Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

С середины XVII в. внутри- и внешнеполитические условия развития Речи Посполитой и, в частности, Великого Княжества Литовского резко ухудшились. Кровавые вооруженные конфликты — Казацко-крестьянская война 1648–1651 гг. (антиправительственные силы, между прочим, возглавлял воспитанник Львовского иезуитского коллегиума Богдан Хмельницкий) и война Речи Посполитой с Российским государством 1654–1667 гг. — принесли белорусско-литовским землям неисчислимые человеческие и материальные потери. Особенно пострадали Полоцк и Полоцкий повет, которые потеряли соответственно 93,2% и 74,8% дымов (дым — хозяйственный комплекс, который принадлежал семье; одна из главных единиц налогообложения). Естественно, что на всем протяжении войны 1654–1667 гг. Полоцкий коллегиум не функционировал, его здания были сожжены или разрушены, а имущество иезуитов было почти полностью разграблено.

Сразу после окончания войны, пускай и не в полном объеме, Полоцкий иезуитский коллегиум возобновил свою работу и продолжил развивитие. В 1667/1668 учебном году занятия проходили в классах инфимы и грамматики, с 1672/1673 учебного годы велось преподавание поэзии и риторики. С 1675/1676 учебного года начались занятия в классе высшей школы (проводилось обучение логике), а следующем академическом году уже преподавались математика и физика. У 1690/1691 учебном году в Полоцком иезуитском коллегиуме даже появляется отдельная штатная единица профессора математики – почти уникальное явление для орденских заведений такого типа в Литовской провинции. С этого же времени стабилизируется преподавательский состав коллегиума. Более того, все вакансии занимаются преподавателями с профессорской степенью.

С середины XVII в. еще одной значительной проблемой, характерной не только для Полоцкого коллегиума, но и всей системе иезуитского образования в Литовской провинции, стало снижение требований к исполнению предписаний Ratio studiorum. Особенную тревогу вызывало преподавание греческого языка и литературы. Хотя на бумаге эти дисциплины вместе с латынью по-прежнему составляли основу гуманитарной подготовки в иезуитских школах, слабая востребованность в шляхетской среде языка Гомера и Аристотеля неуклонно вела к ее деградации в белорусско-литовских заведениях Ордена. Греческая литература, например, сохраняла некоторую актуальность только в контексте античной мифологии.

В 1655 г. генерал Общества Иисуса Павел Олива приказывал: «Нужно срочно предписать обучение греческому языку в школах. Необходимо наказать тех, кто не следовал правилам, которые предписывают ее изучение, или публично говорили, что эта дисциплина является ненужной». Начало войны надолго приостановило реализацию этой полезной инициативы. Греческий язык ненадолго вернулся в Полоцкий иезуитский коллегиум в 1676/1677 учебном году, когда здесь работал прекрасный знаток языка Максим Войтехович, но потом снова исчез до 1683/1684 учебного года. И в последующие годы преподавание греческого языка неоднократно прерывалось. Главной причиной трудностей был очевидный недостаток педагогических кадров этого профиля в Литовской провинции. Упадок греческого языка на протяжении десятилетий лишили Общества Иисуса сразу нескольких поколений преподавателей. Обычно преподавали греческий язык в Полоцке (и других белорусско-литовских заведениях иезуитов) профессора-совместители: греческого языка и математики или греческого языка и логики. Причем язык, несомненно, не был их профильной дисциплиной.

Генерал Общества Иисуса Ян Павел Олива

Генерал Общества Иисуса Ян Павел Олива (гравюра XVII в.)

Северная война (1700-1721), события которой самым непосредственным образом затронули земли Великого Княжества Литовского, снова принесла смерть и разрушения, негативно отразившись и на Полоцке, и его иезуитском коллегиуме.

План Полацка 1707г.

План Полоцка 1707 г.

С 40-х годов XVIII в. начинается бурный этап в образовательной деятельности Общества Иисуса на землях ВКЛ. Именно с этого времени сюда проникают идеи европейского Просвещения. Перемены затронули практически все области общественной и культурной жизни. Одной из наиболее характерных примет времени становится стремление передовой части интеллектуальной элиты Речи Посполитой вывести отечественное образование на высокий европейский уровень.

Центральная роль в этом процессе принадлежала прекрасному педагогу-реформатору и политическому деятелю Станиславу Конарскому (1700–1773). Член католического монашеского Ордена пиаров (от латинского названия Schola pia – «набожная школа»), основанного в 1597 г. и служившего целям воспитания и образования юношества, С. Конарский основал в Варшаве новый тип школы — пиарский Collegium nobilium. В отличие от иезуитской программы обучения, предусмотренной Ratio studiorum, пиарское элитарное заведение делало акцент на преподавании наиболее актуальных и для государства, и для его социальных верхов дисциплин. При общем сокращении преподавания латинского языка большое внимание стало уделяться очень востребованным в то время иностранным языкам — немецкому и французскому. Центральное место в пиарской образовательной системе стали занимать библейская и польская история, основы отечественного гражданского и международного права, политика и т.д. В духе требований времени были расширены курсы математики и естественных наук. Преподавание должно было вестись по новым учебникам, разработанным самими пиарами. Много делалось для воспитания в учащихся чувства гражданственности. Кроме того, категорически запрещались телесные наказания. Таким образом, пиары давали как раз такие образование и воспитание, которые в наибольшей степени должны были способствовать в недалеком будущем быстрому росту политической и дипломатической карьеры их воспитанников. Рост популярности пиарской образовательной сети среди шляхты и ее дальнейшее расширение (в 1751 г. был открыт пиарский коллегиум в Витебске) не на шутку встревожили руководство Общества Иисуса, которое неумолимо утрачивало монополию в сфере образования и воспитания. Иезуиты не ограничивались жесткой конфронтацией с монахами-пиарами (они сумели добиться закрытия их коллегиумов в Вильно, Гераненах и Воронове), а стремились при возможности брать на вооружение опыт конкурентов.

Станислав Конарский

Станислав Конарский (неизвестный автор, XVIII в.)

Так, согласно рекомендациям самого С. Конарского, для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров Общество Иисуса стало практиковать для своих воспитанников заграничные стажировки. Началось обновление учебно-методической базы. Например, в 1749 г. коллективом авторов-иезуитов был разработан новый учебник по латинскому языку. Издавали словари и пособия, в которых латинские тексты сопровождались польскими и даже французскими переводами. Эти книжные новинки в скором времени появились и в Полоцком иезуитском коллегиуме.

Еще одним важным направлением модернизации иезуитской системы образования стало введение в образовательный процесс иностранных языков. Лидировал в этом начинании Виленский университет. С 1756/1757 учебного года началось преподавание французского языка и в Полоцке.

Примерно в то же время в учебный процесс стали вводить историю, в рамках которой иезуиты давали и основы географических знаний. Именно в Полоцке начал свою блестящую карьеру в Обществе Иисуса один из самых известных специалистов в области географии Речи Посполитой историк Франтишек Папроцкий (1723–1805). Он подготовил и издал несколько историко-географических и географических учебников, например, «Польские домашние сведения Великого Княжества Литовского» (1752). Учащиеся иезуитских школ знакомились на его страницах с основами знаний по политической и физической географии отечества, политической системе государства. В другом учебнике «Европа — наилучшая часть света» (1754) Ф. Папроцкий давал анализ географического положения, природных условий, социально-экономического и политического строя, состава населения, духовной культуры европейских народов.

Возрастающая конкуренция вынуждала иезуитов активно взяться за укрепление материальной базы. Строительство каменного иезуитского храма было начато еще в конце XVII в. До 1738 г. собор Святого Стефана был практически готов. В 1745 г. состоялся обряд его освящения, но работа над украшением храмового интерьера продолжалась до 1766 г. Около 1750 г. на месте в очередной раз уничтоженного пожаром деревянного коллегиума иезуиты начали возведение грандиозного каменного комплекса, который вместе с собором сформировал единый архитектурный ансамбль площадью свыше 7 тыс.м2. Одним из украшений интерьеров корпусов служили изразцовые печи, многие из которых являлись произведениями декоративно-прикладного искусства.

Первоначально был возведен трехэтажный Е-образный корпус. Его главный фасад с парадным входом был обращен на юг, в сторону Двины. На террасе перед главным фасадом был разбит регулярный сад. По оси парадного вестибюля, в среднем (меньшем) выступе коллегиума на первом этаже размещалась столовая (трапезная), а на втором – главное помещение иезуитской библиотеки. Высота этой двухэтажной части корпуса была равна остальным трехэтажным. В боковых (от парадного входа) крыльях коллегиума на трех этажах находились 105 монашеских келий. Коридор правого крыла корпуса примыкал к алтарной части костела. Перекрытия всех этажей были сводчатыми. Камины и печи почти не использовались, а их функцию выполняли отопительные каналы, проложенные под кирпичными и изразцовыми полами.

Размещение массивного здания над высоким надпойменным плато требовало укрепления берега каменной подпорной стеной. Для защиты от высоких грунтовых вод под главным зданием были заложены подземные каменные водостоки, которые обеспечивали дренаж почвы; в стены встраивались вентиляционные ходы, а подземные проходы оборудовали водостоками.

Полоцкий иезуитский коллегиум стал вторым после Виленского университета учебным заведением, где Общество Иисуса попыталось начать подготовку специалистов в области архитектуры. Центральной фигурой в реализации этого замысла было суждено стать уроженцу Полотчины Габриэлю Ленкевичу (1722–1798). После изучения архитектуры в стенах Виленского университета он продолжал самосовершенствование, и руководство решило направить его в главное орденское учебное заведение — Римский иезуитский коллегиум (в настоящее время — Григорианский университет). По возвращении на родину он продолжил преподавательскую деятельность и с 1768/1769 учебного года начал читать курс архитектуры в Полоцке. До 1773 г. Г. Ленкевич также исполнял обязанности руководителя строительных работ в комплексе иезуитского коллегиума.

В середине XVIII в. Полоцкий иезуитский коллегиум повидал немало крупных деятелей науки и культуры эпохи Просвещения, но одним из самых значимых был Мартин Почобут-Одляницкий (1728–1810). После учебы в иезуитских заведениях Гродно, Вильно и Слуцка в 1749 г. он был направлен в Полоцк как учитель класса инфимы (первого года обучения). Параллельно с педагогической деятельностью молодой талантливый иезуит изучал здесь теологию и философию (1749–1752).

Мартин Пачобут-Одляницкий

Мартин Пачобут-Одляницкий (Олешкевич, 1810)

Продолжив обучение в Виленском университете и пройдя стажировку в Праге, Марселе, Авиньоне и Неаполе, М. Почобут-Одляницкий становится признанным корифеем отечественной астрономии. Недаром в 1767 г. последний правитель Речи Посполитой Станислав Август Понятовский присвоил ему звание королевского астронома, а основанная ученым Виленская астрономическая обсерватория получила статус королевской.

Астрономическая обсерватория Виленского университета

Астрономическая обсерватория Виленского университета (С. Янушевич, XIX в.)

Завоевав признание не только на родине, но и со стороны европейского научного сообщества (был избран членом Лондонского королевского общества (Академии наук) и Парижской академии наук), Мартин Почобут-Одляницкий возглавил реорганизацию Виленского университета в полностью светское учебное заведение — главную школу Великого Княжества Литовского — и на протяжении его существования занимал пост ректора (1780–1810).