Проект MODEST – будущее аспирантуры - Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой

Международный проект MODEST (Modernization of Doctoral Education in Science and Improvement of Teaching Metodologies), направленный на совершенствование системы подготовки аспирантов (докторантов), был запущен в 2018 году. Беларусь в нем представляют три вуза, в том числе и Полоцкий государственный университет.

В январе 2019 года на базе Московского физико-технического института (МФТИ) и Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) состоялось координационное совещание по проекту. Очередной семинар прошел 17-18 июня 2019 года. На этот раз принимающей стороной стал Хельсинкский университет, расположенный в столице Финляндии.

Участники семинара по проекту MODEST

В семинаре приняли участие сотрудники вузов Беларуси, России, Польши, Армении, Латвии, Финляндии, Великобритании. Полоцкий государственный университет представляли заведующий аспирантурой Елена Геннадьевна Кремнева, секретарь приемной комиссии Оксана Валерьевна Скоромник и аспирант третьего года обучения Александр Андреевич Емельянов.

Скоромник О.В, Емельянов А.А., Кремнева Е.Г., Свистун А.И., Кулешов Н.В.

На фото слева на право: Скоромник О.В, Емельянов А.А., Кремнева Е.Г. (Полоцкий государственный университет);
Свистун А.И., Кулешов Н.В. (Белорусский национальный технический университет)

Скоромник О.В, Емельянов А.А., Кремнева Е.Г.

На фото слева на право: Емельянов А.А., Кремнева Е.Г., Скоромник О.В.

Основная цель мероприятия – обмен опытом научной и образовательной деятельности докторских школ (аспирантур-докторантур) стран-партнеров проекта. На семинаре была представлена система послевузовского образования Республики Беларусь. Ее отличительной особенностью является отсутствие каких-либо обязательных курсов для аспирантов (докторантов) – во время обучения молодые люди занимаются научной деятельностью по теме своих исследований.

Участники также ознакомились с научной и образовательной деятельностью докторских школ (аспирантур-докторантур) в Финляндии. О своем опыте рассказали руководители докторских школ (управленческий персонал), научные руководители аспирантов и сами аспиранты. Было рассмотрено четыре области: естественные, медицинские, гуманитарные и технические науки.

Слайд из презентации Сини Капинен

Слайд из презентации Сини Капинен «Управление докторскими программами», Хельсинский университет.

В докторском обучении в Хельсинкском университете можно выделить несколько особенностей:

  • привлечение на обучение наиболее талантливых и мотивированных докторантов (аспирантов);
  • обеспечение систематической, эффективной и качественной подготовки докторантов с учетом междисциплинарных исследований. В докторантуре предлагаются как академические курсы, так и курсы по «гибким» навыкам и планированию карьеры. У докторантов есть широкий выбор занятий по написанию научных статей и подготовке презентаций, научной этике и ведению научной дискуссии, написанию грантов и многим другим направлениям;
  • направленность на высокое качество подготовки докторантов, как для профессиональной карьеры в научной области, так и для занятия должностей высокого уровня в реальном секторе экономики.

Семинар продолжился совещанием, на котором участники обсудили детали и достигнутые результаты выполнения первого рабочего пакета проекта и другие административные вопросы. За ним последовало посещение лабораторий докторской школы естественных наук Хельсинкского университета.

Ускоритель ионных пучков

На фото – ускоритель ионных пучков. Хельсинкский университет

Мероприятие позволило участникам обменяться опытом организации работы в аспирантурах (докторантурах) и идеями по ее совершенствованию. Это поможет университетам более эффективно осуществлять научные исследования и образовательную деятельность аспирантов (докторантов).

Е.Г. Кремнева