Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

В целях реализации Постановления Коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.01.2004 №1 разработан проект Концепции развития научно-инновационной деятельности ПГУ на период 2005-2010 годы. Для обсуждения и внесения предложений по проекту концепции обращаться в 31 ауд. (Центр трансфера технологий, тел. 538404, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.).

Проект

КОНЦЕПЦИЯ
развития научно-инновационной деятельности
УО «Полоцкий государственный университет»
на период 2005-2010 годы


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ

1.1 Общие положения.

Концепция конкретизирует применительно к Учреждению образования «Полоцкий государственный университет» (далее Университет) основные принципы образовательной политики, научной и инновационной деятельности, которые определены в Законе Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», «Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы» и других правительственных документах.

Главной целью научно-инновационной деятельности в вузе является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований для развития экономики и решения социальных задач страны. В связи с этим определяющим условием становится положение о том, что вузы должны готовить специалистов исходя из конкретных требований отраслей хозяйства и регионов, а преподаватель вуза должен быть ученым по конкретному научному направлению, уметь предвидеть и решать отраслевые и региональные проблемы.

В последние три года в УО «ПГУ» наметилась устойчивая тенденция по выполнению работ в основном по заказам предприятий региона и, прежде всего, инженерных и проектных работ. Так, например, в 2003 г. количество и объем работ по ХД составили соответственно 73% и 80% от общего количества и объема. На долю госбюджетных тем приходится соответственно 27% и 20%. Наибольшее количество тем (73% от общего объема) выполняется в строительстве и коммунальном хозяйстве, нефтепереработке и трубопроводном транспорте, машиностроении. Проводимые работы отражают приоритетные направления развития предприятий в области и соответствуют тем отраслям, куда сегодня государство направляет наибольшее количество средств для их инновационного развития.

Вместе с тем в ПГУ лишь 44,7 % научно-педагогических работников принимают участие в финансируемых научных исследованиях. Недостаточно количество остепененных научных работников (7,8 %), а также преподавателей кафедр (34,2 %). Количество защит диссертаций после окончания аспирантуры составляет 25%. При общем росте количества патентов доля патентуемых разработок составляет всего 0,1 патента на одного научно-педагогического работника.

В связи с этим является актуальным разработка концепции научно-инновационной деятельности университета, реализация которой должна обеспечить рост показателей по всем направлениям работы университета путем создания структурных, информационных, материально-технических и финансовых условий.

1.2 Основные направления и приоритеты развития научно-инновационной деятельности.

1.2.1. Приоритетными направлениями в области научно-инновационного обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров являются:

  • развитие научно-инновационного потенциала Университета, расширение взаимосвязи науки и образования, науки и производства в новых социально-экономических условиях;
  • совершенствование нормативной базы Университета, обеспечивающей статус, социальные гарантии и повышения уровня доходов научных работников и профессорско-преподавательского состава;
  • создание и отработка различных моделей интеграции науки и высшего профессионального образования;
  • развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней, широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров;
  • создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной активности в системе образования, коммерциализацию результатов научных исследований;
  • создание и обеспечение деятельности исследовательских лабораторий, базовых кафедр, инновационно-технологических центров, центров лицензирования и сертификации, специальных бирж интеллектуальной продукции и научно-технических услуг, маркетинга и т.д.;
  • развитие послевузовского профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями науки и техники, расширение образовательных функций аспирантуры, улучшение планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, повышение их академической мобильности;
  • создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий, включая совершенствование практики стажировки за рубежом;
  • стимулирование создания международных научных лабораторий, центров, научно-образовательных и научно-производственных интегрированных структур, в том числе для создания условий по активному продвижению на мировой рынок отечественной научной и научно-технической продукции путем экспорта результатов научно-образовательной деятельности, подготовки и переподготовки зарубежных специалистов;
  • стимулирование взаимодействия с соотечественниками, занятыми научной, научно-технической и инновационной деятельностью за рубежом, активное привлечение их к реализации научных программ и проектов;
  • восстановление и развитие научных и научно-технических связей со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

1.2.2 Приоритетными (на региональном уровне) направлениями развития науки с учетом состояния научного потенциала университета считать:

  • исследование алгебраических и дифференциальных свойств основных математических структур;
  • исследование плазменной эмиссии электронов;
  • исследование интеллектуальных информационных систем;
  • разработка теоретических основ региональной модели экономики Республики Беларусь и механизмов ее регулирования; - проведение исследований по направлениям сравнительного правоведения;
  • разработка педагогических и психологических основ подготовки учителя;
  • проведение исторических и социологических исследований общественного и культурного развития Полоцкой земли;
  • исследование Европейских национальных культур в региональном, национальном, европейском и мировом историко-культурном контексте;
  • исследование, разработка и внедрение эффективных ресурсосберегающих материалов и конструктивных объемно-планировочных и технологических решений возведения и реконструкции зданий и сооружений;
  • получение эффективных вяжущих материалов, наполненных полимерами и сорбентами, ресурсо- и энергосбережение в нефтехимии;
  • разработка научных основ и методов защиты окружающей среды;
  • исследование и создание материалов, технологии и оборудования для обработки, упрочнения и восстановления деталей машин и механизмов;
  • разработка новых технологий формирования и представления баз картографо-геодезических данных;
  • проведение исследований в области цифровой обработки информации.

1.2.3 Гармонизация деятельности Университета по развитию научных исследований по приоритетным направлениям науки и инженерной деятельности и подготовке высококвалифицированных научных и педагогических кадров с учетом региональных приоритетов обеспечивается также при достижении существенных результатов в инженерных технологиях и проектных работах:

  • выполнение геодезических и картографических работ, в том числе в составе маркшейдерских работ и инженерных изысканий;
  • создание специальных геодезических сетей (разбивочной основы) при строительстве;
  • диагностирование грузоподъемных кранов (мостового типа и стреловых самоходных);
  • диагностирование сосудов 1-4 групп, работающих под давлением;
  • диагностирование паровых котлов под давлением до 3,9 МПа и водогрейных котлов теплопроизводительностью до 116,0 Мвт;
  • диагностирование трубопроводов пара и горячей воды 4 категории;
  • выполнение проектных работ для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта объектов промышленного, сельскохозяйственного и гражданского назначения, котельных;
  • выполнение работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений с выдачей заключений и рекомендаций;
  • проектирование и наладка системы газоснабжения;
  • осуществить функции генерального проектировщика;
  • проектирование систем пожарной автоматики;
  • проектирование трубопроводов пара и горячей воды;
  • исследование эксплуатации лифтов;
  • проведение инженерно-геологических изысканий.

1.2.4 Субъектами реализации программы являются профессорско-преподавательский состав, ученые, докторанты, аспиранты, магистранты и студенты.


2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1 Основной целью Концепции является переход от сохранения к развитию научно-инновационного потенциала университета, усилению взаимосвязи науки и образования, науки и производства в новых социально-экономических условиях:

  • развитие научно-технических исследований, прежде всего фундаментальных, способствующих обновлению содержания учебных курсов и дисциплин;
  • проведение прикладных исследований, инженерных работ по новым научным направлениям и первоочередным запросам предприятий, способствующим открытию новых специальностей и подготовки кадров по сопровождению инновационных разработок;
  • создание учебно-научно-производственных структур (объединений, инновационных центров, межотраслевых лабораторий), обеспечивающих развитие материальной и методической базы научных и учебных лабораторий.

2.2 Задачи НИД.

  • поддержка инновационной деятельности и трансфера технологий в Полоцко-Новополоцком регионе;
  • содействие развитию инновационного предпринимательства и расширению международных партнерских отношений в сфере инноваций и высоких технологий;
  • оказание содействия в реализации государственной политики в области малого и среднего бизнеса;
  • поиск потенциальных инвесторов;
  • активизация деятельности Университета и его структурных подразделений в решении социально-экономических проблем, реализации государственных и региональных научно-технических программ, в первую очередь связанных с технологическим развитием отраслей;
  • организация и создание условий для проведения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по широкому спектру направлений развития науки и техники, участию в научно-исследовательской работе всех субъектов образовательного процесса (студентов, аспирантов, магистрантов, докторантов, профессорско-преподавательского состава и научных работников);
  • содействие развитию на кафедрах научных исследований;
  • основы фундаментализации образования и базы подготовки современного специалиста;
  • создание условий для приоритетного развития научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней, широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров;
  • обеспечение условий для развития интеграционных процессов фундаментальной науки и образования, более тесное взаимодействие Университета и его структурных подразделений с академическими научными учреждениями;
  • содействие достижению максимального вклада ученых университета в создание наукоемких технологий, в т. ч. технологий двойного назначения; структурные преобразования производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, тесное партнерство с отраслями, регионами, ассоциациями экономического сотрудничества, концернами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами;
  • создание нормативно-правового обеспечения и содействие организации деятельности в структуре Университета НИИ, исследовательских лабораторий, экспериментальных и производственных участков, инкубаторов технологий, созданных при участии Университета;
  • обеспечение совершенствования послевузовского профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями НИД, расширение образовательных функций аспирантуры, улучшение планирования и формирования контингента аспирантов и магистрантов, повышение их академической мобильности, развитие научных школ;
  • создание условий для участия ученых Университета в научных, научно-технических и инновационных программах, конкурсах грантов, объявляемых Министерством образования РБ, другими министерствами и ведомствами, государственными научными фондами и академиями;
  • привлечение ученых Университета к реализации научно-технической политики на региональном уровне;
  • создание условий для повышения эффективности международного сотрудничества в научной, образовательной и инновационной сферах, обеспечение участия ученых Университета в международных научных и образовательных программах, создание условий для привлечения зарубежных инвестиций в систему образования с целью использования результатов совместной деятельности на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции;
  • развитие системы планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, создание условий для правовой и иной поддержки инновационных предприятий и молодежных научных организаций, созданных Университетом;
  • создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной активности в системе образования и коммерциализацию результатов научных исследований;
  • содействие развитию нормативно-правовой базы науки, регулирующей правоотношения в процессе создания объектов промышленной собственности и авторского права (интеллектуальной собственности), их правовой охраны и введения в хозяйственный оборот путем обеспечения сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений — авторов, Университета, предприятий и организаций, включая инвентаризацию результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета;
  • создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.п.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности, участие в научной и научно-технической деятельности;
  • привлечение в науку дополнительных внебюджетных финансовых средств.


3 РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

3.1 Структурные ресурсы.

Организационно-программные ресурсы:

  • 3 системообразующих блока научно-инновационной деятельности университета: информационно-образовательный, научно-производственный и программный;
  • государственные программы фундаментальных и научных исследований;
  • межвузовская отраслевая программа «Инновация», направленная на развитие системы НИД;
  • государственные научно-технические программы по приоритетным направлениям развития науки и техники;
  • региональная научно-техническая программа «Инновационное развитие Витебской области»;
  • программа научно-технологического развития региона;
  • программы Министерства промышленности, науки и технологий РБ и других отраслевых министерств;
  • бюджетные и внебюджетные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности, включая государственные научные фонды (БИФ, Инновационный фонд развития Витебской области);
  • фонды зарубежных организаций;
  • средства предприятий и организаций;
  • собственные средства Университета.

Структурные ресурсы:

  • Проектный институт реконструкции и строительства (ПИРС);
  • контрольно-испытательная лаборатория кафедры технологии конструкционных материалов;
  • инженерно-исследовательский центр кафедры трубопроводного транспорта и гидравлики;
  • исследовательско-испытательный центр кафедры железобетонных и каменных конструкций;
  • лаборатория неразрушающего контроля и технической диагностики кафедры сопротивления материалов, строительной механики и металлических конструкций;
  • отдел патентно-лицензионной работы;
  • институт повышения квалификации (ИПК);
  • Интернет-центр;
  • Центр информационных технологий (ЦИТ);
  • Региональное отделение республиканского центра трансфера технологий (РОРЦТТ).

Преобразование структурных ресурсов должно помочь научной системе Университета эффективно функционировать в рыночных условиях. В этой связи необходима разработка системы организационно-правовых, финансовых и управленческих мероприятий по обеспечению этих преобразований.

3.2 Кадровые ресурсы и работа с молодежью.

Первоочередной задачей в этом направлении является повышение социального статуса научных работников и профессорско-преподавательского состава Университета, отбор и подготовка талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности.

Необходимо дальнейшее совершенствование системы организации, руководства и развития научной деятельности учащейся молодежи, студентов и молодых ученых, финансирование этой деятельности.

Необходимо:

  • развивать систему научных олимпиад, конференций, конкурсов научных работ студентов и учащейся молодежи (НИРС), создавать научные молодежные школы;
  • обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов;
  • развивать систему поддержки и поощрения одаренной молодежи;
  • совершенствовать организацию научно-исследовательской работы студентов в системе: школа-вуз-аспирантура-докторантура.

3.3 Материально-техническая база.

Развитие материально-технической базы Университета должны осуществляться на основе:

  • концентрации республиканских, региональных и собственных ресурсов, создания университетского фонда для приобретения уникальных приборов и оборудования;
  • привлечения материально-технических ресурсов отраслей-потребителей научно-технической и инновационной продукции и кадров, подготовленных Университетом;
  • реинвестирования части доходов от научно-технической, инновационной и образовательной деятельности на нужды и развитие кафедр Университета;
  • повышения эффективности использования имеющегося научного оборудования, создания межкафедральных центров коллективного пользования, учебно-научных лабораторий совместно с государственными академическими научными центрами и крупными научно-производственными структурами.


4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ КОНЦЕПЦИИ

4.1 Основными направлениями деятельности Университета по реализации концепции в области развития науки и научного потенциала являются:

  • развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
  • дальнейшее развитие инновационной системы Университета;
  • развитие межотраслевых инновационных структур;
  • эффективное использование результатов научной и инновационной деятельности;
  • сохранение и развитие кадрового потенциала НИД;
  • интеграция науки и образования;
  • развитие международного научно-инновационного сотрудничества.

4.2 Основными направлениями деятельности по развитию фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок являются:

  • формирование мер первоочередной поддержки направлений фундаментальных исследований, способных стать основой технологических прорывов в области, машиностроения, строительства, химических технологий, новых материалов и формирования последующих технологических укладов в регионе;
  • проведение прогнозных исследований научно-технологического развития региона, прогнозирование последствий принимаемых управленческих решений;
  • повышение роли социальных и гуманитарных фундаментальных исследований;
  • сохранение и поддержка ведущих научных школ Университета, обеспечение преемственности научных знаний;
  • развитие экспериментально-исследовательской, стендовой и приборной базы кафедр Университета;
  • создание, поддержание и ресурсное обеспечение уникальных научных установок, центров коллективного пользования с уникальным научным и экспериментальным оборудованием;
  • совершенствование информационной и информационно-телекоммуникационной инфраструктур в области науки и технологий, развитие унифицированной системы баз данных научных знаний и технологий, системы научно-технической информации Университета;
  • участие ученых Университета в реализации приоритетных направлений развития науки Витебского региона.

4.3 Создание инновационной системы Университета предусматривает:

  • формирование благоприятной экономической и нормативно-правовой среды;
  • создание инновационной инфраструктуры;
  • совершенствование механизмов содействия в коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок;
  • совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия научных организаций и Университета с промышленными предприятиями по продвижению новых технологий в производство, повышению квалификации производственного персонала;
  •  проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование привлечения внебюджетного финансирования;
  • создание и развитие технологических объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических центров, технопарка, технологических "бизнес-инкубаторов", отраслевых лабораторий, базовых кафедр), сети консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной продукции и научно-технических услуг.

4.4 Эффективное использование результатов научной и научно-технической деятельности.

При переходе к инновационной экономике особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности Университета через управление интеллектуальной собственностью - особым видом нематериальных активов. Университет должен обеспечить развитие инновационного цикла от стадии фундаментальных исследований до выпуска и реализации наукоемкой продукции и технологий, создавать и совершенствовать инновационные инфраструктуры, осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих в инновационной сфере.

Основными мероприятиями по повышению эффективности использования результатов научно-инновационной деятельности являются:

  • создание системы учета и обеспечения доступа к информации о результатах научных исследований и технологических разработок учеными Университета;
  • стимулирование процессов создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научной и научно-технической деятельности;
  • закрепление в нормативно-правовом порядке прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научной и научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета;
  • нормативно-правовое обеспечение механизмов передачи предприятиям, организациям, инвесторам либо иным хозяйствующим субъектам прав на результаты научной и научно-технической деятельности для введения их в хозяйственный оборот;
  • содействие формированию рынка интеллектуальной собственности, расширению прав создателей этой собственности;
  • совершенствование патентной и лицензионной деятельности.

4.5 Сохранение и развитие кадрового потенциала.

Необходимым условием сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса Университета является формирование условий для повышения престижа труда ученого и педагога.

Основными мероприятиями по сохранению и развитию кадрового потенциала являются:

  • поддержка и развитие ведущих научных и научно-педагогических школ Университета;
  • создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий, включая совершенствование практики стажировки за рубежом;
  • обеспечение соответствия номенклатуры и масштабов подготовки научных кадров высшей квалификации с потребностями Университета в реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и важнейших инновационных проектов;
  • совершенствование нормативной базы Университета, обеспечивающей статус, социальные гарантии и увеличение уровня доходов научных и научно-педагогических работников;
  • повышение качества подготовки научных работников высшей квалификации в аспирантуре как Университета, так и ведущих вузах и научных центрах Республики Беларусь;
  • формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров в области инновационного предпринимательства, обеспечение условий для их ротации в научно-инновационной сфере.

4.6 Развитие международного научного и научно-технического сотрудничества.

Мероприятия в этой области должны быть направлены на создание благоприятных условий и механизмов развития взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества в области науки, технологий и инноваций, в том числе:

  • развитие международного сотрудничества и кооперации в области реализации важнейших инновационных проектов, приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, расширение фундаментальных исследований;
  • стимулирование создания на базе Университета международных научных лабораторий, центров, научно-образовательных и научно-производственных интегрированных структур, в т. ч. для создания условий по активному продвижению на мировой рынок отечественной научной и научно-технической продукции путем экспорта результатов научно-образовательной деятельности, подготовки и переподготовки зарубежных специалистов;
  • совершенствование системы экспортного контроля, порядка передачи технологий и интеллектуальной собственности, включая технологии двойного назначения;
  • стимулирование взаимодействия с соотечественниками, занятыми научной, научно-технической и инновационной деятельностью за рубежом, их активное привлечение к реализации совместных научных программ и проектов; - развитие научных и научно-технических связей со странами СНГ и Балтии.


5 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате выполнения мероприятий по реализации Концепции будет:

  • обеспечена научная основа подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований;
  • разработан механизм реализации учеными Университета приоритетов научной деятельности и проблем развития системы образования, оказана поддержка научным исследованиям - основе фундаментализации образования;
  • реорганизована система научной, научно-технической и инновационной деятельности Университета в современных рыночных условиях, обеспечена её направленность на решение проблем развития образования, реального сектора экономики, социально-экономических и научно-технических проблем региона, обеспечено участие ученых в отраслевых и региональных программах;
  • разработан организационно-финансовый механизм поддержки научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых; - создан учебно-научно-инновационный комплекс Университета;
  • осуществлен комплекс мероприятий по созданию и развитию в Университете инновационной инфраструктуры, в частности Центра трансфера технологий и научно-технологического парка;
  • развита единая для Университета телекоммуникационная сеть образования, науки и инновационной деятельности и обеспечено широкое применение новых информационных технологий;
  • закреплено сотрудничество учебно-научно-инновационного комплекса Университета с предприятиями, отраслями и регионами, что будет способствовать созданию новых технологий, решению крупных научно-технических проблем, развитию рынка научно-технической продукции, расширению экспортных возможностей; обеспечено широкое участие ученых Университета в международных научных и образовательных программах и активизирована внешнеэкономическая деятельность.