Роман Лихоманов

Основатель кондитерской «Просто вкусно» Роман Лихоманов
Важный показатель качества образования любого университета – успешность его выпускников. Кто-то находит идеальное для себя место работы, кто-то достигает высот в науке, а кто-то даже начинает свой бизнес. К последним относится выпускник Полоцкого государственного университета – основатель кондитерской «Просто вкусно» Роман Лихоманов. Мы спросили Романа о его пути и идеях по развитию частного бизнеса в регионе и воспитанию культуры предпринимательства среди студентов ПГУ.

О начале бизнеса

- Сейчас у вас большая кондитерская, а помните ли вы свой первый торт?
Хороший вопрос. Первые изделия я начал делать дома еще в детстве. Когда и какой, я уже точно не помню. А вот первый заказ в памяти, конечно, остался. В 2013 году в Полоцк приехала девушка из Минска, чтобы открыть здесь кофейню Quick Coffee (те самые две кофейни, которые сейчас у нас работают). Она наткнулась на мою страничку «ВКонтакте», увидела, что я что-то выкладывал на тему еды, и попросила помочь ей разработать меню детского кафе (им изначально должен был стать Quick Coffee). Я составил меню, но потом планы поменялись, и она решила открыть просто кофейню. А самой первой точкой, еще до Quick Coffee, было «кафе» возле кинотеатра «Родина» в Полоцке. Такая, уличная торговля. Туда я впервые на заказ делал трубочки со сгущенкой. Вафли готовил дома в обычной советской вафельнице, сгущенку тоже сам варил и наполнял ею трубочки. С этого и началась вся история.
Дальше интерес к моим трубочкам начал расти, люди стали обращаться, просить сделать что-то еще. Тогда заказные торты начинали набирать популярность, и меня спросили, могу ли я сделать торт из мастики. Согласился, сделал. Торт получился классный, я выложил его фотографию «ВКонтакте», и мне начали писать сначала знакомые, потом знакомые знакомых. И так два года дома занимался тортами на заказ параллельно с работой.
Интересно, что начало – это тот самый Quick Coffee, которым мы теперь управляем. А поставку трубочек мы прекратили: объемы нужны были большие, а на тот момент мои попытки открыть свой кондитерский цех не увенчались успехом. Но я на этом не остановился, делал торты дома и в 2018 году получилось превратить это в производство и открыть настоящую кондитерскую.
Выпускник ПГУ Роман Лихоманов Первый торт

Тогда заказные торты начинали набирать популярность, и меня спросили, могу ли я сделать торт из мастики. Согласился, сделал. Торт получился классный
– То есть, в каком-то плане помогли связи и «сарафанное радио»?
Да, они всегда помогают. Поэтому я всегда говорю о важности нетворкинга. Общение – это новые контакты, у которых есть другие полезные контакты. Цепочка людей. Поэтому нельзя сидеть одному тихонечко где-то, нужно везде общаться.
– А вы больше экстраверт или интроверт?
Экстраверт, наверное.
– Тогда это помогает. А что делать тем, кто не слишком любит общаться?
Мне кажется, сейчас вопрос решают соцсети. Те, кто боятся общения с людьми, занимаются перепиской, минимальными контактами. Особенно это распространено в наше время, тем более в период пандемии. Можно сказать, что интровертам повезло (смеется). Сейчас даже бизнес так организовывают, чтобы не нужно было никуда ходить. Создал Insta-shop, где-то закупил товар, кому-то продал и все: ты с людьми не контактируешь и занимаешься бизнесом. Но это работает с небольшим масштабом. Если говорить о крупном проекте, то без общения с людьми и со своей командой никак.

О смене руководящей инженерной должности

– Вы сказали, что не сразу ушли в бизнес, а параллельно работали. Расскажите об этом подробнее.
Я работал на заводе «Полимир» после окончания Новополоцкого государственного политехнического колледжа. Параллельно заочно учился в Полоцком государственном университете на специальности «Промышленная электроника». Сначала работал КИПовцем по ремонту весового оборудования, а потом, буквально через год, занял руководящую должность мастера бригады. За 10 лет я поменял 6 руководящих должностей. Несмотря на то, что моя карьера была активной, интересной работы хватало, хотелось делать что-то еще. В итоге ушел с хорошей должности с хорошей зарплатой и стал заниматься тем, что больше нравится. Плюс, я организовал собственный бизнес. А руководящие должности высокого уровня не имеют право заниматься предпринимательской деятельностью и приравниваются к государственным служащим. Это тоже сыграло роль при выборе в пользу собственного бизнеса.
– Как так получилось, что инженер стал кондитером, или, может, наоборот кондитер пошел учиться на инженера?
Я, как и многие, пошел учиться туда, где потом можно найти работу. Это не было «призвание». Я понимал, что если учиться на повара или кондитера, то потом сможешь работать в столовой или максимум в ресторане, а у нас в Новополоцке их не много. И заработная плата кондитеров и поваров не такая, как на заводе. Поэтому выбор пал на более доходную работу. А выпечка и готовка были хобби, которые потом развились в бизнес.
– Наверное, у всех такая мечта: превратить хобби в бизнес.
Это в идеале.
– Сейчас вы полностью в кондитерском деле. А помогла ли вам учеба, пусть даже совсем по другому направлению?
Знания в любом случае пригодились. Не бесследным остался опыт работы руководителем: управлять людьми тоже нужно уметь. Начинать бизнес без этого навыка трудно. А у меня уже был стаж, я работал с большим количеством самых разных людей. Знания, приобретенные в университете и в колледже, всегда полезны. Это же правильно – не ограничиваться узким набором компетенций. Если ты кондитер, но не знаешь больше ничего, это же нехорошо. Поэтому получение полного образования – только плюс.

О сотрудничестве университета и регионального бизнеса

– Действительно, специалист должен быть разносторонне развит, и ПГУ нацелен на это, в том числе на воспитание предпринимательской культуры среди студентов. Например, у нас создана Стартап-школа. Видите ли вы перспективы сотрудничества между университетом и региональным бизнесом?
Да, вижу. Наша управляющая компания Online Startup нацелена на развитие предпринимательства и помощь начинающим бизнесменам, у которых есть идея собственного проекта. Университет – это та площадка, где люди получают образование и открывают дверь в новый этап жизни. Выпускники хотят дальше применять свои знания на практике: кто-то в своем деле, кто-то наемным работником. Бизнес нужно развивать, потому что с этим развивается и экономика. Проведение семинаров, где студенты общаются с реальными представителями бизнеса, – это дополнительные полезные, практические знания для понимания реальности.
– Мы с вами полностью согласны. Но это современный тренд и, когда вы учились, такого же в принципе не было вообще?
Да, такого не было. Сейчас развитию предпринимательства уделяют особое внимание. Мир поменялся, не каждый студент хочет работать «на дядю». Многие мечтают о собственном деле, это нужно воплощать в жизнь. Плюс, это полезные знакомства. При желании студент может на таких мероприятиях найти себе партнеров и даже инвесторов. То есть, полезных для своих идей людей. Нужно развивать местный уровень предпринимателей, разрабатывать инновации. Но без практического опыта это труднее сделать. Нужно общаться с реальными людьми на рынке.

О развитии региона и бизнес-конференциях

– Многие предприниматели смотрят в сторону столицы, почему вы так нацелены на развитие региона?
Во-первых, в неконкурентной среде легче развиваться. Ты можешь протестировать собственную идею на местном уровне и посмотреть, будет ли она пользоваться популярностью. Здесь безопаснее натыкаться на подводные камни. Начать в регионе – это минимальные риски. И в идеале, отработав свою модель тут, предприниматели должны не переезжать, а расширяться. У меня такая же тактика: мы не ограничимся рынком Полоцка и Новополоцка, а будем выходить на республику и, возможно, даже дальше. Но. Мы не будем закрывать производство здесь. Мы не можем оставить людей без наших десертов и просто уехать.
Развиваться в регионе тоже проще. В Минске многое уже было придумано, организовать что-то новое и интересное там гораздо сложнее. Можно, конечно, изучить рынок большого города и перенять что-то к нам. Но зачастую в городе-миллионнике модель работает, а в маленьком – нет. Здесь нужно правильно оценивать рынок, определять целевую аудиторию. Только после самостоятельных исследований понимаешь, стоит это тестировать или нет. А при успехе можно масштабироваться.
– Мы с вами познакомились еще в 2019 году, когда организовывали в университете конференцию Level Up. Тогда вы были одним из наших партнеров. Уже тогда вы сотрудничали с самой крупной конференцией в Беларуси «Бизнес-Пробуждение». 29 мая в Минске пройдет пятая такая конференция. Вы в ней участвуете?
Первое мое сотрудничество с «Бизнес-Пробуждением» было 2 года назад. На третьем форуме я пришел к организаторам с предложением. Идея этих мероприятий – развитие предпринимательства, которая близка и мне. Поэтому я решил, что нужно с ними «запартнерится» и проводить совместные, но менее масштабные форумы для регионов. За Витебскую область был готов отвечать я. Мою «заявку на сотрудничество» приняли. На тот момент у них намечался 4-ый форум «Бизнес-Пробуждения», а уже после него они бы подумали о моей идее. Но, к сожалению, в связи с эпидемиологической ситуацией все эти мероприятия были приостановлены и в регионы пока что не пошли.
В этом году мы все так же являемся партнером «Бизнес-Пробуждения», рассказываем о ценности таких мероприятий. В будущем планируем возродить мою идею о региональных форумах.
Роман Лихоманов Делай!

У меня такая же тактика: мы не ограничимся рынком Полоцка и Новополоцка, а будем выходить на республику и, возможно, даже дальше. Но. Мы не будем закрывать производство здесь
– Это было бы замечательно.
Почему такие форумы интересны и чем это клево? Во-первых, там собирается большое количество предпринимателей с интересными идеями и продуктами. Если ты сам не определился, чего конкретно хочешь, можно пообщаться с другими людьми. Все приезжают туда открытыми и готовыми делиться своим опытом. Происходит обмен энергетикой между людьми, которым не все равно. Если ты нацелен на какой-то результат, ты его в любом случае там получишь.
Во-вторых, спикеры высокого уровня. Эти люди – долларовые миллионеры, которые построили миллиардные компании. Их опыт – это не опыт мелкого бизнеса. Процесс и масштаб их мышления совсем другой. Этому нужно учиться. То есть, основатель Додо-Пицца, который построил самую крупную франшизу в России, – такой же человек, как и мы. Если он сумел это сделать, то почему у тебя не получится? Пообщаться с этим человеком вживую, даже просто послушать его на сцене – это уникальная возможность. Потому просто позвонить и попасть к нему на встречу шансов в силу его занятости мало. А здесь он изначально открыт к диалогу, даже личному.
В-третьих, на «Бизнес-Пробуждении 5.0» будет сессия «Вопрос-Ответ» с Евгением Черняком, бизнес-спикером №1 в СНГ. Это идеальная возможность задать любой интересующий вопрос и получить развернутый, профессиональный ответ.
Поэтому говорить о том, что это бесполезно неправильно. Даже чаты, которые создаются на форумах, – кладезь полезностей. В них участники могут оставить любой запрос и получить на него максимально быструю реакцию. Нужно найти помещение в Минске? Тебе сразу набросают варианты. Нужно найти работников? Тебе сразу набросают варианты. Настоящий клад для нетворкеров!
И фактор мотивации, конечно, не маловажен. Смотреть на людей, добившихся успеха, самому находясь в начале этапа, дает понимание, что всё возможно. Главное не останавливаться и не позволять каким-то проблемам себя сбить. А на таких форумах как раз та публика, которая поможет найти этим проблемам решение. Поэтому надо ехать! (улыбается)

Если не знаешь, делать или нет, – делай!

– Приятно, что в ПГУ есть такие успешные выпускники. Хочется, чтобы их становилось больше. Какой бы вы дали совет нашим студентам, которые интересуются предпринимательством.
Если не знаешь, делать или нет, – делай!
– Просто и со смыслом.
Да, всегда нужно делать. Есть идея – реализуй ее. 10 попыток неудачных – с 11-ой точно повезет. Лучше целиться в большую мечту и промахнуться, чем целиться в «плохую» и попасть. Быть до конца уверенным в себе и своем продукте, пробиваться и не бояться – вот и весь секрет. А если в процессе понимаешь, что твоя идея не востребована на данном рынке в данное время, то это все равно лучше, чем сидеть и гадать «зайдет или нет». Не будешь действовать – так и останешься на месте. Поэтому обязательно надо делать.
Спасибо Роману за интервью и новый взгляд на роль университета в развитии регионального предпринимательства! Вас интересует тема открытия собственного бизнеса? Управляющая компания Online Startup помогает начинающим предпринимателям выйти на рынок. Обратиться к ним напрямую можно через Instagram-аккаунт @online__startup . А еще при подписке на аккаунт, вы можете получить скидку 10% на билет на самый масштабный бизнес-форум «Бизнес-Пробуждение 5.0». Не упустите свой шанс!

Антонина Малей
Анна Нанос
Фото: Артур Римович

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie