Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

30 октября и 6 ноября 2015 года на радиотехническом факультете состоялись ознакомительные экскурсии для старших школьников, которые открыли серию профориентационных мероприятий, проводимых приемной комиссией и учебными подразделениями Полоцкого государственного университета.

Казалось бы, еще совсем недавно тысячи белорусских абитуриентов завершали свой многомесячный марафон к заветной цели – студенческой зачетке, а уже стартовала вступительная кампания-2016: на нынешней неделе закончился первый этап репетиционного тестирования. Это означает, что пришло время напряженной работы и принятия ответственных решений не только для абитуриентов и их родителей, но и для учреждений высшего образования, которые стремятся заполучить способных, качественно подготовленных ребят, готовых успешно учиться, овладевать профессией, поддерживать престиж и уровень научных школ.

В борьбу за своих потенциальных студентов активно включился и Полоцкий государственный университет. Чтобы завоевать симпатии абитуриентов, университетом запланированы дни открытых дверей, участие в образовательных выставках, поездки по региону, реализация культурно-просветительских проектов (олимпиады, конференции, чтения). Новой формой работы с потенциальными студентами станет проведение регулярных ознакомительных экскурсий для учащихся Новополоцка, Полоцка и Витебской области. Администрация школы или классный руководитель смогут обратиться в приемную комиссию ПГУ и договориться о посещении того или иного факультета. О плодотворности такого начинания можно было убедиться на примере двух первых экскурсий, состоявшихся на радиотехническом факультете.

6 ноября в гости к нашим радиотехникам пришли ученики Боровухской средней школы № 15 города Новополоцка. Тепло поприветствовав школьников в просторной фойе нового корпуса ПГУ, ответственный секретарь приемной комиссии Ольга Николаевна Петрович и студент группы 11-ПЭЛ Максим Молоток коротко рассказали ребятам об истории и сегодняшнем дне университета.

Студент группы 11-ПЭЛ Максим Молоток

Ознакомительная экскурсия началась с посещения школьниками лаборатории контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА). Старший преподаватель кафедры радиоэлектроники Валерий Михайлович Чертков рассказал о радиотехническом факультете, а затем предоставил слово своим коллегам. Старший преподаватель кафедры высшей математики Анастасия Петровна Мателёнок представила свое подразделение.

Анастасия Петровна Мателёнок

Старший преподаватель кафедры энергетики и электронной техники Сергей Николаевич Абраменко познакомил школьников со специальностями «Электроснабжение» и «Проектирование и производство программно-управляемых средств» и заманчивыми перспективами трудоустройства выпускников, а затем рассказал о работе и оборудовании лаборатории КИПиА.

В лаборатории

В лаборатории механики и молекулярной физики кандидат технических наук О.Н. Петрович и кандидат физико-математических наук Сергей Ананьевич Вабищевич поблагодарили ребят за внимание к радиотехническому факультету, рассказали о важности изучения физики и о некоторых особенностях ее преподавания в университете. В заключение С.А. Вабищевич пригласил школьников принять участие в открытой университетской олимпиаде по физике, которая состоится в самое ближайшее время, а также посоветовал сделать выбор в пользу ПГУ: «У вас есть возможность поездить по стране и посмотреть. Когда вы познакомитесь со всеми вузами, сравните, то, я уверен, отдадите предпочтение Полоцкому государственному университету. Далеко не в каждом вузе нашей страны, даже в столице, вкладывается столько средств, сколько у нас, в создание качественных условий обучения – в лаборатории и мультимедийные классы, в обеспечение комфорта для студентов».

Ознакомительная экскурсия продолжилась в лаборатории теплоэнергетических процессов и производства электрической энергии, в которой кандидат технических наук, доцент кафедры энергетики и электронной техники Владимир Евгеньевич Питолин познакомил школьников с самым современным оборудованием и продемонстрировал работу теплогенератора, электронагревателя и кондиционера.

Владимир Евгеньевич Питолин знакомит школьников с оборудованием

Заключительным этапом экскурсии стало посещение школьниками создаваемой лаборатории микропроцессорных систем. Заведующий кафедрой радиоэлектроники доктор технических наук, профессор Владимир Кириллович Железняк рассказал ребятам о своей кафедре и о основных научных направлениях, в которых работают ее сотрудники: радиотехнике, защите информации от утечек по техническим каналам и проводной связи.

Главной «изюминкой» экскурсии по факультету стала демонстрация школьникам учебных роботов. В.М. Чертков рассказал ребятам о робототехнике, об устройстве и основных принципах функционирования роботов. Гости факультета не только понаблюдали за их работой, но и с неподдельным интересом и нескрываемым удовольствием «поиграли» с ними. Валерий Михайлович обратил внимание школьников на большую практическую важность занятий с использованием учебных роботов: «Они позволяют прототипировать сложные системы, писать для них различные прошивки, то есть, программный код. Это позволит приблизить вас к программированию «железа», а не просто к созданию компьютерных приложений».

В.М. Чертков и В.К. Железняк

Демонстрация учебных роботов

В завершение экскурсии Максим Молоток провел для школьников «мини-экскурсию» по страничкам радиотехнического факультета на официальном сайте ПГУ, а В.К. Железняк пожелал ребятам упорно овладевать знаниями, чтобы потом вернуться на радиотех уже в качестве студентов.

«Мини-экскурсия» по страничкам радиотехнического факультета на сайте ПГУ

Мы попросили Валерия Михайловича Черткова подвести первые итоги ознакомительных экскурсий на факультете и поделиться планами дальнейшей профориентационной работы со школьниками.

Корр.: Валерий Михайлович, на радиотехническом факультете уже прошли две экскурсии для школьников. Какие у Вас остались впечатления от встречи с детьми? Насколько полезным для них оказалось знакомство с факультетом?

В.М. Чертков: Не сомневаюсь в том, что школьники узнали много нового, получили хороший интеллектуальный заряд и положительные эмоции. Об этом можно судить хотя бы на примере их знакомства с нашей кафедрой радиоэлектроники. Ребятам продемонстрировали и даже дали возможность «поиграть» с роботами, собранных из деталей специального «умного» конструктора LEGO из серии Mindstorms EV3.

С разноцветными пластмассовыми кирпичиками и маленькими фигурками датского гиганта возился любой ребенок, но вот видеть «игрушки», которые можно активно использовать на занятиях в университете, приходилось очень немногим. Школьники с большим интересом рассматривали наших роботов и были готовы сразу начать работать с ними. Действительно, что может быть увлекательнее, чем собрать модель из конструктора и, запрограммировав ее, привести в движение! Если готовить самостоятельные проекты, то это предполагает практически полный цикл разработки робота. Сначала нужно определиться с общим замыслом, подготовить эскиз. Сборка робота требует инженерной мысли: достаточно сложный механизм должен нормально функционировать, детали не должны мешать движению и т.д. В конце концов, для робота пишется программа.

Конструкторы LEGO Mindstorms EV3 позволяют прототипировать сложные автоматизированные системы. Можно робота настроить так, чтобы он ходил и искал предметы и сортировал их по цвету. Управлять им может как человек, так и другой робот. Такие конструкторы раширяют возможности настолько, насколько, наверное, может хватить фантазии преподавателю.

Корр.: Обладание таким ресурсом открывает новые возможности для организации учебного процесса. Каким образом на кафедре радиоэлектроники планируют использовать конструкторы LEGO?

Старший преподаватель кафедры радиоэлектроники Валерий Михайлович Чертков

В.М. Чертков: На радиотехническом факультете планируется создание лаборатории микропроцессорных систем. Мы хотели бы запустить ее уже в начале декабря. На базе этой лаборатории будет осуществляться и учебный процесс, и работа кружков робототехники, в которых смогут заниматься как наши студенты, так и старшие школьники – учащиеся 9-11 классов. Кружок, таким образом, станет очень важной частью нашей профориентационной работы.

Корр.: Что будет собой представлять материальная база лаборатории микропроцессорных систем?

В.М. Чертков: Основу материальной базы лаборатории, естественно, составят современные компьютеры и учебные роботы LEGO. На нашей кафедре есть также микроконтроллеры, цифровые сигнальные процессоры, ориентированные на цифровую обработку сигнала. Сейчас ждем поставку отладочных наборов на базе программируемых логических интегральных схем (ПЛИС). Такие схемы можно применять для цифровой обработки сигналов, изображений и видео. Они, к примеру, используются в системах ГИБДД, фиксирующих номера и скорость движения. Сейчас в мире главный упор делается на скоростную обработку больших объемов данных – все переходит на цифровой формат. Чтобы идти в ногу со временем, нам и необходимы такие быстрые и эффективные системы как ПЛИС.

Корр.: Получается, что специалисты, которые будут работать в этой области, потребуются уже не в каком-то далеком будущем, а уже завтра?

В.М. Чертков: Да, несомненно! Они нужны уже сегодня! Все настолько перешло на «цифру», что уже даже обыкновенные электрические чайники находятся под управлением микропроцессоров!

Корр.: Валерий Михайлович, когда начнутся занятия в кружках робототехники для студентов и школьников?

В.М. Чертков: Кружок для студентов мы планируем запустить уже с начала нового календарного года. А вот для школьников проведение таких занятий лучше начинать уже с сентября. Нам необходимо время для того, чтобы осмыслить, спланировать, разработать программу занятий. Мы сотрудничаем с отделом образования горисполкома. Дело в том, что Новополоцкий городской дигитальный центр IT-академия «Нота» также закупил учебные роботы и начал занятия со школьниками. Там, начиная с первого класса, детям дают основы Интернет-технологий. Мы планируем работать с этим центром в связке. Во-первых, мы будем учитывать его практический опыт. Во-вторых, вполне возможно, что на одном этапе занятий школьники будут посещать дигитальный центр, а на другом приходить к нам.

Пока мы определились только с общей концепцией занятий. Предполагается, что продолжительность обучения в кружке составит 2 года из расчета два двухчасовых занятия в неделю. Именно столько времени потребуется для освоения предлагаемого курса и качественной подготовки.

Кроме того, мы обсуждаем возможность организации городской ассоциации робототехники и вхождения в подобную организацию республиканского уровня, которая существует на базе Национальной академии наук Беларуси.

Корр.: На каких условиях будет осуществляться прием в кружок?

В.М. Чертков: Кружок робототехники будет доступен для всех студентов радиотехнического факультета. А вот для старших школьников нужно будет, естественно, продумать какие-то минимальные стартовые требования к уровню подготовки. Занятия в таком кружке – это все-таки не детский сад! Без хорошего багажа знаний в кружке робототехники никак не обойтись. У нас есть еще полгода, чтобы разработать такие требования.

Кстати, раз уж мы заговорили о детском саде, то стоит упомянуть и о наших задумках для дошкольников. На базе ПГУ успешно работает Центр дошкольного детства и инновационных технологий развития «УНИВЕРик». Мы хотим предложить им свою поддержку в организации для малышей 5-7 лет занятий с конструкторами LEGO из серии Education WeDo. В таких наборах есть двигатели, простейшие механизмы передачи, например, шестеренки, датчики – датчик расстояния, датчик наклона. Сюда же, естественно, входят всевозможные стандартные детали LEGO, которые позволяют спроектировать практически любую маленькую конструкцию – гоночный автомобиль, погрузчик, подъемный кран, футболиста и вратаря. К конструктору прилагается система, которая позволяет создать программу, пусть и на самом простом интерфейсном уровне. Для дошкольников это уже очень хороший, а главное вполне достижимый уровень. В дигитальном центре, например, основам программирования обучают уже первоклассников. Могу судить и по личному опыту. Моему пятилетнему сыну еще пока рановато самостоятельно программировать, но сборка не самой простой машинки – это уже серьезный интеллектуальный вызов и огромный стимул для развития ребенка. А там не за горами и обучение азам программирования.

Корр.: Большое спасибо, Валерий Михайлович!

Кореспондент сайта Владимир Филипенко