Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Наполнять студенческие умы новыми знаниями, развивать практические навыки, менять сознание и формировать личность – именно такими должны быть все учебные дисциплины. Поэтому в Полоцком государственном университете активно внедряется проектный метод. О таком своеобразном эксперименте на факультете информационных технологий рассказал нам доцент кафедры вычислительных систем и сетей Дмитрий Олегович Глухов. Такой сложный предмет, как «Алгоритмы компьютерной графики» в руках умелого преподавателя превратился в целое увлекательное путешествие, открывающее перед студентами новые грани реальности.


“Мне в этом смысле повезло: повезло с поставленным в нагрузку новым для меня предметом, а еще больше – со студентами. Конечно, четвертый курс, сокращенный семестр, завтра – диплом и распределение, и все мысли уже о будущем, но как-то сразу мне удалось установить с ними позитивный психологический контакт”.

Когда слышишь название дисциплины «Алгоритмы компьютерной графики» на ум приходят сложнейшие способы получения изображений на экранах компьютера или один из таких разделов математики, как линейная алгебра, выраженная в четырехмерных матрицах-кватернионах. И сразу пропадает всякий интерес и желание учиться чему-то новому и заведомо сложному. Но плюс современного образования в том, что оно дает нам инструменты посмотреть на изучаемый предмет шире, во всей полноте.

algoritmy komp grafiki 6

Увидеть рождение хаоса в элементарном уравнении фрактала Бенуа Мандельброта и Жулиа, в диаграмме бифуркации удвоения, в капле воды, перенести каллиграфию в цифровой мир гениального Стива Джобса, вместе с Джимом Блинном воссоздать Сатурн и Юпитер для проекта Вояджер, создать первый трехмерный мультик и придумать Web-design – это малая часть того, что предстояло узнать студентам при изучении данного предмета.

Что скрывает термин компьютерная графика, какую роль в истории сыграли Александр Дуглас, Уильям Феттер, Стив Рассел, Айвен Сазерленд, Гурро, Фонг, Ньюелл, чем известны Массачусетский технологический институт, Университеты Юты и Айовы – ответы на эти вопросы студенты получили на занятиях по АКГ, а также имели возможность познакомиться с основными открытиями и событиями в истории компьютерной графики второй половины XX века.

С развитием информационных технологий в мире все постепенно менялось: умер «автор», имена заменили ники и логины, а “компьютерное искусство” стало частью нашей повседневной жизни. Так, например, достижения компьютерной графики помогли Дэвиду Хокни, самому дорогому художнику современности, в создании огромных полотен и активно использовались для обработки фотографий одним из самых высокооплачиваемых фотографов современности, мастером панорамных снимков-картин Анреасом Гурски. Десятки новых направлений и имен! Искусство создает среду и меняет сознание. Анаморфные проекции, фракталы, абстракции, сферические панорамы, фотограмметрия и линейная алгебра трехмерной фотореалистической графики, OpenGL-WebGL, компьютерные игры, анимация, искусственный интеллект NPC персонажей, инверсная кинематика – все стало простым и понятным.

algoritmy komp grafiki 7

Этот предмет интересен своей зрелищностью и способен погрузить нас в технологии виртуальной и дополненной реальности, где можно творить новые вселенные. От преподавателя студенты узнали, как запрограммировать бесконечный живой мир в жанре «песочница» (аналог Minecraft-а, разработка Д.О. Глухова для своего 10-летнего сына), где можно строить дома и дороги, раскапывать пещеры и исследовать бесконечно разнообразный мир.

“Когда говоришь о таких материях со студентами, обсуждаешь, как можно преобразить наш город, университет, дом, в какой фантастический мир позвать людей будущего, появляется сначала шаткий и непрочный, а затем уже откровенный разговор о том, что мы сами творим будущее, в котором хотим жить”.

algoritmy komp grafiki 1

algoritmy komp grafiki 2

algoritmy komp grafiki 3

algoritmy komp grafiki 4

algoritmy komp grafiki 5

Освоив теорию и получив массу полезных советов и рекомендаций, ребята взялись за необычные проекты. Работая в группах по 4-5 человек, они пытались создать 360о-панорамы со стереоэффектом. А осуществить свою задумку возможно было несколькими способами: снять парой камер, создать карту глубины или сделать многослойную панораму со слоями различной удаленности.

“Каково было мое удивление, когда ребята брались и за самые сложные варианты, соединяли мобильные телефоны скотчем и мастерили штативы. Видели бы их! У них горели глаза, и они ждали одобрения, а я не уставал хвалить каждого за его маленькую победу. Ведь самая лучшая награда для преподавателя – видеть интерес в глазах студентов к твоему предмету, наблюдать за тем, как этот интерес рождает уникальные идеи и нестандартные решения”.

Внутренний дворик коллегиума в Полоцке: проект Д. Латышева, Е. Андрица, П. Дмитриченко, М. Скиженок и Н. Комкова (гр. 16-ИТ-2).

algoritmy komp grafiki 8

Вид на реку и мост от Софийского собора: проект М. Градюшко, Г. Колодного, П. Шкрадова, А. Виноградовой, П. Деревяга.

algoritmy komp grafiki 9

312 аудитория коллегиума: проект Д. Васильевой, В. Бородич, П. Ходорченко, А. Амельченко, К. Лось.

algoritmy komp grafiki 10

Увидеть работы студентов и рассмотреть более детально можно по ссылкам:

А также студенты получили необходимые знания и навыки, для того чтобы самим попробовать сделать анаморфные проекции в виде разверток для стен и пола для возможных фото-площадок. Они креативно подошли к заданию и показали достаточно хороший уровень мастерства.

Анаморфная проекция, автор – Герман Колодный

algoritmy komp grafiki 11

Анаморфная проекция, автор – Наталья Друтько

algoritmy komp grafiki 12

Анаморфная проекция, автор – Наталья Рутковская

algoritmy komp grafiki 13

"Я буду помнить этот наш маленький эксперимент с технологиями. Это были истории созидания – ассоциативные связи, навсегда привязавшие новые знания к нашей памяти. И хочу сказать «спасибо» моим дорогим студентам групп 16-ИТ и пожелать успехов в дальнейшей жизни".


Дмитрий Глухов, доцент кафедры вычислительных систем и сетей