13 сентября 2017 года в Полоцком государственном университете прошло заседание Совета ректоров учреждений высшего образования Витебской области, в ходе которого состоялось обсуждение проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О научной деятельности» и Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Руководители учреждений высшего образования области

В работе Совета ректоров приняли участие руководители учреждений высшего образования области:

  • Николай Иванович Гавриченко (Витебская государственная академия ветеринарной медицины);
  • Алексей Владимирович Егоров (Витебский государственный университет имени П.М. Машерова);
  • Андрей Александрович Кузнецов (Витебский государственный технологический университет);
  • Анатолий Тадеушевич Щастный (Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет), Член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству;
  • Дмитрий Николаевич Лазовский (Полоцкий государственный университет) – председатель Совета ректоров учреждений высшего образования Витебской области.

В заседании также участвовали члены ректората ПГУ – проректор по учебной работе Денис Владимирович Дук, проректор по научной работе Дмитрий Олегович Глухов и проректор по воспитательной работе Павел Васильевич Коваленко.

После краткого вступительного слова Д.Н. Лазовского заседание продолжил Д.В. Дук, в своем докладе представивший проект решения Совета. Характеризуя актуальность внесения изменений и дополнений в Кодекс об образовании, Денис Владимирович отметил: «Действует Кодекс об образовании с 1 сентября 2011 года. Но практически с момента его вступления в силу стала очевидной необходимость его доработки. В частности, некоторые важные нормы прописаны в нем недостаточно четко, а некоторые, где проявляется специфика университетов, специальностей или кафедр, жестко зарегулированы. Для учета практики применения нового Кодекса Министерство образования организовало работу по его мониторингу. В результате Кодекс был доработан и вынесен на обсуждение в феврале текущего года».

Д.В. Дук

Докладчик подробно остановился на некоторых существенных пробелах законодательства и представил предложения по его оптимизации. В заключении Д.В. Дук подчеркнул: «В целом в новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании по-прежнему сохранен излишне детализированный подход к регулированию образовательных отношений. Хотелось бы видеть этот документ как определяющий концептуальные подходы к развитию системы образования на средне- и долгосрочную перспективу с учетом приоритетов социально-экономического развития нашей страны и мировых тенденций».

Работа Совета ректоров

В ходе последовавшего далее обсуждения доклада, ректоры и представители ректората ПГУ обменялись мнениями по наиболее существенным проблемам существующего Кодекса об образовании и согласовали окончательный вариант документа, который будет представлен в Республиканский совет ректоров.

Анатолий Тадеушевич Щастный

Программа пребывания руководителей учреждений высшего образования Витебщины в нашем университете не ограничилась заседанием Совета. Ректоры имели возможность ознакомиться с некоторыми достопримечательностями всех учебных площадок ПГУ: совершили экскурсию по Полоцкому коллегиуму, посетили лабораторию компьютерного моделирования и быстрого прототипирования, побывали в Центре дошкольного детства и инновационных технологий развития «УНИВЕРик», социально-торговом комплексе «Перекресток» и современном Региональном учебно-научно-практическом Юридическом центре.

В Центре дошкольного детства и инновационных технологий развития «УНИВЕРик»

Лаборатория компьютерного моделирования и быстрого прототипирования

Перед заседанием Совета Д.Н. Лазовский и в недавнем прошлом декан юридического факультета, а сегодня ректор Витебского государственного университета, А.В. Егоров пообщались с представителями местных СМИ.

Д.Н. Лазовский: «В мою бытность ректором, а я возглавляю ПГУ уже 14 лет, Совет ректоров существовал, но не работал. Сейчас сфера образования переживает обновление. И Республиканский совет ректоров активно действуют, и областные советы включаются в работу. Один из них, на нем представлены все ректоры учреждений образования Витебской области, и принимает сегодня наш университет. Цель нашей встречи – обсуждение Кодекса об образовании. Нужно сделать так, чтобы он действительно помогал решать сложные вопросы, стоящие перед нашим образованием. Об этом на Республиканском педагогическом совете говорил и Глава государства.

Дмитрий Николаевич Лазовский

Для нашего университета актуален целый ряд вопросов. Один из них касается градации университетов на национальные, ведущие и так далее. Международный опыт показывает, что лучшие университеты мира располагаются не в столицах. Но проект изменений в действующий Кодекс предусматривает «назначение», не всегда заслуженное, столичных вузов в разряд избранных. С другой стороны, мы поддерживаем предложение существенно снизить нижний порог количества студентов в учебной группе. Сегодня вести штучную подготовку специалистов в группе из не менее двадцати человек, как это требует Кодекс, в некоторых случаях практически невозможно».

А.В. Егоров (ВГУ им. П.М. Машерова): «Речь сегодня пойдет не о самом Кодексе об образовании, он принят и действует уже достаточно давно, а о концептуальных изменениях в системе подготовки кадров в республике. Мы сегодня должны выразить свое отношение к тем новшествам, которые заложены в проекте изменений в Кодекс. Они касаются трехуровневой системы подготовки кадров, определенной степени автономии университетов, а также проблем, связанных с финансированием вузов. Это как раз и есть те три главных момента, на которые нам следует обратить внимание.

Что касается самой оценки Кодекса и его действия, то он достаточно апробирован на практике. Сложились условия для внесения концептуальных изменений. Этот процесс достаточно долгий. Нельзя сегодня принять Кодекс, а завтра вносить в него изменения. Это порочная практика! Дать возможность высказаться, в частности, по тем трем проблемным вопросам, которые я обозначил, и призвано региональное заседание Совета ректоров Витебской области. Есть Республиканский совет ректоров, есть рабочие комиссии, работавшие над проектом изменений в Кодекс, государственные органы, которые согласовывают каждый на своем уровне то или иное положение или статью Кодекса. Работа эта еще будет продолжаться, но уже пора в ней ставить точку! Общество ждет, когда же эти изменения, наконец, будут внесены, пойдем ли мы на изменения в сторону трехуровневого образования или нет.

Алексей Владимирович Егоров

Нормативный документ, когда он принимается, уже отражает определенное состояние взаимоотношений членов общества. Кодекс принимался не на голом месте. То, что возникла потребность во внесении изменений, это проявление влияния Болонского процесса на систему национального образования. Мы в определенной мере соглашались с дорожной картой Болонского процесса, в какой-то степени мы что-то не принимали, но нормативно-законодательно этот процесс дискуссии еще не завершился. В любом случае, Кодекс должен определить, как мы будем жить дальше.

Что касается концептуальных положений, я думаю, что и в финансовом плане, и в организационном вузам должно быть предоставлено больше самостоятельности. Это касается и набора студентов, и распоряжения финансовыми средствами, и других моментов, которые касаются жизнедеятельности учреждений высшего образования. Ректор несет ответственность за деятельность вуза по всем направлениям. И уж если он принимает на себя эту ответственность, то, наверное, должна быть и какая-то определенная амплитуда свободы в решении тех или иных вопросов.

Например, сегодня мы поставлены перед фактом обязательного наличия не менее 20 человек в каждой группе. Остальные группы считаются некомплектными, и их функционирование осуществляется по решению Министерства финансов. Такого быть не должно! Если вуз чувствует свою финансовую силу и берет на себя определенные финансовые обязательства по функционированию некомплектных групп, то, наверное, ректору нужно дать больше свободы в этом отношении. Только ректор и вуз знает, каких студентов, в каких группах и как готовить. Говоря о Витебском государственном университете имени П.М. Машерова, мы имеем ряд групп, в которых учатся по пять студентов. Это, например, китайские граждане, которые изучают дисциплины в сфере искусства или дизайна. Нормативные документы, к сожалению, ставят нас в очень узкие рамки. И это один из немногих примеров того, как ограничивается деятельность учреждения высшего образования и его ректора».

Владимир Филипенко

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie