Каждый хоть раз в жизни был участником или свидетелем конфликтной ситуации. О том, что такое конфликт, как его предотвратить и как управлять им, рассказала студентам Полоцкого государственного университета Татьяна Владимировна Кривицкая, педагог-психолог социально-педагогической и психологической службы ПГУ. А помогала ей студентка-выпускница специальности «Практическая психология» Ксения Ивашкевич.
Для ребят, проживающих в общежитии № 2, был проведен тренинг на тему: «Профилактика конфликтных ситуаций». Ксения выступила здесь в роли тренера.
В начале тренинга ребятам было предложено написать, что такое «конфликт» в их понимании, затем Ксения предложила ребятам теорию, касающуюся структуры конфликта, конфликтогенов и способах выхода из конфликтных ситуаций. Далее информация была закреплена практическими упражнениями.
Ребята активно включались в работу и с энтузиазмом выполняли все предложенные задания. Очень внимательно и эмоционально студенты отнеслись к упражнению «Молва», суть которого заключалась в следующем: несколько участников выходят за дверь, одному зачитывается текст, затем он передает полученную информацию другому участнику, которого зовут по сигналу, и так по цепочке. Последний человек должен был всем рассказать услышанное. Вот так и рождаются слухи.
Дополнительно Ксения, подготовила целую серию упражнений, помогающих находить конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций и помогать сохранять психическое равновесие: «Комплимент», «Я-высказывание», «Варианты общения» и «Смена акцентов».
«На мой взгляд, тренинг прошел успешно. Участники оставили положительные отзывы о тренинге. При проведении обратной связи выяснилось, что ребятам больше всего заполнилось упражнение «Молва». В будущем я планирую провести еще серию тренингов. Мне очень понравилось работать со студентами, это интересно и увлекательно. Узнаешь много нового. У них есть, чему поучиться…» – поделилась своими мыслями наш будущий психолог в конце тренинга.
Для студентов гр. 14-ФС спортивно-педагогического факультета было проведено занятие с упражнениями на тему: «Профилактика конфликтного поведения». Здесь Ксения Ивашкевич выступила в роли помощницы. Практический опыт работы практикующего педагога-психолога и теоретические знания будущего специалиста позволили провести гармоничное и интересное занятие.
Ребята получили понятие о конфликте, о его структуре и динамике, о возможности корректировки собственного поведения и отношения к ситуации, а также способах и приемах воздействия на поведение оппонентов.
Ксения дала информацию студентам о «зонах общения», «способах выхода из конфликтных ситуаций»; педагог-психолог Кривицкая Т.В. помогла ребятам на практике закрепить полученные знания и приобрести новые навыки и умения.
Были проведены следующие упражнения: «Границы», «Скептики и оптимисты», «Перетягивание газеты», «Спящие львы» в ходе которых ребята учились «рисовать правильные границы» в различных жизненных ситуациях, находить наиболее благоприятные пути разрешения конфликтных ситуаций, оптимистично смотреть на негативные обстоятельства и пессимистично реагировать на жизнерадостные события в игровой форме.
В конце занятия студенты смогли обсудить возникшие в ходе упражнений вопросы, поделиться своими впечатлениями, эмоциями и мыслями.
Для закрепления материала все студенты получили памятку «Как вести себя в конфликтных ситуациях?»:
1. Подумайте, чему Вас может научить конфликт?
2. Спросите у своего внутреннего голоса, чему можно научиться, какую пользу можно извлечь из этого печального опыта?
3. Отведите конфликту соответствующее ему место:
а) Не позволяйте отрицательному жизненному опыту сбить Вас с пути.
б) Определите собственную позицию и исходите из нее, не допускайте влияния на нее других людей.
в) Не давайте конфликту подорвать ваше доверие к самому себе и понизить свою самооценку.
г) Помните, что конфликты составляют только малую часть вашей жизни.
4. Избавьтесь от отрицательных эмоций, оставшихся после конфликта, следующим образом:
а) Научитесь прощать самого себя.
б) Выждите некоторое время, чтобы связанные с конфликтом чувства исчезли.
в) Осознайте, что другие люди могут менее критично оценивать вас и случившееся, чем вы сами.
5. Не позволяйте другим людям становиться препятствием:
а) Стремитесь к общению с положительными и доброжелательными людьми.
б) Не тратьте слишком много сил на переубеждение скептиков или на общение с теми, кто не хочет Вас слушать
в) Не позволяйте другим людям возбуждать в вас чувство вины.
г) Будьте готовы к общению с теми, у кого, по Вашему мнению, после конфликта остался неприятный осадок.
Хочется выразить благодарность Наталье Николаевне Струниной, старшему преподавателю кафедры теории и методики преподавания, за отличную подготовку студентов и конечно Ксении Ивашкевич за прекрасную работу. Надеемся на дальнейшее сотрудничество с кафедрой, которое позволило бы студентам-психологам получить ценный опыт работы со студенческой аудиторией, отработать на практике навыки будущей профессии, а в свою очередь, специалистам СППС расширить возможности своего профессионального поля деятельности, а также повысить эффективность воспитательной работы со студентами в целом.
Татьяна Владимировна Кривицкая, педагог-психолог СППС ОВР