Алехнович Глеб Васильевич
Алехнович
Глеб Васильевич
Выпускник Полоцкого кадетского корпуса (1904 г.)

Алехнович
Глеб Васильевич


Штабс-капитан, пионер русской авиации, обладатель российских авиационных рекордов.

Образование

После окончания в 1904 г. Полоцкого кадетского корпуса обучался в Константиновском артиллерийском училище в Петербурге.

Военная служба и достижения в авиации

Летом 1910 г. артиллерийский поручик Алехнович научился летать на планере. В конце октября 1910 г. прошел первоначальное обучение в Севастопольском аэроклубе. К этому времени в России появились первые офицерские авиационные школы. Однако попытка поступить в них принесла Глебу Алехновичу глубокое огорчение: и в Севастополе и в Гатчине он не смог скрыть дефекта своего зрения – близорукости. С трудом ему удалось уговорить командование Гатчинской школы оставить его. Алехновичу была предоставлена возможность летать только в качестве ученика-наблюдателя и строго запрещалось прикасаться к ручке управления, хотя он уже давно самостоятельно постиг лучше многих учеников-пилотов теорию вождения самолетов и устройство авиационных моторов.
Мечте о самостоятельных полетах помог сбыться случай. На Гатчинском аэродроме Глеб Алехнович подружился с молодым инженером Я.М. Гаккелем, испытывавшим здесь самолеты своей конструкции. Однажды (это было в июле 1911 г.) Гаккель разрешил ему сделать на самолете «Гаккель-VI» пробный полет. К удивлению присутствовавших на поле, Алехнович с первого же раза отлично взлетел, выполнил круговой полет и сел, а через три дня Всероссийский аэроклуб присудил летчику-самоучке диплом пилота-авиатора. Впоследствии он был единственным русским летчиком, носившим очки.
В августе 1911 г., спустя месяц после получения пилотского диплома, Глеб Алехнович стал победителем авиационных состязаний. Его полеты из аэродрома Гатчины в Царское Село, оттуда в Красное Село и обратно были первыми междугородними перелетами в России. В сентябре того же года на биплане Гаккеля он пять раз подряд совершил перелет Санкт-Петербург–Гатчина, сделав в общей сложности 200 километров.
По окончании 2-ой Международной выставки воздухоплавания в Москве в мае 1912 г. Алехнович побил всероссийский рекорд высоты, поднявшись на самолете «Гаккель-VIII» на 1350 метров. Тогда же он (близорукий пилот!) поразил москвичей своей отвагой и высоким мастерством, совершив беспримерный ночной полет, ориентируясь на пламя бензина, подожженного на летном поле.

Работа летчиком-испытателем

Глеб Васильевич Алехнович подал в конце 1912 г. в отставку от службы в Русской императорской армии и стал работать летчиком-испытателем в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода. Проводил испытания гидросамолетов С-5а и С-10 «Гидро», был одним из первых пилотов, испытывавших тяжелые многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец».
В мае 1913 г. Алехнович на поплавковом гидросамолете, сконструированном авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода, далеко превзошел соперников, летавших на гидросамолетах иностранных фирм, и был удостоен приза Морского министерства. В июне на биплане отечественной конструкции он поднялся за 24 минуты на 3400 метров и вновь стал всероссийским чемпионом высоты. Этот рекорд, о котором много писалось в русских и иностранных газетах, поставил Глеба Алехновича в один ряд с выдающимися авиаторами мира.
Во время очередного конкурса военного ведомства осенью 1913 г. Алехнович вывел сконструированный Русско-Балтийским заводом биплан на первое место, уверенно опередив соперников. На этом же биплане в апреле 1914 г. он установил среди соотечественников рекорд продолжительности полета, продержавшись в воздухе 4 часа 56 минут 12,6 секунды и покрыв за это время около 500 километров, а в мае побил всероссийский рекорд высоты полета с пассажиром, поднявшись на 2100 метров.
Бьющая неутомимой энергией деятельность Г.В. Алехновича поистине не знала границ: он выступает на III Всероссийском воздухоплавательном съезде с докладом о задачах организованного при его участии профессионального союза русских летчиков; создает при Петербургском политехническом институте студенческий авиационный кружок и ведет там занятия; организует в Смоленске и Вязьме, а также в других городах России свои публичные полеты с целью пропаганды достижений русской авиации; помогает изобретателю первого в мире ранцевого парашюта РК-1 Г.Е. Котельникову получить от военного ведомства заказ на изготовление этих парашютов и т.д. Одновременно Глеб Алехнович упорно готовится к поступлению на механический факультет Санкт-Петербургского политехнического института, а став студентом, с головой уходит в учебу и всего за два-три месяца, работая летчиком-испытателем, успевает сдать 10 зачетов, в том числе по высшей математике, теоретической механике, физике и химии.

Участие в Первой мировой войне и конец жизни

В начале Первой мировой войны Алехнович был призван в армию и назначен командиром воздушного корабля «Илья Муромец-V», на котором совершил свыше 100 вылетов в созданной эскадре «муромцев». По его инициативе при эскадре организовали мастерские по созданию стрелкового и бомбардировочного вооружения. Свой самолет он превратил в «летающую лабораторию». В тяжелых фронтовых условиях в содружестве со стрелком-артиллеристом А.Н. Журавченко в этой «лаборатории» была успешно решена задача мощной сферической огневой защиты кораблей «Илья Муромец» от воздушного нападения противника. Теперь при встрече с русскими летающими богатырями вражеские самолеты обращались в паническое бегство.
Глеб Васильевич Алехнович выполнял самые ответственные задания по разведке и бомбардировке глубоких тылов противника. Параллельно обучал других летчиков в Летной школе Эскадры воздушных кораблей. «За отличия в делах против неприятеля» и проявленные при этом личное мужество и летное мастерство удостоен в 1915 г. боевых орденов Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом и Святой Анны 2-ой степени с мечами. Ранее получил орден Святого Станислава 3-й степени, а в 1916 г. орден Святого Станислава 2-ой степени с мечами. Был также пожалован орденом Святого Георгия 4-ой степени.
В 1917 г. Г.В. Алехнович установил очередной рекорд – рекорд грузоподъемности. На своем самолете «Илья Муромец» он поднял груз в 180 пудов (2948,4 кг).
После Октябрьской революции Глеб Васильевич перешел на сторону Советской власти. В марте 1918 г. добровольно вступил в Красную армию. Организовал на Русско-Балтийском вагонном заводе сборку «муромцев» и обучение полетам на них, принимал непосредственное участие в боевых действиях.
К осени 1918 г. в районе станции Эртиль под Липецком базировались несколько воздушных кораблей «Илья Муромец» авиации Красной армии. При их срочной переброске, проходившей в крайне тяжелых метеорологических условиях, управляемый Алехновичем самолет потерпел аварию по вине одного из членов экипажа. Так оборвалась жизнь выдающегося летчика-аса, пионера развития русской авиации и промышленности.
Друзья и боевые соратники проводили тело штабс-капитана Алехновича в Петроград и похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры вблизи могил первых русских летчиков-авиаторов.

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie