Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Информатизация дошкольного образования – процесс объективный и неизбежный. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение Беларуси в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса, связанными с развитием и применением информационных и коммуникационных технологий в целях совершенствования методических подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала ребенка дошкольного возраста в условиях информатизации общества. Научная, методическая и материальная базы обучения и воспитания в условиях модернизации образования обновляются, и одним из важных условий такого обновления является создание и внедрение в образовательный процесс учреждений дошкольного образования новых информационных технологий, а также и в дополнительные образовательные услуги.

Уже второй год продолжает свою образовательную деятельность для детей дошкольного возраста г. Полоцка и г. Новополоцка «УНИВЕРик», «Центр дошкольного детства и инновационных технологий развития» учреждения образования «Полоцкий государственный университет». Посещают центр дети в возрасте от 2 лет до 7 лет.

В проведении различного рода занятий развивающего и обучающего характера широко используются компьютерные технологии. Так интерактивная доска «SMARTNotebook» применяется на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, изо-деятельности, изучению английского языка и др. Интерактивная доска имеет сенсорный экран, достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу. Она работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером, работает в области всех возможных расширений. Используя доску, можно открывать любые файлы (графические, видео, аудио), что помогает разнообразить обучение детей различными игровыми заданиями. Можно организовать как групповую, так и индивидуальную работу с доской, предупредить утомляемость детей, учесть их способности и предпочтения, корректировать темп выполнения заданий.

Работа с интернетом в образовательном процессе нашего центра также возможна с помощью интерактивной доски. Благодаря этому осуществляется в учебное и свободное время прослушивание детских песен, просмотр мультфильмов, применение компьютерных игр с обучающих и развивающих сайтов для детей. Использование интерактивной доски позволяет задействовать все основные сенсорные системы ребенка-дошкольника – визуальную, слуховую и кинестетическую, что делает образовательный процесс более успешным, а развитие дошкольника разносторонним.

С 2015 учебного года в Центре «УНИВЕРик» появилось новое направление в образовательной деятельности – «Занимательная робототехника и основы программирования» для детей дошкольного и школьного возраста.

Еще недавно робототехника была уделом ученых. Сегодня же собрать своего робота может ученик начальных классов и даже дошкольник. Популярность робототехники в мире растет, в Японии, например, этот предмет входит в школьную программу. У нас же это пока остается интересным хобби, хотя, думается, многие дети хотели бы связать с этими далеко не игрушечными машинами свою будущую профессию.

Под руководством магистра технических наук, старшего преподавателя кафедры «Радиоэлектроники» радиотехнического факультета Полоцкого государственного университета Валерия Михайловича Черткова в центре «УНИВЕРик» начались занятия по новой дисциплине «Занимательная робототехника и основы программирования». Игра с роботами – это не только развлечение, но и увлекательный познавательный процесс, в основе которого работа детей по конструированию и программированию на базе конструктора «Lego».

Валерий Михайлович Чертков

Университетом закуплено необходимое оборудование: наборы Lego-робота, куда помимо лего-элементов входят: программируемый блок управления, интерактивные сервомоторы, наборы датчиков, аккумулятор, балки, оси, зубчатые колеса и многое другое. Работая с таким оборудованием, ребенок выступает сначала в роли инженера-конструктора, создавая робота, а затем – в роли программиста, когда разрабатывает программу его искусственного интеллекта. Возможности лего-роботов огромны, главное – правильно запрограммировать.

Набор Lego-робота

Программа курса «Занимательная робототехника и основы программирования» учитывает уровень подготовки детей. Открыты группы трех уровней: начального, базового и исследовательского. Группы начального уровня не требуют никакой подготовки или дополнительных знаний, а вот в группы второго и третьего уровней принимаются дети уже занимавшиеся ранее робототехникой или обучавшиеся где-то роботоконструированию.

Обучение робототехнике и роботоконструированию в ПГУ

Дети 5-6 лет, начинающие обучение, работают с максимально простым и доступным оборудованием, собирая робота по заданному алгоритму и пользуясь готовыми простейшими программами, которые «учат» робота выполнять определенные действия. Для тех, кто делает первые шаги в робототехнике предстоит научиться четко следовать инструкции. Ребенок вовлекается в новое интересное занятие – создание собственными руками действующего объекта. Собирая и моделируя робота, ребёнок думает, общается, учится работать в команде.

Если на первом этапе обучения решается задача вовлечения детей в интересную деятельность, то на втором и третьем уровнях ребята имеют возможность развивать навыки конструирования и программирования. Школьникам предлагаются конструкторы более высокой степени сложности. Они учатся конструировать свой авторский объект, писать собственную программу для управления роботом.

А для старшеклассников Полоцкий государственный университет открывает клуб «РоботоТехник» на базе радиотехнического факультета.

Клуб «РоботоТехник» для старшеклассников

Интерес к технике, быстрая адаптация к высокотехнологичной среде поможет школьникам определиться с выбором будущей профессии, комфортно себя чувствовать в век компьютерных технологий. Как известно, робототехника не стоит на месте, здесь все стремительно изменяется, усложняется, поэтому ребёнок должен постоянно учиться, осваивать новое, творить, действовать.

«Центр дошкольного детства и инновационных технологий развития «УНИВЕРик»» учреждения образования «Полоцкий государственный университет» приглашает детей от 5 до 12 лет на занятия по новой дисциплине «Занимательная робототехника и основы программирования». Уровень обучения определяет преподаватель по результатам собеседования.

С. И. Дроздова, старший преподаватель кафедры технологии и методики преподавания
О. В. Пилимон, магистр педагогических наук, преподаватель кафедры технологии и методики преподавания