10 сентября 2018 года в Полоцком государственном университете прошел международный форум «Университет Болонского типа: внутренняя система обеспечения качества», в рамках которого докладчики делились своим международным и университетским опытом внедрения системы обеспечения качества в учреждениях высшего образования. Модератором форума выступила Светлана Вегера, доктор экономических наук, профессор, первый проректор ПГУ. В работе форума приняли участие деканы, заведующие кафедрами, представители студенческих советов факультетов, преподаватели и студенты. Форма панельной дискуссии позволила участникам форума и экспертам обмениваться умозаключениями и обсуждать мнения, озвученные во время докладов. Между студентами завязалась оживленная полемика, подтверждающая неравнодушие молодых людей к теме форума.

Сергей Пешкун, начальник отдела международных связей ПГУ, выступил с докладом о внутренней системе обеспечения качества. В частности, он рассказал про стратегические разработки Полоцкого госуниверситета для внедрения внутренней системы обеспечения качества и обрисовал перспективы внедрения системы и перехода к культуре качества в университете. Сергей Васильевич заострил внимание на том, что качество образования – это двигатель и инструмент процесса, который позволяет конкурировать учебным заведениям в условиях массификации высшего образования.

Далее с докладами выступили зарубежные гости: Маркус Штайнмайер, профессор, доктор филологических наук гуманитарного факультета Института германистики и литературоведения университета Дуйсбург-Эссен, эксперт в области интернационализации высшего образования; и Кристиан Ганзойер, профессор, доктор филологических наук, глава отдела образования Агентства проектного менеджмента федерального Министерства образования и науки Германии.

Приглашенные эксперты в своих выступлениях раскрыли два вопроса: зачем и почему нужна система обеспечения качества, и исходя из своего многолетнего опыта, предложили 10 шагов, как ее достигнуть. Зарубежные профессора отметили, что внедрение системы обеспечения качества – бесконечный процесс, поскольку существуют множество факторов, влияющих на качество образования. Также гости в своем выступлении подчеркнули, что система обеспечения качества – это не только и не столько контроль образовательного процесса, сколько создание условий и среды, при котором станет возможным высокое качество преподавания и обучения.

Далее наступило время выступлений экспертов из Полоцкого госуниверситета. Для объективности и полноты картины были представлены доклады студента, преподавателя и представителя администрации вуза.

Роман Волков, студент 4-го курса юридического факультета ПГУ, является членом рабочей группы проекта с Институтом по правам человека и гуманитарному праву им. Р. Валленберга (Лунд, Швеция): «Программа сотрудничества с белорусскими университетами в области прав человека на 2015-2019 годы». Раздел проекта: «Обеспечение непрерывного контроля студентами качества образования и права студентов на участие в процессе принятия решений». В своем выступлении он рассказал о важности роли студентов в оценке и повышении качества образования, предложил формы участия студентов в оценке и повышении качества образования: анализ различных инструментов и их эффективности, в частности, речь шла об анкетировании студентов по вопросам удовлетворенности качеством образования – выбор критериев оценки удовлетворенности.

Павел Соловьев, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ПГУ, в своей методике преподавания ориентирован на мнение студенческой аудитории. В своем докладе он рассказал о практике использования социальных сетей для оценки студентами качества преподавательской деятельности, какие использует инструменты сбора, обработки и использования мнения студентов по вопросам совершенствования программы учебного курса.

Надежда Борейко, к.э.н., доцент, начальник учебно-методического отдела, член рабочей группы проекта FOSTERC «Развитие компетенций в высшем образовании Республики Беларусь» (программа ЭРАЗМУС+) рассказала о механизме разработки показателей для определения результатов обучения на основе компетенций, как одной из задач внутренней системы обеспечения качества. Результатом разработки показателей явилось формирование анкет для трех групп респондентов: выпускников, преподавателей и работодателей.

Форум нашел горячий отклик у присутствующих в зале, значит, тема актуальна, и главное доказательство этого – отзывы участников:

Александр Витальевич Дудан, декан механико-технологического факультета: «Форум был очень полезен для всех его участников: и студентов, и преподавателей, и администрации университета – особенно выступление европейских профессоров из Германии. Считаю, что тот опыт, который они приобрели, работая в данном направлении, конечно, в стопроцентном отражении перенять нам очень сложно, потому что у них иначе построена система образования, как такового нет министерства, они вольны сами определять качество образования, и аттестация у них проводится независимыми экспертами из Евросоюза, то есть они сами определяют свой путь, но какие-то основные постулаты, основные направления, которые касаются именно повышения качества обучения в сфере Болонского процесса, мы можем применить у себя. Поэтому все выступления, и выступление студента юридического факультета, и вопросы, которые задавал ему студент гуманитарного факультета, и вопросы, которые задавали наши профессора, в частности, Степан Григорьевич Ехилевский, были очень полезны, и, думаю, что это позволит освоить те направления деятельности, которые требует Болонский процесс».

Сергей Плескач, 17-ТНГ: «Этот форум, на мой взгляд, хороший способ обсудить давно волнующие вопросы, выслушать критику и предложения. Была затронута довольно серьезная тема – о повышении качества образования, а также предложены различные варианты решения этой проблемы. Особенно порадовали гости из зарубежья. Услышал мнения об одной ситуации с разных сторон: представителей разных поколений, национальностей, специальностей. Большой плюс данной конференции – это свобода слова, каждый слушатель мог задать вопрос от себя (не заготовленный заранее, а по ситуации) представителям образования, даже проскакивали довольно провокационные вопросы, но на них мы услышали честные, объективные ответы, что очень порадовало. Ни капли не жалею потраченного времени на данное мероприятие, оно сделало мой день. Я был бы рад, если бы такие форумы проходили как можно чаще».

Александр Козлов, 17-ИСТГ (ИС): «Если говорить о формате панельной дискуссии, то это всегда подразумевает за собой диалог и обмен мнениями, и это, по моему мнению, главная фишка сегодняшнего мероприятия, и действительно здорово. Понравилось и то, что и зарубежные гости из Германии, и сотрудники нашего университета, и студенты едины во мнении – внутренняя система качества важна в условиях развивающегося Болонского процесса и мобильности между университетами Европы. Стоило бы, однако, отметить, что при объективной оценке есть недостатки, которые нужно решать, но я уверен, что если будут учтены мнения всех сторон, то мы получим великолепный результат, чего я и желаю в дальнейшей реализации проекта».

Владислав Корсак, 17-ТНГ: «Сегодня прошел форум, посвящённый довольно важной теме: «Улучшение качества образования». Меня порадовала подготовка к данному мероприятию. Полоцкий государственный университет пригласил гостей из Германии, которые, в свою очередь, рассказали, как они добивались улучшения качества в вузах своей страны.

Одним из важных моментов форума стало то, что на нем присутствовали представители разных поколений. Преподаватели, студенты и администрация могли общаться на одном уровне, не было никакой иерархии. Студенты не боялись высказать свое мнение, а преподаватели понимали, что они делают правильно и неправильно. Если задаться вопросом: была ли полезна данная конференция? То я могу с полной уверенностью ответить – определённо, да. Я услышал много полезной информации и данное мероприятие в какой-то степени мотивировало меня участвовать в жизни университета: делать что-то для его улучшения, а, соответственно, и для самого себя».

Ирина Шипко
Фото, видео: Полина Косаревская, Владимир Кривобороденко

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie