Первокурсники финансово-экономического факультета (группы 13-ЛГ-1 и 13-ЛГ-2) отвлеклись от постижения финансовой грамоты, чтобы погрузиться в мир психологии. Любовь Викторовна Кравцова, педагог-психолог социально-педагогической и психологической службы (СППС) отдела воспитательной работы ПГУ, провела с ребятами дискуссионную беседу «Понимаю других – понимаю себя», которая была направлена на сплочение группового коллектива, формирование у студентов стремления к познанию себя и своих возможностей для эффективного общения со сверстниками, создание позитивной психологической атмосферы в группе.

У каждого человека есть своя теория, касающаяся того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде индивидом, отличает его от остальных людей. При этом возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам себя считает. Студентам было предложено разделить лист бумаги на две равные части по вертикали и в первой графе написать пять основных ответов на вопрос: «Какой я?». Ответы во второй графе должен был написать по их выбору кто-то из однокурсников. Затем нужно было отметить совпадающие ответы. По желанию отдельные участники озвучили совпавшие ответы для всей группы.

Понимаю других – понимаю себя: Дискуссионная беседа

Вопросы из «конверта откровений» послужили толчком к мини-дискуссии на тему межличностного общения. Студенты по очереди озвучивали подготовленные сотрудниками СППС вопросы и отвечали вслух, другие высказывали свое мнение, оценивали точку зрения однокурсника и отстаивали свою.

Понимаю других – понимаю себя: Вопросы из «конверта откровений»

Среди обсуждаемых вопросов были, например, такие:

– Может ли неудачно сказанное выражение спровоцировать Вас на резкость или грубость?

– Поправляете ли Вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, термины, понятия, жаргонная лексика?

– Может ли у Вас быть снисходительный, менторский тон, с оттенком пренебрежения и иронии в общении?

В ходе обсуждения внимание студентов обращалось на возникающие барьеры общения и необходимость совершенствования коммуникативных навыков.

После дискуссии студентам были розданы листы бумаги и было предложено сложить лист вдвое, оторвать правый верхний угол, затем повторить это действие по команде психолога 4 раза. При демонстрации остатков листов бумаги все увидели разнообразные варианты «снежинки».

Понимаю других – понимаю себя: Демонстрации остатков листов бумаги

Понимаю других – понимаю себя: Разнообразные варианты «снежинки»

Понимаю других – понимаю себя: Первокурсники финансово-экономического факультета

При обсуждении был задан вопрос: «Можно ли сказать, что у кого-то бумага оторвана неправильно? Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от того, совпадает ли наш образ мыслей и действий с его образом?». Студенты пришли к выводу, что каждый человек индивидуален и неповторим, у каждого своя картина мира. При создании картины мира одного из участников первокурсники проявили творчество и юмор. «Скульптуры», отображающие мир главного героя в обеих группах, добавили позитива в атмосферу, царящую на занятиях. Разрушение мира героев происходило постепенно, они остались одни. Упражнение проиллюстрировало тему утраты привычного мира в связи с поступлением в вуз, особенно у иногородних студентов. Первокурсники пришли к выводу, как важно найти поддержку в группе при изменившихся условиях жизни.

Понимаю других – понимаю себя: Создании картины мира одного из участников

Понимаю других – понимаю себя: «Скульптуры», отображающие мир главного героя

В ходе проективной игры «Мы – режиссеры» студентам была предложена воображаемая ситуация, в которой каждый из них выступил в роли режиссера, который должен снять фильм о своей группе. Нужно было дать название своему фильму, указать жанр фильма и выбрать, кого бы из одногруппников они пригласили на следующие роли:

1. Главного героя.

2. Отзывчивого человека, кто всегда поможет.

3. Того, кто считает себя лучше других.

4. Интеллектуала, того, кто самый умный.

5. Пессимиста, того, кто вечно недоволен.

6. Замкнутого человека, кто держится в стороне от других.

7. Эпизодическую роль.

8. Какую роль ты выбрал бы себе?

В конце занятия участники обменялись комплиментами, ведь в каждом человеке есть нечто, за что его можно похвалить.

Договорились о следующей встрече, на которой студенты будут ознакомлены с результатами проективной игры «Мы – режиссеры». Интересно узнать, каким тебя видят окружающие, как оценивают тебя со стороны. Это поможет каждому разобраться с вопросами: «Что мне мешает занять в группе подобающее положение, какие качества характера следует развивать, от каких недостатков необходимо избавиться?»

Любовь Викторовна Кравцова, педагог-психолог СППС ОВР

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie