Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

18 ноября 2015 года в Полоцком государственном университете состоялось заседание научно-методического совета на тему «Внедрение инструментов Болонского процесса и анализ итогов оценки компетенций выпускниками университета», в ходе которого прошло обсуждение ряда актуальных вопросов, касающихся повышения качества подготовки студентов.

Главным событием мероприятия стало выступление доктора технических наук, профессора Эрнста Михайловича Бабенко, в докладе которого («Самооценка выпускниками ПГУ сформированности компетенций») были представлены принципиальное видение и анализ значимости проблемы.

Профессор Эрнст Михайлович Бабенко

Профессор Э.М.Бабенко, прежде всего, выразил удовлетворение тем фактом, что в научно-методическом совете ПГУ началось изучение принципиальных элементов Болонского процесса, несмотря на некоторую растерянность по этому поводу в системе высшего образования в целом. Докладчик подчеркнул, что есть целый ряд вопросов, которые следует обсуждать.

Как отметил Эрнст Михайлович, десятилетний опыт создания единого европейского пространства высшего образования, обобщенный еще в 2010 году, показал, что участники образовательного процесса – администрация, преподаватель, студент – по-прежнему слабо понимают сущность и содержание происходящих преобразований. Так, двухуровневая система высшего образования все еще ошибочно рассматривается некоторыми как удешевление подготовки бакалавров в условиях финансового кризиса. Профессорско-преподавательский состав в массе своей не смог переключиться на новые концепции и не овладел современной дидактикой. Пока участники процесса образования, подчеркнул профессор Э.М.Бабенко, глубоко не изучат и не поймут целей и инструментов Болонского процесса, ни о каком прогрессе в сфере высшего образования не может быть и речи!

Одним из принципиальнейших моментов создания европейского пространства высшего образования является переход от концепции предметоцентризма в обучении к студентоцентризму. В непростых условиях массовости высшего образования крайне важно задуматься о том, как активизировать образовательную деятельность студентов. «Мне кажется, – отметил докладчик, – что надо убедить их, что современная жизнь требует другого отношения к учебе вообще, а в вузе – по сравнению со школой – что они не в следующий класс школы перешли, а попали в совершенно другие условия обучения».

Важным средством активизации образовательной деятельности студентов, по мнению Эрнста Михайловича, является дисциплина «Введение в специальность». Однако, без подкрепления теоретической подготовки каждодневным опытом обучения, в котором господствуют принципы компетентностного подхода, а не логика погони за сиюминутными результатами (получение аттестации или сдача зачета), современный университет рискует превратиться в обыкновенную школу.

Заседание научно-методического совета в ПГУ

«По моему мнению, может быть, устаревшему, на первом месте все же должна стоять образовательная деятельность – учеба. Рядом должна стоять исследовательская работа студентов. Далее идут воспитательная и внеаудиторная работа. Но они ни в коем случае не должны затмевать первые два вида деятельности… Самая главная – учебная и научная деятельность!» Профессор Э.М.Бабенко выразил убеждение, что надежной опорой университета в деле активизации образовательной деятельности и формировании компетенций студентов также могут и должны стать кураторы.

Во второй части своего доклада Эрнст Михайлович познакомил коллег с принципами организации и результатами анкетирования студентов-выпускников, проведенного в 2014 и 2015 годах. Повышение уровня подготовки в университете, напомнил профессор Э.М.Бабенко, невозможно без установления постоянной и эффективной обратной связи со студентами. Возможность оценивать содержание, организацию и качество учебного процесса, работу отдельных преподавателей обучающимися – требование не только европейского, но также российского и белорусского образовательных стандартов.

Студентам последнего года обучения инженерно-технологического и финансово-экономического факультетов была предложена анкета из пяти групп вопросов с предлагаемыми ответами, в которой выпускникам предлагалось по 10-бальной системе оценить уровень полученных в университете компетенций. Студенты-выпускники оценили общую удовлетворенность полученной подготовкой; теоретические знания и профессионально-практическую подготовку; владение иностранным языком и компьютерными технологиями; способность работать в коллективе и руководить им; готовность к дальнейшему обучению и профессиональному развитию; эрудированность и общую культуру. Кроме того, они написали эссе на тему «Итоги обучения в университете», в котором могли дать комментарий выставленным в анкете оценкам.

Внедрение инструментов Болонского процесса в ПГУ

Как отметил профессор Э.М.Бабенко, даже предварительный анализ результатов анкетирования студентов-выпускников выявляет важные тенденции и дает серьезную пищу для размышления. В частности, заслуживает пристального внимания то, что на обоих факультетах уровень практической подготовки был оценен несколько ниже, чем теоретической, и то, что студенты признали слабую готовность нести бремя лидерства в коллективе.

Подводя итоги своего выступления, докладчик отметил необходимость активизировать взаимодействие со студентами, обратил внимание на то, что в работе с первокурсниками следует, прежде всего, обучать их учиться, а также призвал коллег активно внедрять на факультетах анкетирование – важнейшее средство обратной связи со студентами и эффективный инструмент повышения качества уровня подготовки выпускников университета.

По окончании доклада присутствующие активно воспользовались возможностью задать вопросы Эрнсту Михайловичу по теме его доклада. В завершение заседания научно-методического совета состоялось обсуждение обозначенных проблем. В ходе заинтересованного и обстоятельного разговора были озвучены конкретные предложения по активизации образовательной деятельности студентов и принято принципиальное решение о необходимости создания в университете рабочей группы по содействию внедрения практики анкетирования студентов-выпускников на факультетах.

Корреспондент сайта Владимир Филипенко