Последние две недели на юридическом факультете Полоцкого государственного университета прошли под знаком визита Роберта Веллера, приглашенного профессора из Соединенных Штатов Америки. Мы попросили известного специалиста в области международного частного и налогового права, юриста с богатым опытом преподавательской деятельности рассказать о себе и особенностях американской системы юридического образования, также поделиться своими впечатлениями от посещения нашей страны и Полоцкого государственного университета.

Роберт Веллер, профессор из США

Корр.: Профессор Веллер, пожалуйста, расскажите немного о себе.

Р. Веллер: Я вырос в небольшом городке, который не слишком отличается от Полоцка или Новополоцка – практически такое же население, развитая промышленность, правда, не связанная с нефтепереработкой. Я изучал экономику в Гарвардском университете и мечтал о государственной службе. Потом я даже однажды принимал участие в выборах, но проиграл. После университета я поступил в Йельскую школу права, а по ее окончании стал работать юристом. Этот этап моей карьеры продолжался двадцать лет. Мне очень повезло: я получил огромный практический опыт. Я сотрудничал с депутатом Конгресса – помогал в реализации его программы, с мэром Нью-Йорка, с командой губернатора одного из штатов, некоторое время трудился в Налоговом управлении США.

Затем я переквалифицировался в юриста-судебника. Начинал с совсем небольших дел, но со временем стал отстаивать в суде интересы крупных корпораций – таких, как, например, Дженерал Моторс. Позже участвовал в международных судебных разбирательствах с участием японской, мексиканской сторон.

После двадцати лет работы на этом поприще я решил сменить поле деятельности и стал преподавать право в Кентском университете, штат Огайо. Через некоторое время мне удалось получить несколько грантов программы Фулбрайта. Сначала в 2002/2003 учебном году года я преподавал в Одессе, в Украине. Три-четыре года спустя я отправился в Молдову, в Кишинев. Вот как, если говорить кратко, складывалась моя карьера.

Корр.: Почему Вы сделали свой выбор в пользу изучения права?

Р. Веллер: Как и всех моих сверстников – поколение беби-бума, тех, кто родился в первое послевоенное десятилетие, – меня очень привлекала политика. В ту пору, когда я был старшеклассником, президентом США был Джон Кеннеди. В моей стране происходили глубокие перемены, и мы верили, что общество можно изменить к лучшему. Одновременно со мной в Йеле учились Билл Клинтон и Хиллари Клинтон. У них были схожие со мной интересы, те же причины заинтересованности в политике, такая же активная жизненная позиция. Единственное отличие между мной и Биллом Клинтоном заключается в том, что он оказался куда более успешным политиком, чем я.

Корр.: Вы оказались в Беларуси по программе Фулбрайта?

Р. Веллер: Да. Я уже упоминал, что работал по этой же линии в Одессе и Кишиневе. Кроме того, в рамках этой программы я преподавал и в Николаеве (Украина). В нынешнем году я также находился в списке возможных лекторов, и ваш юридический факультет остановил свой выбор на мне. Стоит сказать, что Беларусь до сих пор оставалась последней европейской страной, в которой мне еще не доводилось бывать. Мне было на самом деле интересно приехать сюда, и я воспользовался вашим приглашением.

Корр.: Что Вы думаете о юридическом образовании в Республике Беларусь? Можно ли сравнить нашу и американскую системы подготовки юристов?

Р. Веллер: Американская и белорусская системы очень отличаются. У нас, прежде чем поступить в школу права, нужно отучиться четыре года в университете и получить степень бакалавра, причем не важно, в какой области знаний. Студенты, которые обучаются в школе права, не часто сталкиваются с юридическими дисциплинами на уровне бакалавриата. Тем не менее, у них за плечами есть четыре года университетской подготовки и определенная зрелость. Они более самостоятельны и мотивированы, чем американские девятнадцатилетние ребята, да и, мне кажется, не только американские. С этой точки зрения, преподавать студентам школы права легче, чем студентам бакалавриата. Но высокий уровень аудитории требует от преподавателя больших усилий – познания молодых людей шире, а мысли глубже. У меня была возможность убедиться в этом на собственном опыте. С другой стороны, если говорить о недостатках нашей системы, то выходит, что для получения юридического образования требуется не четыре года, а семь лет. Это дорого!

Корр.: Заметили ли Вы какие-либо особенности учебной программы, которая используется для подготовки юристов в ПГУ? Возможно, что-то было бы полезно взять на вооружение и американским школам права?

Р. Веллер: Что касается учебных программ, которые используются для подготовки юристов в Беларуси, то мне тяжело судить об их достоинствах и недостатках. Все-таки я не специалист в сфере образования, а юрист-практик с двадцатилетним опытом преподавания практических аспектов права. Но я заметил следующее. Ваши студенты, а тем более магистранты, изучают дисциплины, которые у нас не входят в систему подготовки юристов. Например, криминология у нас может изучаться в университетах, но в школах права ее нет. То же касается изучения философии права и истории права. Подобное обособление искусственно и, возможно, не совсем оправданно. Думаю, ваши магистранты и аспиранты в своей научной и практической деятельности способны использовать познания в смежных с юриспруденцией областях гораздо успешнее, чем их американские собратья.

Корр.: Вы выступали перед нашими студентами с курсом лекций. Чему они были посвящены?

Р. Веллер: Я читал лекции двум отдельным группам: студентам 1-2 курсов и студентам 3 курса. Главным образом, я рассказывал о правовых аспектах международной торговли, международного бизнеса в целом. Кроме того, я немного затронул и проблемы международных налоговых отношений. Это очень широкая тематика, поэтому мы больше говорили о каких-то конкретных деталях. Студенты имели возможность задавать вопросы, и мы обсудили множество тем – от контроля над оружием в США до политического курса Дональда Трампа. Также я присутствовал на встрече с вашими аспирантами. На протяжении полутора-двух часов мы обсуждали актуальные для них вопросы. Например, один из молодых преподавателей интересовался широко обсуждаемой в США проблемой однополых браков. Мы затрагивали самые различные темы. Было очень интересно!

Роберт Веллер и Дэвид Симмонс

Корр.: В нашем университете уже два года работают американские фулбрайтовские стипендиаты – сначала это был Ник Костурос, а сейчас – Дэвид Симмонс; с двухнедельным курсом лекций приехали Вы. Возможно, существуют и другие программы, дающие возможность пригласить к нам американских преподавателей?

Р. Веллер: Я не слышал о них, хотя, не исключаю, что таковые есть. После окончания второй мировой войны программа Фулбрайта – основная программа образовательных грантов в США. Она действует с 1946 года, когда, кстати, родился и я.

Уильям Фулбрайт был молодым человеком из штата Арканзас, когда так же, как позднее его земляк, Билл Клинтон, получил международную стипендию Сесиля Родса для обучения в Оксфорде. Уильям Фулбрайт был убежден, что этот опыт сыграл в его жизни решающую роль. Поэтому, когда после окончания войны, которую у вас называют Великой Отечественной, он стал сенатором, по его инициативе была запущена программа, получившая его имя. Это на самом деле крупный и полезный проект!

Не думаю, что в Соединенных Штатах есть еще что-то похожее, поскольку государство целенаправленно финансирует именно эту программу. Знаю, что иногда университеты осуществляют совместные программы обмена студентами и преподавателями с зарубежными вузами, но я никогда не принимал в них участие и не знаю, как они работают.

Корр.: В чем Вы видите основной итог своего визита в Полоцкий государственный университет?

Р. Веллер: Для меня – это интересный опыт. Я получил возможность лучше узнать еще одну европейскую страну и ее политические особенности, завязать новые знакомства. Можно только предполагать, насколько полезным оказался мой визит для студентов. Надеюсь, некоторые из них всерьез задумались об обучении за рубежом или обратили внимание на те конкретные вопросы права, о которых я рассказывал в лекциях. В грядущие десять, двадцать, тридцать лет Беларусь ждут значительные перемены. Возможно, мой визит поможет сегодняшним студентам лучше подготовиться к будущему – даст дополнительную мотивацию к развитию и расширит их кругозор.

Визит Роберта Веллера в Полоцкий государственный университет

Корр.: Вы имели возможность побывать в Полоцке, Мире, Несвиже, увидеть некоторые главные достопримечательности этих исторических городов. Какое впечатление на Вас произвела наша страна?

Р. Веллер: Мне очень понравился сам Полоцк. Кроме того, я получил удовольствие от общения с преподавателями факультета, переводчиками, и, конечно же, студентами. В хорошей компании из семи человек мы совершили увлекательное путешествие в Мир и Несвиж. Очень жаль, что американцы так мало знают о Беларуси! Думаю, многие мои соотечественники получили бы от посещения вашей страны не меньшее удовольствие.

 Увлекательное путешествие в Мир и Несвиж

Корр.: А какие впечатления у Вас останутся от знакомства с нашим университетом и его юридическим факультетом?

Р. Веллер: Главное впечатление от посещения ПГУ – исключительный прием, который мне был здесь оказан, и удовольствие от общения с самыми разными людьми в университете! Как вы, наверное, знаете, Посольство США в Республике Беларусь ограничено в финансовых возможностях содействия приезду к вам американских преподавателей. В вашей стране есть и немало других университетов, которые так же нужно охватить таким сотрудничеством. В последние два года у вас работали американцы, и в ближайшие несколько лет новые фулбрайтовские стипендиаты или приглашенные профессора сюда, наверное, не попадут. Но это совсем не отменяет того, что я уже говорил и хочу сказать еще раз: ПГУ – замечательный университет, где искренне рады гостям и умеют на самом высоком уровне обеспечить их пребывание. Декан юридического факультета и руководство отлично выполнили свою работу!

Знакомство с юридическим факультетом ПГУ

Юридический факультет произвел на меня очень сильное впечатление! Во-первых, я был поражен молодостью декана и преподавателей! Это замечательно! В подобных заведениях такая ситуация – большая редкость, но, по-моему, в этом состоит ваше большое преимущество. Во-вторых, меня поразила прекрасная материальная база факультета! С этой точки зрения, школа права, в которой учился я, просто не идет ни в какое сравнение с вашим юрфаком. В Кентском университете, где я преподавал, мой кабинет был тоже гораздо скромнее. Вашим студентам очень повезло!

Профессор Роберт Р. Веллер: «Вашим студентам очень повезло!»

Я много общался с вашими преподавателями, мы обменивались вопросами, делились мнениями, и у меня сложилось впечатление, что на факультете работают исключительно добросовестные, вдумчивые и квалифицированные преподаватели. Я был очень рад оказаться здесь!

Беседовал Владимир Филипенко

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie