Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Юридический факультет Полоцкого государственного университета нередко принимает интересных гостей. 27 марта 2019 года студенты специализации «Правовое обеспечение бизнеса» встретились с выпускницей ПГУ и успешным медиатором Еленой Сергеевной Степановой.

Елена Сергеевна – действующий адвокат и медиатор по различным категориям споров. Она одна из первых в Витебской области получила свидетельство медиатора и сейчас является лидером в нашем регионе по числу реально проведенных медиаций – их у нее уже более 30.

Елена Степанова

Встреча носила не только профориентационный характер. Она также стала одним из этапов реализации проектного метода обучения при изучении темы «Медиация» в рамках учебной дисциплины «Основы альтернативного разрешения споров». Этот метод направлен на развитие критического мышления студентов, их творческих навыков и умения самостоятельно добывать знания. Реализовать все эти достоинства помогла проектно-ролевая игра «Семейная медиация».

В игре студенты 3-го курса специализации «Правовое обеспечение бизнеса» примерили на себя роли медиаторов и его клиентов – супруга и супруги. Реализовывать проект им предстояло самостоятельно – Елена Сергеевна и доцент кафедры гражданского права Наталья Александровна Бесецкая выполняли роль тьюторов и практически не вмешивались в процесс. Игра проходила в четыре этапа.

  • На подготовительном этапе студенты распределили роли, продумали свою позицию и интересы, стиль поведения, варианты разрешения конфликта. Студенты, которым досталось роль медиаторов, выбрали подходящие медиативные технологии.

Соглашение

Соглашение о медиации

  • Исследовательский этап потребовал изучения правовых актов и учебной литературы. Сложность заключалась в том, что студенты имели лишь общее представление о семейных конфликтах, поскольку изучение дисциплины «Семейное право» им только предстоит.

Исследовательский этап

  • Вначале игрового этапа студенты, которые играли за стороны конфликта, получили конфиденциальную информацию. Узнать ее студенты-модераторы могли только при грамотной постановке вопросов.

Игровой этап

Игровой этап

Итог игрового этапа зависел целиком от студентов. В этот раз «медиаторам» удалось привести «стороны» семейного конфликта к его мирному урегулированию. Однако в реальной жизни так происходит не всегда.

Решение семейного конфликта

Игра

  • Впереди заключительный этап игры. Студентам предстоит проанализировать результат игрового этапа, определить условия соглашения, проверить на реальность сделанные предложения и заключить Медиативное соглашение.

Заключительный этап

Студенты положительно отозвались о занятии.

Егор Гололобов: «Интересный опыт, хотел бы поучаствовать еще раз уже в роли медиатора».

Анна Синькевич: «Данная форма проведения занятий очень сближает и закрепляет полученные знания. Игра прошла успешно, и мы получили полезный опыт».

Яна Визнер: «Проведение подобного плана занятий способствует развитию ораторских навыков. Вжиться в роль было просто, но поддерживать ее на протяжении всей игры тяжело. Однако мы смогли найти компромисс и прийти к соглашению, которое устраивало обе стороны».

Татьяна Колодельчик: «Игра прошла успешно. Удалось послушать настоящего медиатора, а в ходе игры нам указывали на наши ошибки, что также немаловажно. Пришлось отстаивать свою позицию, а перебороть сопротивление второй стороны было не так уж просто».

Особенно студенты поблагодарили Елену Сергеевну – ее взгляд практика и ценные напутственные слова настроили на конструктивную работу. Надеемся, что подобный опыт встреч станет доброй традицией.

Н.А. Бесецкая