то читал, а сейчас убедился в том, что кто-то действительно успешно работает в этой социальной сети».

Е.В. Андрейчик, старший преподаватель кафедры истории и туризма ПГУ: «Мерапрыемствы, якія ў межах Міжнароднага тыдня праходзяць ўчора і сёння, вельмі патрэбны! Я і адказваючы на пытанні анкеты пазначыла, што трэба рэгулярна абмяркоўваць такія актуальныя праблемы. Надзвычай карысна было таксама азнаёміцца з вопытам калег з еўрапейскіх універсітэтаў, якія расклалі для нас па палічках свае падыходы да забеспячэння якасці навучання, ацэнкі паспяховасці студэнтаў і дыягностыкі іх кампетэнцый.

Учора пад час воркшопа мы плённа папрацавалі са студэнтамі, складаючы анкету. У першую чаргу, прыслухоўваліся да іх інтарэсаў і меркаванняў. Гэтае ўзаемадзеянне аказалася плённым: наша група прапанавала готовы рабочы варыянт анкеты. Магчыма, яна нават будзе выкарыстоўвацца ў якасці дзеючага апытальніка.

Сёння таксама было вельмі цікава. Аўдыторыя дакладна не сумавала! Было шмат пытанняў. Думаю, гэта станоўчы вопыт не толькі у маштабах нашага ўніверсітэта, але і ўсёй беларускай вышэйшай адукацыі. Дзякуй вялікі арганізатарам за выдатную ідэю правядзення такіх мерапрыемстваў і яе паспяховае ўвасабленне!»

Ю.Л. Приколотина, заведующая кафедрой криминалистики ПГУ: «За то время, которое я работаю в ПГУ, я не помню такой серии масштабных мероприятий с участием иностранных гостей, как в ходе проходящей Международной недели. Глядя на состав зарубежных участников, я сделала для себя вывод, что личные контакты с коллегами – самая действенная форма взаимодействия. Нам нужно больше бывать за рубежом, знакомиться, обмениваться идеями, разрабатывать и реализовывать проекты.

Понравилась организация мероприятий, избранный формат. Вчера мы привлекли к участию в форуме студентов – им было очень приятно. В ходе дискуссий всплывали общие проблемы и варианты их решения. Хотелось бы надеяться, что разумные идеи будут использованы в разработке системы обеспечения качества обучения. Для более плодотворной работы в воркшопе объективно не хватило времени, а где-то и уровня владения языком членами команды.

С другой стороны, заниматься обеспечением контроля качества обучения должны специально обученные люди. Об этом как раз говорил и немецкий эксперт Маркус Штайнмайр. Взять, например, созданный не так давно у нас в вузе отдел дизайна и управления брендом, чьими услугами все мы пользуемся. Своими силами в подразделениях обеспечить такой высокий уровень визуализации просто нереально. Везде должны работать профессионалы. В любом случае, дан хороший старт, а разработка анкет для студентов – это процесс долгий.

Сегодня мы обсуждали еще один блок важных вопросов, которые корреспондируют с тематикой вчерашнего обсуждения. Обеспечение контроля качества для студентоцентрированного обучения, с одной стороны, и оценка успеваемости студентов и диагностика компетенций, с другой, – неразрывно связаны между собой. Было интересно узнать, как оценивают знания студентов коллеги в Западной Европе и США. Кое-что из услышанного мы уже знаем и используем, но в целом, особенно для наших молодых преподавателей, полученная информация даст обильную пищу для размышлений. Хотелось бы обсудить поднятые вопросы более обстоятельно, например, в рамках мастер-классов».

Владимир Филипенко, Анна Нанос
Фото: Полина Евстратова

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie