Изгнание Общества Иисуса было на руку Виленскому университету. Теперь он не только претендовал на безраздельное господство на землях бывшего ВКЛ в образовательной сфере, но и рассчитывал, по крайней мере, на часть имущества, ранее принадлежавшего иезуитам. В Министерство народного просвещения поступило предложение о создании на месте иезуитской академии светского юридического лицея, фактически юридического факультета Виленского университета, по образцу ярославского Демидовского лицея. Были подготовлены и другие проекты.
Однако Александр I решил распорядиться иезуитским наследием по-другому. Предложение Виленского университета не прошло по прозаической причине нехватки средств на содержание еще одного учебного заведения. В результате оно досталось другим монашеским орденам, которые могли возложить на себя груз финансирования школ на свои плечи.
Преемниками иезуитов в Полоцке стали монахи Пиарского ордена. Такой исход был для Виленского университета совсем не плох. Отношения между Вильно и пиарами были дружелюбными, а контакты — тесными. Среди преподавателей университета было немало их воспитанников. В ответ на просьбу пиаров поручить им преобразование бывших иезуитских училищ Научный комитет дал распоряжение Ордену организовать в Полоцке училище высших наук. 14 апреля 1822 г. это решение было утверждено императором. Уже в августе этого же года пиары получили бывший иезуитский храм, здания бывшей академии, библиотеки, кабинеты минералогии и физики.

Герб ордена пиаров

Герб ордена пиаров

1 сентября 1822 г. начались занятия в 4-х начальных классах Высшего пиарского училища, с 15 сентября — на старших курсах. Согласно уставу училище подразделялось на три отделения. Первое представляло собой подготовительный класс (или приходское училище). Второе состояло из четырех классов и приблизительно соответствовало уровню гимназии 2-го разряда. На третьем отделении было три годовых класса, которые назывались «курсы высших наук». На последнем этапе обучения преподавались более сложные дисциплины — не только типовые гимназические предметы, но и те, которые входили в программы лицеев или даже младших курсов университетов. Поэтому не нужно удивляться тому, что многие российские чиновники, посещавшие училище, находили его очень похожим на лицеи и писали о нем как о высшем учебном заведении. Занималось в Полоцком высшем пиарском училище свыше 200 человек.
Однако вскоре над пиарским училищем стали «сгущаться тучи». Вольнолюбивое студенчество и некоторые молодые преподаватели оказались замешаны в организации тайного общества, связанного с деятелями и организациями польского национального движения в Виленском университете. Возможно, установлению этих контактов поспособствовал Иоахим Лелевель (1786–1861), заместитель профессора истории Виленского университета, известный ученый (основатель романтической школы в польской историографии) и общественный деятель, который в 1822 г. приезжал в Полоцк с лекциями для учащихся и преподавателей училища.

Иоахим Лелевель

Иоахим Лелевель

В результате быстрого разбирательства в 1824 г. префект училищ Лашкевич, а также два преподавателя М. Бродович (всеобщая история и право) и К. Львович (естественная история) были вынуждены покинуть свои должности. Для недопущения дальнейшего распространения крамолы из Виленского университета в 1824 г. учебные заведения Полоцка вместе с другими учебными заведениями Витебской и Могилевской губерний были переведены из Виленского в Санкт-Петербургский учебный округ.
Но и эта мера не возымела должного действия. В 1826 г. в Полоцке стали появляться листовки революционного содержания. По этому делу был арестован 17-летний юноша, третьеклассник училища Осип Добашинский. Для пиарского училища настали худшие времена. В 1826 г. была пересмотрена программа, что, в частности, привело к углублению изучения русского языка. Функционировала своя специальная школьная полиция.
С созданием в 1829 г. отдельного Белорусского учебного округа училище попадает в критическое положение. Его попечитель Г.И. Карташевский прямо заявил, что «образование юношества поручено монахам, которым государственная польза чужда», и начал войну с орденами. Стало известно о планах основания в Полоцке униатской духовной академии. В городе двум таким учебным заведениям было бы тесно. Теперь и пиары готовились к тому, чтобы покинуть сцену. Указ о роспуске училища вышел 21 февраля 1830 г.
Ликвидация пиарского училища поставила вопрос о богатейшей библиотеке, существование которой отныне становилось бессмысленным. Заинтересованность в судьбе книг, накопленных иезуитами на протяжении более чем двух веков, выразили государственные сановники высшего ранга. Даже сам император. Николай I отдал распоряжение министру внутренних дел Д.Н. Блудову собрать исчерпывающие сведения о бывшей иезуитской библиотеке и подготовить предложения относительно возможного распределения книг среди заинтересованных заведений. Как отдельно отмечалось в документе, книги по математике и военному искусству должны остаться в распоряжении кадетского корпуса, который в скором времени должен был открыться в Полоцке.

Д.Н. Блудов

Д.Н. Блудов

По результатам изучения полоцких книжных фондов Д.Н. Блудов посчитал целесообразным распределить наиболее ценные книги среди главных книжных собраний страны. Императорская публичная библиотека должна была получить необходимые ей издания древних и современных авторов, в первую очередь самые редкие и богатые из них. Петербургский университет был вправе рассчитывать на книги по педагогике высшей школы и литературу на восточных языках, а Московский – на труды по медицине («ибо сей университет имеет факультет медицинский, а в нем хорошей библиотеки по сей части нет»). Часть бывшей иезуитской библиотеки (издания, которые касались устройства и канонов католической церкви, словари и т.д.) было предложено передать в Главное управление духовных дел иностранных вероисповеданий. Белорусские гимназии, по мнению Д.Н. Блудова, могли претендовать только на польскоязычные исторические и литературные труды, а католические учебные заведения – на издания духовного, проповеднического, полемического и катехистического характера. Полоцкому кадетскому корпусу предполагалось передать книги по математике, физике, химии, историческую и художественную литературу на живых языках, а также соответствующие словари этих языков.
Для окончательного раздела бывшей иезуитской библиотеки по распоряжению министра внутренних дел была создана специальная комиссия, в которой были представлены заинтересованные стороны: Министерство народного просвещения, Главное управление духовных дел иностранных вероисповеданий и военное ведомство. После двух с половиной месяцев работы было решено 266 книг передать в Императорскую публичную библиотеку, 3878 (и еще 576 неполных, т.е. сохраненных не полностью) – в Петербургский университет, 343 (22 неполные) – в Московский, 1396 (240 неполных) пошли в «министерство культов», 3219 (345 неполных) – в Римско-католическую коллегию и семинарию. В Полоцке для кадетского корпуса осталось только 1149 томов и еще 328 неполных изданий!Так была перевернута еще одна страница в истории образования в Полоцке.
Несмотря свою короткую историю Полоцкое высшее пиарское училище воспитало целый ряд известных деятелей науки и искусства. Так, воспитанником пиаров был известный востоковед Каэтан Андреевич Коссович (1814–1883). После закрытия пиарского училища талантливый сын униатского священника продолжил образование в Витебской базилианской гимназии, а затем в Московском университете. К.А. Коссович самостоятельно изучил санскрит, став при этом первым ученым-санскритологом Российской империи, древнееврейский и арабский языки. В 1850 г. он стал работать в Императорской публичной библиотеке, где его усилиями был создан ценный книжный фонд под названием «Россика»; заведовал Отделением книг на восточных языках. Позже параллельно с работой в библиотеке К.А. Коссович преподавал санскрит, авестийский и древнеперсидский языки в Петербургском университете. Известность в России и даже за ее пределами он получил благодаря составленным им словарям и переводам с восточных языков.

Каэтан Андреевич Коссович

Каэтан Андреевич Коссович

Среднее художественное образование в Полоцком высшем пиарском училище получил еще один сын униатского священника — Иван Фомич Хруцкий (1810–1885). Перебравшись в Санкт-Петербург, он брал частные уроки, занимался в Императорской академии художеств в качестве вольноприходящего ученика, а затем – и как студент у таких известных мастеров, как К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни. Молодой художник неоднократно получал медали академии и даже был награжден золотыми часами от царя Николая I. В 1839 г. И.Ф. Хруцкий стал академиком Академии художеств.

И.Ф. Хруцкий. Автопортрет (1884)

И.Ф. Хруцкий. Автопортрет (1884)

В своем творчестве художник отдавал предпочтение натюрмортам. Неповторимый художественный стиль и тонкий вкус живописца способствовали развитию натюрморта в России. В последние годы жизни И.Ф. Хруцкий написал немало прекрасных портретов. Произведения художника находятся в Национальном художественном музее Беларуси, музеях России и Польши, в частных собраниях.

И.Ф. Хруцкий. Портрет жены с цветами и фруктами (1838)

И.Ф. Хруцкий. Портрет жены с цветами и фруктами (1838)

Купюра в 1000 белорусских рублей с фрагментами картины И.Ф. Хруцкого

Купюра в 1000 белорусских рублей с фрагментами картины И.Ф. Хруцкого

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie