Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой является преемником вековых традиций образования на Полоцкой земле. Проект «Славная летопись» ставит целью представить богатейшую историю университета и людей, сделавших имя себе и своей alma mater, – выпускников разных временных периодов.
Полоцкий коллегиум

Полоцкий коллегиум
Полоцкий коллегиум – это уникальный исторический памятник Беларуси, который обладает богатой многовековой историей. Будучи символом образовательной традиции Полотчины, коллегиум всегда оставался центром культуры и образования Белорусской земли.
В 1812 году коллегиум был преобразован в Полоцкую иезуитскую академию, которая действовала вплоть до 1820 года. Согласно легенде, во время штурма Полоцка 7 октября 1812 года 1-м русским пехотным корпусом под командованием генерала от кавалерии Петра Христиановича Витгенштейна, при обстреле позиций французов и баварцев из русских артиллерийских орудий, одно из ядер влетело через окно первого этажа Полоцкой иезуитской академии и до половины крепко засело в стене. Позднее выяснилось, что это была бомба, которая не взорвалась только благодаря тому, что фитильное отверстие оказалось внутри стены.
25 июня 1835 года на месте академии был открыт Полоцкий кадетский корпус. Для его воспитанников ядро служило наглядным свидетельством героической истории войны 1812 года, в которой участвовали их предки. Над ядром была закреплена медная полукруглая табличка с гравировкой «7-го октября 1812 года». Вскоре появились и традиции, связанные с ним. Изображение «Витгенштейновского ядра» позднее разместили на жетонах Полоцкого кадетского корпуса и на нагрудных знаках о его окончании, что позволяло сразу узнать Полоцких кадет.
Витгенштейновское ядро

Витгенштейновское ядро
Традиции почитания ядра сохранялись долгое время вплоть до эвакуации корпуса из города в 1914 году в связи с приближающимся фронтом в годы Первой мировой войны. Большинство реликвий вывезли, но ядро осталось на месте. Позднее с приходом советской власти в кадетском корпусе было решено устроить курсы красных командиров. В рамках большевистской идеологии от всего прежнего следовало избавиться. Бомбу сняли со стены, и ее дальнейшая судьба долгое время оставалась неизвестной.
В 2012 году при восстановлении старого иезуитского колодца на дне вместе с остатками посуды, украшенной клеймом «П.К.», был найден артиллерийский снаряд. После проведенного исследования можно с уверенностью утверждать, что это и есть «Витгенштейновское ядро», которое спустя 100 с лишним лет стало центральным элементом Галереи выпускников Полоцкого кадетского корпуса.
Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой с почитанием относится к историческому наследию Полотчины. В 2023 году в стенах Полоцкого коллегиума был открыт выставочный проект «Славная летопись», центральным экспонатом которого стало легендарное «Витгенштейновское ядро».
Галерея выпускников

Галерея выпускников
Период существования Полоцкого кадетского корпуса – неотъемлемая часть истории университетских стен. Идея же создания экспозиции, посвященной выдающимся выпускникам этого учебного заведения, возникла давно и принадлежала Евгению Владимировичу Глазырину, старшему преподавателю кафедры истории и туризма. Им были собраны подробные биографические сведения о бывших воспитанниках кадетского корпуса, в частности тех, кто отличился в различных областях науки и общественной жизни. Эти материалы и стали основой для создания Галереи выпускников.
Из немалого количества «самых» предстояло выбрать «самых-самых», что на самом деле оказалось очень сложной задачей, ведь практически у каждого целый перечень заслуг. В итоге стены украсили портреты тринадцати личностей, прославившихся как своими научными трудами, открытиями, изобретениями, так и военной доблестью.
Реализация проекта заняла больше года. Была детально проработана содержательная и визуальная его сторона. Несомненно, «изюминкой» стало «Витгенштейновское ядро». Примечательно, что именно в ходе подготовки проекта выяснилось, что артиллерийский снаряд, давно находившийся в наших руках, и есть та самая легенда, реликвия для целых поколений полоцких кадет. Теперь ядро вновь заняло свое «законное место» на коридоре первого этажа.
Галерея выпускников

Галерея выпускников
Более чем за 80 лет существования, из стен Полоцкого кадетского корпуса вышло более 3000 воспитанников, многие из которых прославились как выдающиеся военные и государственные деятели, ученые, внесшие значительный вклад в развитие мировой науки, представители различных видов искусства. Выпускники корпуса становились героями Отечества. Благодаря этому учебному заведению Полоцк стал одним из центров высшего образования во всей Европе.
Выставочный проект «Славная летопись» знакомит нас историей 13 выдающихся выпускников Полоцкого кадетского корпуса, портреты которых выполнила Мария Сергеевна Мухоморова, ведущий специалист по дизайну Отдела по связям с общественностью Полоцкого университета. 
М.С. Мухоморова

М.С. Мухоморова
Мария, почему Вы решили принять участие в таком знаковом проекте?
В проекте «Славная летопись» я увидела отличную возможность проявить себя со стороны своих художественных навыков. Я люблю сложные задачи, нахожу в этом определенный вызов для себя и возможность получить ценный опыт, стать лучше, как специалист. Также в данном проекте мне была важна возможность внести свой вклад в сохранение истории Полоцкой земли, отдать дань уважения знаковым историческим личностям, повлиявшим на развитие науки и общества.
Почему было принято решение их нарисовать вручную?
Согласно задумке проекта галереи, предполагалось, что портреты будут иметь размер 65х75 сантиметров. Исходные фотографии выпускников были очень плохого качества. По сути, имеющееся разрешение фотографий позволяло воспроизвести их в размере не более 5х7 сантиметров. Многие детали, такие как черты лица и нагрудные знаки, были попросту неразличимы. Также фотографии сильно отличались друг от друга по композиции, тону, освещению, цвету фона и степени детализации.
Детали каждой из этих фотографий так или иначе пришлось бы восстанавливать вручную и приводить все портреты общему виду. Из всех подобных техник реконструкции изображений, лучше всего я владею цифровой живописью. К тому же, живописная манера подачи портретов с последующей печатью на холстах лучше всего отразила бы концепцию проекта – своеобразный симбиоз исторического и современного, сохранение и преумножение опыта прошлых поколений в контексте культурного и научного прогресса, совмещение принципов традиционного искусства с нынешними технологиями и тенденциями в сфере компьютерной графики. Исходя их всех вышеперечисленных факторов, нами было принято решение отрисовать портреты вручную.
Славная летопись
Чем Вы вдохновлялись при написании портретов? Сколько времени понадобилось, чтобы написать их?
На один портрет уходило в среднем от 1-2 недель до месяца в зависимости от сложности моделировки освещения, количества важных деталей и нюансов внешности каждой исторической персоны. Вдохновлялась я как творчеством старых мастеров, так и работами современных значимых цифровых художников. В своих работах я всегда стараюсь совмещать опыт старой и новой школы живописи.
Запомнился ли Вам какой-то из написанных портретов? Почему?
Хочу сказать, что мне так или иначе запомнился каждый портрет. Все эти люди имеют весьма яркую внешность и историю. Больше всего мне хочется выделить три портрета. В первую очередь – Александр Яковлевич Милович. Это был первый написанный мною портрет из серии выпускников. Исходная фотография данной исторической персоны была самой «плохо сохранившейся» – маленькое разрешение, сильный контраст светлых и темных зон с грубыми переходами, на фоне которых едва ли возможно было различить какие-либо черты лица. Мне пришлось приложить все свои усилия, все свои навыки и чутье, чтоб воссоздать лицо настолько точно, насколько это вообще было возможно.
Второй запомнившийся мне выпускник – Николай Александрович Бржозовский. Его внешность показалась мне очень колоритной – суровое выражение лица, нахмуренные брови, строгий взор, устремленный вдаль – словом, все во внешности этого человека говорит о том, через какое великое множество ожесточенных боев он прошел за свою жизнь. В работе над данным портретом я старалась сохранить образ закаленного в сражениях воина.
Портрет Романа Исидоровича Кондратенко стал третьей запомнившейся работой. Данный выпускник также обладает весьма яркой внешностью с живым взглядом, направленным прямиком на зрителя. Исходная фотография Романа Исидоровича была в малом разрешении, и работа над портретом усложнялась богатым убранством мундира, и наличием целых шести наград. Мне понадобилось много времени и сил, чтоб помимо выразительной мимики в точности отрисовать все награды, филигранную вышивку на воротнике и эполеты.
Славная летопись
Были ли трудности при написании портретов?
Работа над любым произведением, подразумевающим активное использование творческих навыков – это всегда сложный и интенсивный мыслительный процесс. Даже если как художник вы имеете отработанный пайплайн, обладаете прекрасным чувством натуры и хорошо видите светотень, объем и тон. Работа над картиной почти всегда превращается в поиск наиболее удачного решения, будь то баланс между обобщением и детализацией, большим или меньшим обозначением акцентов. Для художника важно знать, когда нужно остановиться и оставить холст в своем наилучшем виде. Могу сказать, что в работе над портретами именно это и вызвало наибольшую сложность – соблюдение «золотой середины» между перфекционизмом и минимализмом. Нарушение этого баланса приводило к потере портретного сходства и целостности композиции.
Какими техниками реконструкции портретов Вы пользовались? Как Вы этому обучились?
В своей работе я использовала метод цифровой живописи (digital art), подразумевающий использование живописных техник и цифровых кистей с имитацией традиционных материалов – холста, пастели и масляных красок. На начальных этапах работы я использовала нейросети. Вопреки распространенным заблуждениям, нейросети не способны сделать за художника всю осмысленную работу. Но они могут дать хорошую подсказку – каким образом лучше всего визуализировать материал и фактуру, какие детали внешности сделать более акцентными для достижения портретного сходства. Новые технологии упрощают и оптимизируют процесс, но не сделают и десятой части работы квалифицированного специалиста. Определенную академическую базу я получила в Детской художественной школе им. И.Ф. Хруцкого в Новополоцке и в ходе обучения в Полоцком университете по специальности «Дизайн». Цифровой живописью я начала заниматься на последнем курсе, видя в данном направлении больше возможностей и инструментов, в отличие от живописи традиционной, для реализации своих идей и проектов.
Славная летопись
Проект «Славная летопись» увековечил имена великих выпускников Полотчины не только в экспозиции Галереи выпускников Полоцкого кадетского корпуса, но и в памяти нынешнего и последующих поколений студентов Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой. Мы гордимся нашей историей!

«Славная летопись»

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie