Кирпичев Нил Львович
Кирпичев
Нил Львович
Выпускник Полоцкого кадетского корпуса (1866 г.)

Кирпичев
Нил Львович

Ученый в области теоретической и строительной механики, заслуженный профессор Николаевской инженерной академии, первый председатель Воздухоплавательного комитета при Главном инженерном управлении Русской императорской армии, управляющий делами Инженерного комитета при Главном военно-инженерном управлении Красной армии.

Образование

После окончания Полоцкого кадетского корпуса (1866 г.) и Михайловского артиллерийского училища (1869 г.) начал военную службу в крепостной артиллерии Кронштадта. В 1871 г. поступил в Николаевскую инженерную академию, завершив обучение по первому разряду с занесением имени на мраморную плиту в конференц-зале академии.

Преподавательская и научная деятельность

За успехи в учебе Н.Л. Кирпичев был оставлен сначала в должности репетитора, затем преподавателя. В 1885 г. получил звание полковника. В 1889 г. назначен адъюнкт-профессором по строительной механике и теоретической механике Николаевской инженерной академии, а в следующем году одновременно инспектором классов Пажеского корпуса. С 1890 г. стал экстраординарным профессором академии, в 1894 г. назначен постоянным членом Инженерного и Электротехнического комитетов Главного инженерного управления. В 1895 г. ему был пожалован чин генерал-майора.
Много лет Нил Львович одновременно преподавал механику в Электротехническом институте и Пиротехнической артиллерийской школе, кроме того, фортификацию в Академии Генерального штаба. Вел большую научную и практическую работу. Автор научных трудов по теоретической и строительной механике, аналитической геометрии. Занимался разработкой телеграфирования для военных нужд, принимал участие в подготовке проектов и строительстве Охтенского, Троицкого и Дворцового мостов через Неву в Петербурге, а также моста через Сырдарью, гидротехнических сооружений, затонов для судов на Амуре и Ладожского водопровода.
Большое значение имели работы Кирпичева, в которых были осуществлены теоретические обобщения знаменитых Березанских опытов 1912 г. для определения разрушительного воздействия новых типов снарядов по фортификационным сооружениям. Он разработал метод расчета и формулу для определения разрушительного эффекта новых типов артиллерийских снарядов, нормы расчетных нагрузок различных типов мостов.

Вклад в развитие военной инженерии

Огромную роль Н.Л. Кирпичев сыграл в становлении и развитии воздухоплавания и авиации в России. В 1880–1890 гг. занимался проверкой расчетов и рассмотрением проектов аэростатов и дирижаблей. Непосредственно участвовал в проектировании и строительстве первого русского дирижабля «Кречет», который был принят на вооружение российской армии и положил начало воздушному флоту России. 7 января 1911 г. Нил Львович получил Высочайшее благоволение. В этом же году он был назначен первым председателем Воздухоплавательного комитета при Главном инженерном управлении.
В Первую мировую войну Кирпичев являлся постоянным членом Инженерного комитета при Главном военно-техническом управлении, впоследствии стал управляющим делами того же комитета. В 1917 г. произведен в инженер-генералы. В 1918–1920 гг. руководил Инженерным комитетом при Главном военно-инженерном управлении Красной армии.

Конец жизни

В последние годы жизни преподавал в Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. Умер Нил Львович Кирпичев в 1927 г.

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie