Приглашаем преподавателей к участию в разговоре о новых методах преподавания, внедрение которых в нашем университете открывает метод проектов.
Проектный метод помогает идти в ногу со временем. Развитие Интернета, который мгновенно предлагает на запрос готовые ответы, изменило роль преподавателя. Сегодня важно не передавать сумму тех или иных знаний, а учить студентов приобретать эти знания самостоятельно. В проектном обучении преподаватель минимально вмешивается в работу студентов, но «за кадром» определяет цели, планирует этапы, дает вводную информацию.
Вклад в реализацию стратегии университета. Начальник учебно-методического отдела Надежда Борейко говорит: «Главная цель университета – построение внутренней системы обеспечения качества, которая требует новых методов обучения и отхода от старых форм – лекций, семинарских занятий». Шагом к достижению этой цели станет проектный метод, который готовит мобильных людей, способных постоянно обновлять знания. Для преподавателей это способ разнообразить учебный процесс, повысить качество образования и укрепить репутацию среди руководства университета и коллег.
«От души выполняемый замысел». Такое определение еще в начале XX века дал методу проектов У. Килпатрик. Американский педагог подчеркивал, что собственная постановка учебной проблемы, поиск нужной информации и вариантов решения проблемы захватывают человека. Интерес к предмету повышается, студент готов работать во внеурочное время, без контроля извне. Главное требование к преподавателю – придумать оригинальный проект, который увлечет и поможет завоевать признание студентов.
Метод проектов обеспечит победу. Найдите идею проекта, воплотите в весеннем семестре на занятиях и станьте участником конкурса «Преподаватель года». Авторы самых оригинальных проектов окажутся на красной ковровой дорожке на церемонии «Крыніца ведаў».
На практическом семинаре, который прошел в поселке Междуречье, собралось 130 преподавателей Полоцкого государственного университета, начиная от ассистентов и заканчивая профессурой. Это 25% профессорско-преподавательского состава университета, которые первыми применят проектный метод в учебных аудиториях.
Сначала эксперты поделились опытом участия в международных проектах, рассказали о результатах проектов, которые организовали для студентов в университете. «Методический рюкзак» с подробным описанием удачных проектов ищите на университетском портале в разделе «СОТРУДНИКАМ: справки и документы».
Девизом второй части семинара стали слова Конфуция, которые отражают главные принципы проектного метода: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня в процесс – и я пойму. Отойди – и я буду действовать». Преподаватели разделились на проектные группы и два дня работали над важными для университета темами:
- новая концепция эссе первокурсника
- дистанционное обучение в ПГУ
- гибкий курс для магистрантов «Успешная карьера»
- новая профориентационная стратегия ПГУ
- создание сильных инфотекстов
- профориентационные квесты
Работа строилась внутри междисциплинарных мини-групп по 4–6 человек.
Преподаватели сообща выдвигали идеи, анализировали, собирали информацию, систематизировали и обобщали данные.
Успех проектам принесло умение преподавателей распределять роли и проявлять лидерские качества, работать в команде и общаться, находить решения в нестандартных ситуациях и управлять временем.
Надежда Борейко: «Участники семинара прочувствовали на себе, насколько важны гибкие навыки при решении рабочих задач. Мы ожидаем, что преподаватели пересмотрят подходы к ведению дисциплин, поймут, что роль играют не только знания и профессиональные компетенции в конкретной предметной области, но и гибкие навыки, которые нельзя выработать во время лекций».
На следующий день группы обсуждали результаты работы.
На итоговом обсуждении участники семинара представили шесть презентаций, в которых отразились основные результаты работы.
«Преподаватели показали великолепные проекты, один лучше другого. Настолько интересные и разноплановые, что это супер! Мне очень понравилось. После устранения небольших шероховатостей получим солидный конечный продукт», – поделилась мнением Надежда Борейко.
Результатами работы остались довольны и преподаватели, которые оценили содержание и организацию семинара в анкете. Удовлетворение итогами двухдневной работы выразили 97% преподавателей.
Первый проректор университета Светлана Вегера отмечает: «2019 год станет в ПГУ годом проектного метода. Сначала преподаватели сами прошли "обучение через деятельность", теперь перенесут этот опыт в учебные аудитории. Проекты будут обсуждаться на кафедрах и факультетах. Постепенно каждый преподаватель познакомится с принципами проектного метода, а с сентября будет постоянно использовать в работе со студентами. Надеюсь, что активные формы работы обновят учебную атмосферу, а университет станет для студентов местом, где учеба будет проходить без отрыва от жизни».
Вспомним еще раз слова Конфуция и пожелаем преподавателям:
Понравилась статья? Поделитесь с коллегами и друзьями!
Статья стала итогом работы проектной группы «От инфоповода к инфотексту». В создании участвовали:
Татьяна Гордеенок, зав. кафедрой мировой литературы и иностранных языков
Виктория Матвейчук, ассистент кафедры архитектуры
Ольга Шавлюга, ст. преподаватель кафедры учета, финансов, логистики и менеджмента
Ирина Кирякова, доцент кафедры теории и истории государства и права
Марина Волошина, ст. преподаватель кафедры геодезии и геоинформационных систем