Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Быстро меняющийся мир диктует свои условия во всех сферах деятельности, в том числе и необходимость нового подхода к системе образования. Обществу все больше требуются специалисты, способные к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию и смене деятельности. Чтобы обсудить, как готовить таких специалистов, 9 января 2019 года Полоцкий государственный университет организовал митап для руководства школ и отдела по образованию Новополоцкого горисполкома.


Участники встречи побывали во всех корпусах университета, познакомились с его оснащением и возможностями, которые позволяют развить в студентах важные компетенции. Ключевой частью мероприятия стала презентация «Современные тренды в образовании», которую провела проректор по учебной работе Полоцкого госуниверситета Надежда Андреевна Борейко.

meet up sovr trendy v obraz 14

Мировые тренды: трансформация в эпоху IT

В 2019 году глобальной сети исполнилось 30 лет. С появлением Интернета, а затем и социальных сетей наша жизнь кардинально изменилась и продолжает меняться. Мы все стали видимыми, и одновременно смешались друг с другом. И в русле этой тенденции стало недостаточно просто рассказать о себе – теперь рассказать нужно так, чтобы выделиться среди других.

Интернет позволил стереть многие границы. Количество контактов между различными структурами растет, и все более актуальным становится такой тренд, как глобализация – усиливающаяся интеграция всех сфер общественной жизни. Мир трансформируется в единую зону, где нет препятствий для перемещения товаров, услуг и информации.

Интернет и социальные сети создали для нас параллельную жизнь – жизнь в онлайн. Новые технологии проникли во все сферы нашей деятельности, и многие из них уже перешли в цифровую форму. Дигитализация – один из ведущих трендов, и он еще долго не потеряет своей актуальности.

Что касается профессиональных сфер, на первое место вышла отрасль IT. И она провоцирует многие изменения в нашей жизни. Например, уже вполне привычным явлением стала удаленная работа – теперь быть сотрудником той или иной компании можно из любой точки мира, где есть Интернет.

Где брать кадры? Трансформация выпускника и преподавателя

Изменения в мире требуют новых кадров. И все больше становится очевидным то, что старый подход к обучению, когда учитель или преподаватель является единственным источником информации, а ученик или студент пассивно ее воспринимает, перестает работать. Одних профессиональных компетенций становится недостаточно. К ним еще требуются IT-компетенции, гибкие навыки и знание иностранного языка.

Комплексное развитие возможно при «умном» обучении, которое строиться на принципах:

  • свободного доступа к знаниям;
  • взаимного обучения группы или сообщества;
  • индивидуального подхода к обучению каждого.

Обучение в активном взаимодействии между учеником (студентом) и учителем (преподавателем), создание уникального контента по дисциплинам и использование новых технологий в обучении позволяют трансформировать традиционное образование в Smart-образование, которое:

  • Self-directed – самоуправляемое, самонаправляемое, самоконтролируемое;
  • Motivated – мотивированное;
  • Adaptive – адаптивное и гибкое;
  • Resource-enriched – обогащенное различными вариативными ресурсами;
  • Technological – технологичное.

Тренды в образовании

meet up sovr trendy v obraz 15

Сфера образования, которая является основным поставщиком новых кадров, трансформируется в соответствии с мировыми тенденциями развития. В ближайшем будущем будут актуальны следующие тренды.

  • Кроссплатформенность. Возможность открывать учебные материалы на разных типах электронных устройств.
  • Социализация. Использование метода «равный обучает равного», который позволяет учащимся активно вовлекаться в процесс получения знаний. Возможность делиться знаниями, вести дискуссии в социальных сетях.
  • Персонализация. Разработка обучающих материалов на основе потребностей учащихся разного возраста, уровня образованности, скорости обучения.
  • Смешанное обучение. Совмещение очного и дистанционного обучения, а также комбинация разных видов дистанционного обучения.
  • Микрообучение. Подача материала небольшими блоками и моментальное закрепление каждого блока микрозаданиями.
  • Видеомикрообучение. Презентация материала в виде коротких обучающих видеороликов.
  • Геймификация. Добавление в учебный процесс игровых элементов.

meet up sovr trendy v obraz 16

Три вопроса

В начале презентации Надежда Андреевна Борейко предложила всем собравшимся подумать над тремя вопросами:

  • Что бы забрали с этой встречи?
  • Что бы оставили здесь?
  • Что бы добавили на будущее?

meet up sovr trendy v obraz 1

meet up sovr trendy v obraz 2

meet up sovr trendy v obraz 3

meet up sovr trendy v obraz 4

meet up sovr trendy v obraz 5

meet up sovr trendy v obraz 6

meet up sovr trendy v obraz 7

meet up sovr trendy v obraz 8

meet up sovr trendy v obraz 9

meet up sovr trendy v obraz 10

meet up sovr trendy v obraz 11

meet up sovr trendy v obraz 12

meet up sovr trendy v obraz 13

Некоторые участники поделились своими рассуждениями и впечатлениями о митапе.

Светлана Ивановна Ляшко, заместитель директора по учебной работе базовой школы № 10 г. Новополоцка:

meet up sovr trendy v obraz 18

– Сегодняшнее мероприятие было очень полезным. Для себя получила много актуальной и нужной информации, которая была подана интересно.

Если говорить о корпусах, то в Полоцке очень красивое и интересное учебное заведение – аура спокойствия и науки ощущается во всех аудиториях. Корпуса в Новополоцке мне больше знакомы, я сама в них училась. Они современные и хорошо оборудованные. Очень необычный корпус в Междуречье. Понравилась презентация о современных трендах в образовании.

Для себя я взяла то, что учиться никогда не поздно. Можно изучать иностранные языки, причем любые и в любое время. Очень здорово, что есть такая возможность в шаговой доступности. И, возможно, я сама сюда и приду. И, конечно же, расскажем детям о таких возможностях.

Поскольку школа №10 – базовая, нам необходимо сориентировать детей уже в 9 классе: идти ли им в лицей, профильные классы школ и колледжи. Я бы с удовольствием привела детей в университет, чтобы они уже понимали, куда им двигаться дальше.

Людмила Николаевна Мицлер, директор средней школы № 7 г. Новополоцка:

meet up sovr trendy v obraz 20

– Очень понравилось мероприятие, культура общения, представление университета, различных его корпусов. Очень много интересных людей мы сегодня увидели и послушали, узнали какие-то новинки университета.

По поводу того, чтобы я взяла с собой, в первую очередь – культуру и опыт общения, умение представить университет так корректно, спокойно, но в то же время содержательно и интересно. Здесь бы я оставила какую-то усталость, спешку – очень насыщенная сегодня была программа. Хотелось бы, чтобы никогда не возникало вопросов, которые нельзя решить. Также хотелось бы предложить самые разные формы работы с нашими школьниками. Показывать им все, что есть в университете: и базу, и уровень преподавательского состава, и спортивные возможности.

Ирина Владимировна Деменковец, директор лицея г. Новополоцка:

meet up sovr trendy v obraz 17

– Мы были в приятном ожидании сегодняшней встречи, и эти ожидания с лихвой оправдались. Мы понимали, что наш вуз и материально, и кадрово укреплен. А сейчас еще раз увидели, какой он красивый, обновленный, со стариной и современным лоском. Такой университет, где хотелось бы учиться, и я думаю, что наши дети обязательно будут выбирать его.

Если говорить о том, чтобы мы взяли с собой, то появилось много идей. Думаю, здесь каждое учреждение что-то вынесло для себя. Оставить бы хотелось стереотипы. У многих родителей и педагогов бытует мнение, что чем дальше поедешь, тем лучше образование получишь. Вот от этого стереотипа хотелось бы избавиться. И хотели бы вам предложить не останавливаться. Мы открыты к сотрудничеству. Это взаимовыгодно, и думаю, у нас все получится.


Анна Нанос
Фото: Полина Косаревская