I зимняя школа «ElectroHUB» от ФКНЭ для школьников

I зимняя школа «ElectroHUB» от ФКНЭ для школьников
27-29 декабря факультет компьютерных наук и электроники провел для 17 учащихся школ г. Полоцка и г.Новополоцка I зимнюю школу «ElectroHUB».
Основная цель проводимых мероприятий – это знакомство школьников (потенциальных абитуриентов) с факультетом, его студентами и преподавателями, а также повышение интереса учащихся к радиотехническим и IT-специальностям. Так, коллектив кафедры физики ставил задачу по популяризации новой IT- специальности «Компьютерная физика», набор по которой впервые был осуществлен в 2021 году, чтобы показать ребятам, что физика, несмотря на всю сложность этой науки, является весьма увлекательной, познавательной и универсальной дисциплиной.
Помимо декана, заведующих кафедрами и преподавателей в организации вышеуказанных мероприятий приняли активное участие и студенты ФКНЭ:
  • в брейн-ринге «Математика и факты» – Губская Наталья, Шмурадко Максим (группа 20-КБ), Чижова Влада, Шелепень Даниил (группа 19-КБ)
  • в CyberQuest’е – Архангельская Екатерина (группа 19-КБ)
  • в RobotClass – Лазерко Антон (группа 20-РК), Сивацкий Дмитрий (группа 18-ПЭЛ)
  • на протяжении всей зимней школы сопровождали школьников Жусель Денис (группа 17-ЭС) и Цыбулько Дарья (группа 21-КФ)

Студенты ФКНЭ

Жусель Денис Шмурадко Максим
На EduPhys, проведенном старшим преподавателем кафедры физики Вабищевич Н.В., были продемонстрированы подходы, позволяющие облегчить восприятие физических задач и почувствовать себя увереннее при их решении. Именно такие подходы практикуются при проведении курсов по подготовке к ЦТ по физике в нашем университете, потому EduPhys проводился, в том числе, и для их популяризации.
Учащиеся школ г.Новополоцка Вабищевич Н.В.

Учащиеся школ г.Новополоцка (фото 1). Вабищевич Н.В. (фото 2)
Заведующий кафедры физики Вабищевич С.А. провел увлекательное занятие HighLevel по решению физических высокоуровневых задач для наиболее мотивированных ребят, увлекающихся физикой.

HighLevel по решению физических высокоуровневых задач от заведующего кафедры физики Вабищевича С.А. 
С.А.Вабищевич
Старшие преподаватели кафедры физики Окунев Д.О. и Солдатенко П.Н. в рамках занимательной физической лаборатории EduLab продемонстрировали важность и актуальность для современного человека владения навыками дозиметрического контроля и возможности спектрального анализа в современных исследованиях окружающего мира.
В завершение ребятам была предложена занимательная физическая викторина ФизQuiz, которую провели старший преподаватель кафедры физики Танана О.В. и ассистент кафедры физики Сковородко М.А.
Посетив RobotClass школьники узнали основные принципы робототехники. Получили представление об основных этапах проектирования роботов и на практике ознакомились с образовательной платформой LEGO Mindstorm EV3.Ребятами были собраны макеты роботов с использованием LEGO Mindstorm EV3 и совместно со студентами старших курсов ФКНЭ разработаны индивидуальные программы функционирования робототехнических модулей. Особое внимание уделено работе с ультразвуковыми датчиками и датчиками определения цветовой гаммы. Получив задание, каждый школьник находил новый подход к решению поставленной задачи. Совместно с наставниками собраны и запрограммированы мини-роботы, реагирующие на цветовые палитры, аналогичные светофору. В конце занятия ребята получили информацию о специальностях на которых в университете проводится обучение элементам робототехнических устройств и систем.

RobotClass

На мастер-классе «Пробуем паять» ребята познакомились с основными инструментами для пайки: от паяльника до паяльной станции и микроскопа. Узнали об необходимых материалах и технике безопасности. Затем попробовали свои силы на практике - каждый смог персонально залудить провод и выпаять радиодетали. Наиболее опытные получили консультацию о необходимых приемах.
Паяльная станция Микросхема

Паяльная станция (фото 1). Микросхема (фото 2)
В рамках мероприятия TeslaDrive доцент кафедры энергетики и электроники Адамович А.Л. рассказал школьникам об изобретении электродвигателей, показал устройство и принцип работы асинхронного электродвигателя, а также провел викторину о современных электродвигателях. Вниманию школьников было представлено множество демонстраций, таких как, дистанционное управление электродвигателем, высоковольтные разряды в воздухе и по поверхности изоляторов, работа высокочастотного генератора Тесла, управление наружным освещением города, а также работа электрических аппаратов защиты при коротких замыканиях в электрической сети.
При посещении учебной лаборатории по материаловедению доцент Молодечкина Т.В. дала школьникам возможность почувствовать себя инженерами-исследователями. Ребятам было предложено принять участие в проведении измерений характеристик материалов, использующихся в электронике и энергетике. Школьники разделились на небольшие подгруппы, по 2-3 человека, каждой из которых было предложено выполнить свое задание. Предметом изучения были фотопреобразователи, датчики Холла, диэлектрические материалы. Участники каждой группы освоили методику проведения исследований определенного вида материалов и обработки результаты проведенных измерений, а также сделали выводы о проделанной работе.
Будущие инженеры-исследователи 33

Будущие инженеры-исследователи

Учебное оборудование
Учебное оборудование
Также доцентом Янушкевичем В.Ф. были проведены лабораторно-практические занятия на тему «Занимательная электродинамика». В научно-популярной форме школьникам было рассказано об основных принципах электродинамики, о применении этих знаний для расчета полей в различных волноводах и объемных резонаторах, для определения поля излучения простейших антенн. Было акцентировано внимание на методах расчета электромагнитных полей в различных средах, на законах распространения радиоволн различных диапазонов в свободном пространстве, с учетом влияния поверхности Земли, тропосферы, ионосферы, на вопросах электромагнитной совместимости при распространении радиоволн.
Янушкевичем В.Ф. Осциллограф С1-55

Янушкевичем В.Ф. (фото 1). Осциллограф С1-55 (фото 2)
Рассмотрены элементарные излучатели линейной и круговой поляризации - электрический и магнитный диполи Герца, рамка, турникетный излучатель, источник однонаправленного излучения (элемент Гюйгенса), реальные вибраторные, щелевые и микрополосковые излучатели. Приведены примеры решения интересных задач по основным разделам электродинамики, а также лабораторный практикум.
Одно из лабораторных занятий было посвящено применению волоконно-оптических линий передачи в современных системах инфокоммуникаций. Были рассмотрены вопросы: в каком диапазоне частот используются волоконные световоды, виды оптических волокон, физические процессы, происходящие при распространении электромагнитных волн в световоде, классы электромагнитных волн в световодах, структурная схема измерительной установки, способы измерения параметров волоконно-оптических линий передачи. Второе из лабораторных занятий было посвящено изучению способов согласования фидеров с нагрузкой, исследованию наиболее распространенных способов согласования.
22 33

Лабораторное занятие, посвященое применению волоконно-оптических линий передачи в современных системах инфокоммуникаций
Во время брейн-ринга «Математика и факты» преподавателями кафедры математики и компьютерной безопасности учащимся было предложено решить разной сложности задания, связанные с математикой. Предварительно всех школьников разбили на команды. Для победы командам нужно было в строго отведенное время ответить правильно на различные вопросы о математических терминах и фактах. Игра состояла из четырех этапов. Первый этап был самый простой и наиболее привычный абитуриентам – тест, содержащий вопросы из разных разделов математики. Второй этап сложнее: нужно было решить задачи и ответить на вопросы логического содержания. Ребята успешно справились с задачей Л. Н. Толстого, ответили на вопрос великого ученого-математика Давида Гильберта: «Чего не хватает поэту чтобы стать математиком?» и на многие другие вопросы. На третьем этапе школьники прослушали рассказ о переносной шифровальной машине «Энигма», использовавшейся для шифрования и дешифрования секретных сообщений в годы Великой отечественной войны. При этом в процессе рассказа учащиеся сами являлись дешифраторами, закодированного, в представленной презентации, слова. И, наконец, яркий конкурс блиц-вопросов завершил основную часть первого из мероприятий – брейн-ринга.

Брейн-ринг «Математика и факты» с Козловым А.А.
Брейн-ринг «Математика и факты» с Козловым А.А.
Вторым мероприятием, впервые проводимым в стенах университета, стал CyberQuest. Ребята придумали настоящие головоломки, которые под силу было решить только способным, целеустремленным, творческим, юным «хакерам», ведь им пришлось в игровой форме: показать свои знания об устройстве компьютера; навести порядок на рабочем столе современного компьютера; обнаружить слова в поле букв; однозначно определить «истину» или «ложь» предложенного утверждения; зашифровать представленное в задании сообщение с применением указанного алгоритма шифрования, а также расшифровать зашифрованные соперниками сообщения; навести порядок в хронологии событий, связанных с развитием информационных технологий и многое-многое другое. В итоге, за каждый успешно пройденный этап квеста участники получали букву зашифрованного сообщения, которое они должны были представить в финале конкурса. Победителем стала команда, которая быстрее всех справилась с заданием. Уставшие, но счастливые, они с гордостью читали полученные сообщения о победе в конкурсе – CyberQuest’е.
Увлекательный CyberQuest Увлекательный CyberQuest

Увлекательный CyberQuest
Каждому участнику зимней школы деканом факультета Галешовой Е.И. был вручен сертификат об участии и небольшие памятные сувениры.
Галешова Е.И. вручает сертификат об участии Небольшие памятные сувениры для участников зимней школы

Галешова Е.И. вручает сертификат об участии (фото 1). Небольшие памятные сувениры для участников зимней школы (фото 2)
Хочется отметить, что проведенные мероприятия вызвали живой интерес не только со стороны учащихся, но и со стороны преподавателей и студентов, которым также посчастливилось принять участие в командных играх.
Активные и веселое времяпровождение, огонь в глазах и живой интерес учащихся к мероприятию, тесное взаимодействие преподавателей, студентов и школьников, их общение в неформальной обстановке окажут не забываемое впечатление у учащихся о проведенных ими зимних каникулах в стенах Полоцкого государственного университета. В памяти школьников также останутся и, врученные им в преддверии Нового 2022 года сладкие подарки и новогодние сюрпризы.

И.Б.Бурачёнок, Е.И.Галешова, О.В.Танана, студенты ФКНЭ с участниками зимней школы
И.Б.Бурачёнок, Е.И.Галешова, О.В.Танана, студенты ФКНЭ с участниками зимней школы
Вот такие отзывы оставили учащиеся о зимней школе «ElectroHUB»:
Подлесных Дмитрий, 11 класс, Лицей г.Новополоцка:
«Круто, классно, весело и познавательно!»
Вильневич Анита, 10 класс, Полоцкая государственная гимназия №2, г.Полоцк:
«Мне понравились викторина, катушка Tesla, урок пайки. У вас классные педагоги. Даша и Денис – лучшие! Очень интересно, я обязательно приду в следующем году».
Рубис Виктория, 11 класс, Полоцкая государственная гимназия №2, г.Полоцк:
«Интересно, занимательно, познавательно. Все мероприятия очень увлекательные».
Струй Иван, 10 класс, СШ № 18, г.Полоцк:
«Мне понравилось. Есть только один минус – очень мало времени и дней».
Бриль Емельян, 6 класс, Полоцкая государственная гимназия 1 им. Ф.Скорины, г.Полоцк:
«Узнал много нового об электронике и электротехнике. Это было хорошим времяпрепровождением».
Выражаем уверенность, что такие мероприятия будут проводиться регулярно и в дальнейшем, а Зимняя школа «ElectroHUB» станет доброй традицией нашего факультета.

Факультет компьютерных наук и электроники

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie