Существует мнение, что наука – это неинтересное и совсем непопулярное занятие среди молодежи. Но как мы видим, каждый год студенты активно включаются в научную работу, участвуют в различных конференциях, предлагают новые инновационные решения и идеи. Мы задали несколько вопросов про студенческую науку проректору по научной работе Полоцкого государственного университета Юрию Петровичу Голубеву и готовы рассказать, почему стоит заниматься наукой современному студенту.

nauka neslojno 11

Наука – это интересно?
Я в корне не согласен с мнением тех, кто считает, что наука – это неинтересно. Это сформированное предубеждение. Так думают люди, которые никогда не прикасались к науке и не представляют, что это такое. Наука – это очень интересно. Смысл научной деятельности – открытие и познание закономерностей и явлений, создание нового научного продукта. Это может быть материал, программа, алгоритм – всё, что угодно. Но ключевое слово здесь – новое. Когда начинаешь заниматься наукой, понимаешь, что это очень интересно.
nauka neslojno 1
Какую роль наука играет в университете?
Университет – это учебное заведение, в котором учебный процесс должен обязательно сопровождаться элементами научной деятельности. Преподаванием здесь занимаются ученые – люди, которые непосредственно связаны с наукой, делают открытия, получают новые знания, которыми потом делятся со своими учениками. Сегодня так работает весь мир. Наш университет – не исключение. В ПГУ мы стремимся использовать все возможности для того, чтобы вовлечь студентов в науку. Без этого подготовка современного специалиста невозможна.
nauka neslojno 2
Почему заниматься наукой важно для студента?
Главная задача для молодого человека в университете – стать специалистом и получить диплом о высшем образовании. Но диплом совсем не определяет качество специалиста. Ценность выпускника повышают способности, компетенции и качества, которыми обладает конкретный человек.
В университете молодого человека обязаны обеспечить базовыми знаниями и навыками, на это направлены учебный план, состав и содержание учебных дисциплин. Однако очень важны и другие метапредметные компетенции, которые формируются в результате научной деятельности. Это прежде всего способность к анализу, критическому мышлению, креативу, поиску нестандартных решений. Я считаю, что это очень важно, если человек хочет прогрессировать в своей профессиональной деятельности и быть востребованным в течение всей жизни. Если студент хотя бы немного прикоснется к тем принципам и методам, которые используются в науке, то получится специалист совершенного другого уровня, который будет в большей степени подготовлен к решению нестандартных задач.
В нашем университет студент может проявить себя в любой области. Учась на технической специальности, можно заниматься наукой гуманитарного направления, и наоборот. Конечно, большинство студентов, которые занимаются наукой, выбирают ту область, которая связана с их будущей профессией. Все исследования и проекты, которые были выполнены студентом за время обучения, можно указать в резюме – и работодатель уже будет совершенно другими глазами смотреть на вас. Сегодня это очень ценится.
nauka neslojno 3
Есть ли разница между молодым и уже сложившимся ученым?
Практически невозможно провести грань: молодой ученый или сложившийся. Думаю, главное отличие в том, что изначально молодому человеку в силу отсутствия нужного научного опыта трудно увидеть то направление, в котором нужно работать. Ему необходимо помочь найти проблему, перспективное направление, в котором можно приложить свои усилия. Сложившийся ученый, обладая нужным опытом, способен уже самостоятельно работать, находить проблемы и эффективно решать их. Он может подсказать, поделиться своим опытом в решении того или иного вопроса. В этом заключается основная роль научного руководителя, который есть у каждого студента и молодого ученого. Конечно, в мире есть ученые-одиночки. Это гении, вокруг которых, как правило, складываются новые научные школы. Но в любом случае момент передачи опыта, своих идей и взглядов очень важен в науке.
nauka neslojno 4
Существует мнение, что студенческая наука – это пересказ уже изученного, а не создание нового. Так ли это на самом деле?
Наука – это всегда про что-то новое. Но любому новому нужен фундамент. Невозможно просто посмотреть на потолок и сказать: «Вот так будет!». Во-первых, можно повторить результаты, которые получили до тебя, а это уже не наука. Во-вторых, нужно глубоко изучить и проанализировать, что уже существует, какие закономерности установлены. Не стоит пренебрегать тем, что общепризнано. Это базис, на котором строится любая научная работа. Это не просто посмотреть на то, что было, и пересказать. Это систематизация, классификация, сравнение. Важно, прежде всего, построить систему у себя в голове. Результат получается только тогда, когда человек проникся вопросом, изучил историю его исследования, чтобы не повторить уже полученные результаты, и только потом предложил свое решение.
nauka neslojno 5
Как мотивировать студентов?
Хотелось бы, чтобы была внутренняя мотивация, она самая эффективная. А здесь нужно понимание, почему это важно для студента. Одни считают, что это скучно и ненужно, у других срабатывает психологический барьер, присутствует боязнь, в какой-то степени лень. Поэтому всеми возможными способами нужно помогать студентам преодолевать эти барьеры и вовлекать в эту деятельность, а это уже внешняя мотивация. И она тоже работает. Тут важна роль научного руководителя, который может мотивировать студента и помочь ему выбрать правильное направление.
nauka neslojno 6
Что нужно студенту ПГУ, чтобы заниматься наукой?
Первое, нужно не бояться и откликаться на призывы преподавателей участвовать в научной жизни. Второе, необходимо найти направление, в котором студенту будет интересно получить свои первые научные результаты. Не стоит откладывать далеко. Желательно, уже с первого курса начать потихоньку присматриваться, какие дисциплины ближе по душе. Всегда можно напрямую обратиться к преподавателям, заведующему кафедрой – и вам подскажут, направят к специалисту, который сможет вам помочь. На каждой кафедре у нас есть научные кружки, в которых молодые люди под руководством опытных специалистов занимаются решением вопросов, связанных с направлением кафедры и конкретных специальностей. На факультетском уровне это всё объединяется в научные сообщества.
Когда выбрано направление, определена проблема, можно представить свои результаты на конференции. В нашем университете проходит традиционная весенняя студенческая конференция, которая позволяет вовлекать в научную деятельность студентов абсолютно всех курсов и специальностей. По ее итогам формируется пакет работ, которые могут быть представлены на ежегодном Республиканском конкурсе научных работ студентов. После конференции лучшие результаты публикуются в нашем сборнике «Труды молодых специалистов ПГУ». Также можно опубликовать свои наработки и в других научных изданиях.
nauka neslojno 7
Осенью это всё оформляется в работу, к которой прилагаются публикации, и представляется на Республиканский конкурс научных работ студентов. Наш университет традиционно в этом конкурсе показывает очень хорошие результаты и по количеству работ, представленных на конкурс, и по количеству работ, получивших категории по его итогам.
Помимо республиканского конкурса, есть и другие, в которых наши студенты принимают активное участие и привозят награды. Например, экономисты показывают хорошие результаты во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ, который традиционно проходит в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете. Наши молодые ученые активно участвуют в конкурсах, выставках и конференциях по тематике нефте-газопереработки в Уфе, Москве, Казани. И таких примеров множество.
Далее молодой человек может продолжить работу над выбранной темой или попробовать себя в новом направлении, если вдруг он чувствует, что это не его. Такое тоже бывает, и в этом нет никакой трагедии. Если же студенту это действительно нравится, и он хочет дальше развиваться в сфере науки, можно продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре, совмещая научную деятельность с преподаванием.
nauka neslojno 8
Какие научные направления популярны среди студентов ПГУ?
Выделить одно направление невозможно. Всё зависит от специальности и кафедры. Наверное, по качеству работ стоит отметить кафедру учета, финансов, логистики и менеджмента, психологическую школу, зарождающуюся под руководством профессора Ирины Николаевны Андреевой. Традиционно хорошие результаты показывают наши студенты IT-специальностей, машиностроители, химики. Регулярно сенсационные результаты получают наши студенты специальности “История” и участники археологического отряда. И это далеко не все направления, в которых студенты проявляют себя.
nauka neslojno 9
Какие интересные проекты были реализованы студентами ПГУ в рамках научной деятельности?
Многие студенты, которые уже показывают свои результаты в науке, принимают участие в работе научных коллективов и проектов, которые реализуются совместно с нашими партнерами. Ребята работают над решением очень важных задач, связанных непосредственно с их специальностью. Наиболее яркий пример прошлого года – участие наших студентов в создании Центра безопасности в г. Новополоцке. Они реализовали ряд проектов для конкретных опасных ситуаций, которые изучаются в этом центре.
nauka neslojno 10
Почему не нужно бояться идти в науку?
Не нужно думать, что наука – это сложно, недоступно и неинтересно. Начиная с малых шагов, можно достичь хороших результатов. Всё реально, главное – начать. Если молодой человек видит, что это не его, или что-то не получается, всегда можно попробовать себя в новом направлении. Наши опытные преподаватели и ученые готовы помогать студентам, и эту возможность нужно обязательно использовать. Мы хотим, чтобы аспирантов, ученых, подтвердивших свой статус становилось больше. Мы стараемся делать для этого всё возможное. Но основы закладываются в студенчестве. Участие в научной жизни вовсе не означает, что вам предопределен единственный путь – остаться в университете, заниматься преподаванием и наукой. Яркий пример тому – Петр Николаевич Шимукович, генеральный директор Миорского металлопрокатного завода, доктор технических наук, изобретатель, автор книг и статей в различных технических сферах, в том числе по ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Если молодой человек сделает выбор в пользу университета, мы будем только рады. Но повторюсь, это далеко не единственная возможность. Вы по-прежнему будете открыты для внешнего мира, но в этом мире вы будете иметь совершенно другую ценность как специалист, а это главное.

Беседовала Марина Белоусова
Фото: Полина Косаревская

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie